НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
Официальный Ереван продолжает демонстрировать свою лояльность Москве. Национальное собрание Армении на внеочередном заседании ратифицировало протокол о взаимодействии стран ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, подписанный 23 декабря 2014 года в Москве, сообщает РИА «Новости».
Как заявил представлявший документ заместитель начальника полиции Армении Вардан Егиазарян, протокол предусматривает обмен информацией о новых киберпреступлениях и путях их пресечения, методах следствия, а также превентивного контроля.
«Стороны обязаны сотрудничать в интересах защиты информационного пространства от деструктивного воздействия, осуществлять взаимодействие по признакам преступлений, совершаемых с применением информационных технологий и квалифицируемых национальным законодательством как преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», — сказал Егиазарян.
Нетрудно заметить: документ ждал ратификации в армянском парламенте почти два года. Только вот момент для этой рядовой вроде бы процедуры в Ереване выбрали, скажем так, со смыслом. В самом деле, состоявшийся в Ереване саммит ОДКБ надо было отметить каким-то важным событием или жестом, и «зависший» с декабря 2014 года протокол для этого вполне годился.
Другое дело, что ратифицировать этот документ в Армении решились как раз в то время, когда в США выдвигают против России обоснованные обвинения в «кибервойне» и попытках повлиять при помощи хакерских атак на исход выборов. И это уже не первый прецедент: несколько лет назад Россию обвиняли в кибератаках власти Эстонии. В НАТО в ответ разработали целую систему кибербезопасности.
А в Ереване еще совсем недавно делали серьезную ставку именно на свой IT-сектор. Ереванские эксперты с пеной у рта доказывали: IT-сфера — это именно то, что необходимо всячески развивать. Во-первых, развитию IT-сферы никоим образом не препятствует «блокада». Во-вторых, за IT-технологиями будущее, спрос на них будет только расти. В-третьих, это не экспорт руды, а самая что ни на есть интеллектуальная отрасль. В-четвертых… Правда, закончилось все очередным провалом.
Как оказалось, в современном мире IT-технологий Армению вовсе не ждут с распростертыми объятиями. Да тут еще в декабре 2013 года в Ереване грянула «революция флешек» — работники IT-сферы протестовали против обязательного введения накопительной пенсионной системы. Митинг, впрочем, был вполне мирным — не было ни баррикад, ни «коктейлей Молотова». Но после того, как к участникам манифестации у стен здания Кабинета министров никто из влиятельных персон не вышел, а письмо, которое удалось передать в Кабмин, как признавали ереванские чиновники, никто и не собирался даже читать, «айтишники» поняли: «пара валить».
Тем более что из Армении и так уже уезжает один гражданин каждые 20 минут. Тем не менее IT-сфера и сегодня в Армении считается вполне респектабельной. Во всяком случае, президент Армении Серж Саргсян, по информации «Голоса Армении», принял студентов и учащихся, удостоившихся образовательных наград президента РА в сфере информационных технологий за 2016 год.
В этом году ежегодной образовательной награды президента РА удостоились 28 студентов и 15 учащихся из 5 вузов и 8 старших школ, отмечает «Голос Армении». И, выступая на этой церемонии, Серж Азатович глубокомысленно изрек: «Одной из приятных обязанностей президента является вручение наград, но в данном случае это вдвойне приятно, поскольку, во-первых, наград удостоились молодые люди, которым строить будущее Армении, а, во-вторых, IT-сфера является для Армении очень важной и перспективной».
По его мнению, «Армения завтрашнего дня должна быть в контексте развитого информационного мира. У нас нет иного пути. Этот путь является испробованным». Добавим от себя: IT-сфера в Армении считается по местным меркам «диверсифицированной». То есть еще не приватизированной Россией. Теперь же ратификация соглашения с ОДКБ вполне может означать, что теперь и IT-сфера Армении перейдет под контроль России — вслед за железными дорогами, границами, сотовой связью и т.д.
Нужна ли России такая «приватизация», большой вопрос, но, похоже, других карт у Армении на руках просто нет. Только вот и в российском лагере Еревану, судя по всему, неуютно. Особенно с учетом недавнего сближения Анкары и Москвы. И если еще до саммита ОДКБ существовали теоретические надежды Еревана, что это сближение, дескать, не затронет Карабах, то теперь Сергей Лавров, глава МИД РФ, поприветствовав возможное включение Турции в карабахское урегулирование, эти ереванские надежды попросту разрушил.
И вот на этом фоне на страницах «Лрагир» Ваге Гукасян, представляющий «Союз информированных граждан», выдал и такую фантастическую версию: оказывается, Россия надеется на давление Турции на Азербайджан! Такому полету мысли остается только позавидовать. И поинтересоваться, пардон, что курил сей «аналитик» перед тем, как создать свой шедевр.
Оказывается, по версии вождя «информированных граждан» Ваге Гукасяна, «министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, выступая в ПАСЕ, подтвердил желание Турции присоединиться к переговорному процессу. Слова министра иностранных дел можно было бы рассматривать как очередное проявление региональной про-азербайджанской политики Турции, если бы не заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, 14 октября о том, что Турция может сыграть положительную роль в урегулировании конфликта, если откроет армяно-турецкую границу и прекратит блокаду Карабаха и Армении».
Судя по всему, с информацией, точнее, с ее восприятием, у господина Гукасяна что-то не в порядке. Потому как в самом деле Сергей Лавров весьма четко дал понять: без урегулирования карабахского конфликта на открытие армяно-турецкой границе не стоит рассчитывать. Но о таких «мелочах» Гукасян не задумывается.
И продолжает гнуть свою линию: «Такая лояльная позиция России по отношению к связи Турции с переговорным процессом, свидетельствует о том, что Москва готова «пригласить» за стол переговоров имеющую огромное влияние на Азербайджан Анкару и даже выдвигает четкое условие Турции — открыть границу с Арменией».
И, наконец, апофеоз: «Россия, таким образом, сделав чрезмерно реальным вовлечение Турции в переговорный процесс, сможет, с одной стороны, заполучить новые рычаги для навязывания решений Армении, а с другой — у нее будет партнер в переговорах, имеющий более широкое и глубокое влияния на Азербайджан, и который, в случае необходимости, обяжет решения Баку (орфография сохранена — Ред.)».
Словом, послушать Гукасяна, так Россия мирилась с Турцией исключительно для того, чтобы «продвинуть» интересы Армении, и вообще сегодня в мире Россия обладает таким влиянием на ту же Турцию, что может заставить ее защищать в Карабахе интересы Армении, а не собственные. И самое удивительное, что эта, пардон, «версия», которую честнее было бы назвать бредом, красуется на страницах «Лрагир» — традиционного «рупора» армянских «западников». Но при этом значительная часть армянских «западников» высказывает и вполне логичные опасения.
Особую обеспокоенность ереванских аналитиков вызвало заявление, которое сделал в интервью «Интерфаксу» полномочный представитель РФ при ОДКБ, посол по особым поручениям МИД РФ Виктор Васильев в ходе ереванского саммита. По его словам, страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) рассматривают как угрозу своей безопасности ПРО США и НАТО и будут ей противодействовать.
Соответствующее положение зафиксировано в Стратегии коллективной безопасности Организации до 2025 года, которая, как ожидается, будет утверждена на саммите ОДКБ 14 октября в Ереване, сообщил «Отдельным блоком в Стратегии отражена тема противоракетной и противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Мы видим наращивание систем ПРО США и НАТО вдоль границ Российской Федерации и, соответственно, зоны ответственности ОДКБ», — цитирует Васильева «Интерфакс».
И, комментируя это заявление в интервью «Первому информационному», бывший «министр иностранных дел Нагорного Карабаха», чрезвычайный и полномочный посол Армении Арман Меликян заявил: «Насколько я знаю, ОДКБ в связи с этим вопросом не выступала с каким-либо официальным письменным заявлением, следовательно, слова господина Васильева можно рассматривать как частная точка зрения. Я не знаю, существует ли официальный документ, резюмирующий стратегию ОДКБ, который содержит это утверждение».
Ссылок на принятую в Ереване Стратегию коллективной безопасности он, то ли не увидел, то ли не оценил. Но потом с неожиданной откровенностью заметил: «В любом случае, если официальная Москва посчитает для себя важным еще более глубокое вовлечение Армении в усугубляющееся противостояние Россия-Запад, то я не представляю, как сумеют нынешние власти Армении избежать этого». Добавим от себя: на то Армения и форпост, что политический курс Еревана определяется теперь в Москве.