Политика, Эхо

Формат «Милый враг» в российской-турецких отношениях

mubariz-ahmadogluБ.САФАРОВ

Российско-турецкие отношения превратились в движущий мотор геополитики. Это относится не только к евразийскому материку, но и ко всему миру. С большой вероятностью, это будет продолжаться долгое время.

Об этом в рамках традиционной пресс-конференции заявил глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

По мнению эксперта, определить характер российско-турецких отношений очень сложно. Эти два государства, бывшие сначала партнерами, затем врагами, сейчас, видимо, будут испытывать множество спектров в формате «милого врага». Президент Турции Р.Т.Эрдоган является инициатором очередного примирения с Россией. В то время, как Р.Т.Эрдоган писал письмо с извинениями В.Путину, его официальные лица готовили планы по нормализации отношений с Арменией.

«Армения, можно сказать, является составной частью России. Р.Т. Эрдоган с одной стороны предлагает России примирение, с другой хотел оторвать часть России. Если подойти к предложению Эрдогана о примирении с контекста ввода Турцией войск в Сирию, становится ясно, что Эрдоган изначально строил отношения с Россией в формате «милая вражда». Потому что после того, как был сбит российский самолет, турецкие военные самолеты или другая военная техника не могли смотреть в сторону Сирии», — сказал М. Ахмедоглу.

По его словам, политика Эрдогана в отношении России в формате «милый враг», возможно, является совместной с Западом политикой.

«Кроме того, привлекает внимание время этой политики. Россия добилась успехов в отношениях с Ираном, а потом ИРИ внезапно вывела военные вертолеты России с базы Хамадан. Относительная стабильность в отношениях с Украиной внезапно активизировалась против России», — отметил он.

Тем временем проведенный в Баку трехсторонний формат Азербайджан-Иран-Россия словно сблизил Иран и Турцию. В этом сближении, основным вопросом которого является курдская тема, главной мотивацией видятся объединение Россией территорий в регионе Ближнего Востока, в которых живут курды, создание единой курдской территории, а затем превращение их в государство. Курды опасны не только для Турции, но и для Ирана. Активность курдов по созданию государства приведет к серьезной угрозе территориальной целостности Ирана. Поэтому Турция и Иран, пусть и ненадолго, создали союз против России, которую считают другом курдов.

Именно в этом кроется причина вывода с иранской авиабазы Хамадан российских самолетов. Длительный союз между Ираном и Турцией невозможен. Но до того, пока Иран не приберет к рукам газовый рынок Турции, он будет продолжать союзничество с Турцией, поэтому политические подготовки России в такой ситуации очень важны для нее.

В такой сложный многовекторный и противоречивый период внимание привлекает активность российских дипломатов по Ближнему Востоку. То, что Россия столкнулась с новой ситуацией, налицо. Турецкие танки находятся на территории Сирии, не намерены покидать территорию Сирии до того, как сирийская свободная армия не возьмет контроль в свои руки. Сирийская свободная армия движется вперед, опираясь на ВС Турции. Для того, чтобы остановить движение свободной сирийской армии, турецкая армия должна выйти из Сирии.

Для этого есть два пути. Россия идет на открытую войну с Турцией в Сирии и побеждает в этой войне, либо поддержкой курдских террористов внутри Турции вынудить турецкую армию выйти из Сирии. Происходящие процессы подталкивают Россию на принятие конкретных решений в направлении Украины или Сирии. В обоих направлениях возможности дипломатии минимальны. Россия отрицает Украину в формате «нормандской четверки». РФ поддерживает связи только с президентом Франции Ф.Олландом и канцлером Германии А.Меркель. Они требуют в том числе активизации Америкой процесса Минск-2. Вице-президент США решительно рекомендовал Украине избегать противостояния с Россией.

Введение Турцией войск в Сирию, поддержка Америкой этого шага с Турцией показывают, что США не верят в дипломатическое решение этого вопроса. Президент Турции Р.Т.Эрдоган встретился в Санкт-Петербурге с президентом России В.Путиным.

Это была их первая встреча после инцидента с самолетом в ноябре. Красноречивая риторика была ведущим элементом встречи, проходящей два часа. Владимир Путин напомнил, что во время попытки госпереворота в Турции звонил Эрдогану, а Эрдоган заявил, что звонок Путина был первым среди мировых лидеров, и отметил, что этот звонок был большой поддержкой. Владимир Путин выразил желание нормализовать отношения с Турцией до прежнего уровня. Эрдоган также намерен двигаться вперед.

Тем временем Иран не может определить свою позицию в антитеррористическом сотрудничестве с Россией. Тегеран вновь ужесточил политику в отношении США. Главной движущей силой вновь является Верховный лидер Ирана А. Хаменеи. Иранцы атаковали корабли США в Ормузском проливе. Белый дом и Госдепартамент заявили, что не понимают мотивацию этих действий Ирана. Вероятно, такая конвульсивная активность Ирана связана с запретом на использование Россией военной базы в Хамадане, то есть такой шаг против США был сделан для создания баланса.

Предоставление Ираном военной базы России стало чуть ли не сенсацией. Даже высокопоставленные военнослужащие США заявили, что узнали о том, что военные самолеты России находятся в Иране, всего за несколько часов до полета. Из-за того, что Иран объявил себя чуть ли не супердержавой, предоставление им военной базы России означает принижение статуса страны со стороны самого Ирана. Иран связал распространение Россией информации о присутствии своих военных вертолетов на базе Хамадан с позерством России.

Несмотря на то, что присутствие военных самолетов России стало причиной широких обсуждений внутри Ирана, в Иране никто не смог выступить с единой позицией в связи с этим вопросом. Позиции министра обороны, спикера парламента, советника Верховного лидера по вопросам международной безопасности и председателя Совета по безопасности отличались друг от друга. Такое различие в позициях является характерным элементом политики Ирана. С другой стороны, Иран может получить большее от враждебности с Россией.

В корне «ставки» США на Иран стоит враждебный потенциал Ирана по отношению к России. Потому что Иран — единственное государство, которое может выдвинуть историческую претензию к Кавказу и Центральной Азии. Иран подталкивают на предоставление России военной базы два параметра.

Во-первых, официальное обоснование Ирана. Сирия попросила Иран предоставить военную базу России. Иран предоставил России эту базу, как государство, поддерживающее все шаги по борьбе с терроризмом. Во-вторых, США проводят против Ирана неопределенную политику. Иран несколько раз, используя российский фактор, смог приблизить Америку к себе. Связи между Турцией и Ираном значительно интенсифицировались. Глава МИД Ирана Дж.Зариф посетил с визитом Турцию, а глава МИД Турции М.Чавушоглу посетил Иран. Тематика переговоров, длившихся около 13 часов, не называется.

Курдский фактор является ведущим элементом этих переговоров. Иран увеличил объем экспортируемого в Турцию газа. Турция хочет покупать больше иранского газа. Главным препятствием является цена на иранский газ. Торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией продолжается. Часть ЗРК «С-300», закупаемых у России, была размещена на ядерном объекте Фордо. Хаменеи заявил, что США всячески препятствовали покупке Ираном ЗРК «С-300».

Тем временем Турция ввела войска в Сирию, чтобы не позволить географического объединения между курдами. Военная сила, состоящая из танков и пехоты, при поддержке авиации США вытеснила курдов из сирийского пункта Джараблус. Джараблус — город, расположенный на границе с Турцией около Алеппо. Этот город на самом деле принадлежал арабам, но в последнее время курды взяли под свой контроль этот город. Этим самым курды могли также сильно подорвать позицию туркманов. Таким образом устраняются географические и природные препятствия между курдами, проживающими на востоке от реки Евфрат, и курдами, проживающими на территории Турции и Ирака.

Все курды, проживающие на Ближнем Востоке, могут создать единую географию, а это может привести к созданию Курдского государства. Больше всех от активности курдов в этом направлении пострадает Турция. Может нарушиться территориальная целостность Турции, поэтому этот шаг Турции был вынужденным. Даже Россия считает эту тему актуальной для Турции. Внимание привлекает, что информация о вводе Турцией войск в Сирию была доведена до Б.Асада посредством России. Также внимание привлекают политические подготовки Эрдогана до ввода войск на территорию Сирии. Турция провела эту операцию во время визита в страну вице-президента США Дж.Байдена. А лидер иракских курдов Масуд Барзани был приглашен в Турцию. Поддержка М.Барзани этого шага Турции расценивается экспертами как серьезные разногласия между иракскими и сирийскими курдами. Турция заявила, что выведет свои войска из Сирии только после того, как ситуацию в стране возьмет под свой контроль сирийская свободная армия.

Незадолго до этого премьер-министр Турции Б.Йылдырым заявил о возможности участия президента Сирии Б.Асада в переходном правительстве. Несмотря на то, что Россия и Турция придерживаются одного мнения в неделимости Сирии, противостояние в курдском вопросе остается. Некоторое время спустя США изменили свою позицию по военной операции Турции в Сирии и выразили свое недовольство. Настаивали на прекращении военных операций, распространили информацию о достижении договоренностей между Турцией и курдами.

Турция как равноправная с курдами сторона заявила о том, что никаких договоренностей не достигнуто, и это невозможно. США посоветовали не делать таких заявлений от имени Турции: «Никто не может диктовать Турции, с какими террористами ей воевать». США призвали своих дипломатов вывести свои семьи из Турции из-за вопросов безопасности. Потерпев несколько дней спустя, Иран также потребовал от Турции вывести войска из Сирии.