За рубежом, Эхо

Уроки истории на улицах Актобе

НУРАНИ

По поводу «войны памятников» не высказался разве что самый ленивый. Одни уверены, что «это часть истории, и уничтожать ее недопустимо», другие подчеркивают: памятники ставят выдающимся людям, за особые заслуги, и зачем увековечивать тех, в чьей деятельности «минусы» явно превалируют над «плюсами»?

Исторический опыт тоже неоднозначный. Достаточно вспомнить, что в Древнем Риме для узурпаторов власти, участникам заговоров и т.д. применялось особое наказание — damnatio memoriae, или «проклятие памяти»: в этом случае уничтожались любые материальные свидетельства о существовании тех, кто подвергся этому наказанию, в том числе статуи, упоминания в законах и летописях и даже надгробные надписи.

А в ходе войны за независимость США — тоже известный и классический пример: в Нью-Йорке свергли с пьедестала статую английского короля Георга III, голову сбросили в Гудзон, а остальное перелили в пули, приговаривая: «Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля!»

Теперь же, как передает радио «Азаттык», в казахстанском городе Актобе убрали памятник Левону Мирзояну, бывшему руководителю Казахстана с 1933 по 1938 год. Главный архитектор города Актобе Танат Шегебаев пояснил в этой связи, что «устаревший с идеологической точки зрения» памятник не снесен, а «перемещен», и что власти планируют установить его в местном парке.

По его словам, «на участке в парке первого президента планируем устроить историческую зону. Там будут стоять все устаревшие с идеологической точки зрения памятники, то есть Ленину, Фрунзе, Мирзояну». А пока памятник Мирзояну отправлен на реставрацию.

Здесь необходимо пояснение. Как рассказывал, в частности, 1news.az, Левон Мирзоян родился в 1897 году в Шуше. Уже в 1917 году примкнул к большевикам — союзникам дашнаков. По воспоминаниям известного большевика И.Анашкина,»Мирзоян принимал активное участие в кровавых мартовских событиях 1918 г., а после свержения Бакинской Коммуны, в период «Диктатуры Центрокаспия» в Баку «поменял большевистскую маску на эсеро-меньшевистскую».

Что, впрочем, не помешало ему сделать неплохую карьеру в советских партийных органах и даже занять пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана, где сей «товарищ» и продолжил террор против азербайджанцев.

Нариман Нариманов в письме Сталину в 1923 году писал: «Азербайджан, где мирзояны беспрепятственно распоряжаются судьбой Азербайджана, дает богатейшую пищу для провокаций нашим врагам. На самом деле есть ли в данный момент в Азербайджане партия? Я утверждаю: нет и не будет до тех пор, пока мирзояны не откажутся от своей гнусной политики, политики обезличивания Азербайджана. Мирзоян, имея везде своих агентов и живя исключительно доносами, превратил свои права, как секретаря БК, в орудие мести против тех, кто подвергал его критике».

Затем, в 1929 году, Мирзояна командировали в Пермь, на Урал. А в 1933 году он уже направлен на работу в Казахстан, где «с успехом» применил приобретенный в Азербайджане опыт этнических чисток. Но здесь главным оружием был избран массовый голод. Сначала Филипп Голощеки, а затем и Мирзоян вели, по официальным документам, «коллективизацию», переводили казахов на «оседлый образ жизни». На деле у людей конфисковали скот, обрекая его таким образом на неминуемую гибель. Эти события в Казахстане называют «Великий Голод» (на казахском языке Ашаршылы?).

Как отмечает Центр изучения региональных проблем «Континент — А» по последним данным, в начале 30-х годов прошлого века погибли более 5 миллионов казахов, что составляло примерно 70% от всего этноса. В hезолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы N1723, в пункте N6 говорится: «В Казахстане также миллионы людей стали жертвами массового голода, а соотношение погибших и всего населения считается самым высоким среди всех народов бывшего Советского Союза».

При этом, отметим, Казахстан не является членом ПАСЕ. Правда, «заслуги» Мирзояна его хозяева не оценили. 15 мая 1938 года Мирзоян получил от Сталина телеграмму с требованием выехать в Москву, а 16 мая ЦК КП Казахстана освободил его от обязанностей первого секретаря. 23 мая по дороге в Москву Мирзоян был арестован и помещен в Лефортово. 26 февраля 1939 г. он был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

Памятник в Актобе появился в 1997 году, и уже давно вызывал понятное возмущение местных активистов. Так, еще осенью 2017 года один из членов инициативной группы по сносу памятника Бахытжан Курманов объяснял в интервью местному телеканалу «Канал 31»: «Три года назад российский государственный архив обнародовал подписанную Мирзояном шифротелеграмму Сталину от 1 декабря 1937 года.

В ней Мирзоян просил увеличить лимиты на репрессии в отношении 1600 человек «активного повстанческого, диверсионного и шпионского элемента». С тех пор по всей республике не раз поднимался вопрос о том, чтобы переименовать улицы, названные в честь него, и удалить информацию о Мирзояне из учебников». 22 августа 2017 года муниципальные власти Актобе рассмотрели и одобрили вопрос о переименовании улицы Мирзояна в честь Алихана Бокейханова.

Как того и следовало ожидать, представители армянской общины Актобе доказывали, будто бы Казахстан вообще должен быть благодарен Левону Мирзояну. «Я этот расстрельный документ, нигде не видел. Он нигде не опубликован. Ну опубликуйте, тогда мы посмотрим, будем судить об этом», — уверял председатель Совета старейшин Армянского этнокультурного центра Актобе Арутюн Меликян.

А теперь председатель армянской общины города Актобе Гайк Тертерян, сын предпринимателя Вардгеса Тертеряна, участвовавшего в установке этого памятника, заявил, что о ночном «переносе» памятника узнал от журналистов. «Если решение властей есть, значит так (надо)… Мы не собираемся протестовать, но нам неприятно, что это делалось под покровом ночи. Им следовало это делать открыто», — капризно изрек он.

По некоторым данным, активисты армянской общины уже готовят обращение к властям с требованием вернуть на место памятник палачу азербайджанского и казахского народов.

Эксперты напоминают и о другом: решение о демонтаже памятника принято на фоне весьма примечательных процессов в двусторонних отношениях Армении и Казахстана. Формально две страны — союзники по ОДКБ и ЕАЭС, но в реальности Астана активно развивает сотрудничество с Баку. И ее представители вовсе не горят желанием поддерживать армянскую агрессию. Во время апрельских боев 2016 года Казахстан открыто поддержал нашу страну, а не Армению.

А летом 2016 года, как уже рассказывала наша газета, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в РА Тимур Уразаев проводил в Ереване пресс-конференцию. В частности, дипломат рассказал о роли Казахстана в борьбе против терроризма. Но армянские журналисты тут же заявили, что, оказывается, бороться с терроризмом надлежит начинать…с признания «геноцида», после чего последовали менторские вопросы: почему ни Казахстан, ни Украина этого не сделали?

В ответ Уразаев максимально вежливо и корректно пояснил: «Прежде всего Казахстан сожалеет в связи с невинными жертвами 1915 года — во имя свободы, независимости. Вопрос очень деликатный для армянского народа, мы это знаем. Прежде всего, когда мы говорим о признании геноцида, этот вопрос в первую очередь надо адресовать тому, кто обвиняется в этом. И потом… Казахстан тоже имел много жертв в 1920-30 годы. Вы знаете, что и в Казахстане от голода скончались 40 процентов населения. Но вместе с этим, несмотря на то, что в Казахстане также идут обсуждения относительно геноцида в отношении казахского народа, наше правительство не идет этим путем. Если мы начнем говорить об осуждении геноцида, это всегда рождает второй вопрос: кто виноват в этом? Мы не хотели бы совершать шаги, которые не улучшат общую ситуацию не только в вопросе отношений Казахстана с другими странами, но и вообще общую ситуацию в регионе и в рамках ЕАЭС. Это вызовет только дополнительные разногласия и проблемы. Мы считаем, что наступит время, когда Армения и Турция в этом вопросе придут к согласию и взаимопониманию».

У официального Еревана тогда хватило ума не реагировать. Но вот на уровне неофициальном все перехлестнуло через край. Armenian Report возмущался: «Конечно, армянский народ не навязывает Казахстану свою боль. Но мы, по крайней мере, можем рассчитывать на то, чтобы нас не жалели, а поняли. К сожалению, хамская речь посла Казахстана не оставляет нам надежды на понимание. Вместо этого он стал косвенно обвинять армянский народ в том, что в Казахстане в 20-30-е годы прошлого века были репрессии и скончались 40% населения».

Как затем признавал сайт, «совершенно очевидно, что Уразаев намекал на Левона Мирзояна, который в 30-е годы был первым секретарем ЦК КП Казахстана. Да, во время его руководства Казахстаном действительно погибло много казахов, но вины Мирзояна тут нет — ведь он всего лишь выполнял директивы Сталина и Берии. Не желая понимать очевидной вещи, казахи винят Мирзояна, а в его лице и весь армянский народ в несчастьях, постигших этот народ в годы сталинских репрессий. Было просто противно наблюдать ту вакханалию, которая развернулась в Казахстане по поводу переименования ряда улиц, носивших имя этого политического деятеля».

А затем делал вывод: «Хотя, какого понимания можно ожидать от государства, которое будто поставило перед собой цель — всегда и повсюду унижать Армению и армянский народ? В вопросе Карабаха Казахстан всегда был на стороне Азербайджана. Он этого особо и не скрывает, хотя Азербайджан не является членом ОДКБ или ЕАЭС. Можно со всей уверенностью сказать, что наши взаимоотношения с Казахстаном всегда находились под влиянием третьих сил. Если говорить конкретно, то под влиянием Азербайджана и Турции, с которыми у казахов этническая близость и похожая история».

А на этом фоне эксперты уже не исключают скорого начала нового дипломатического скандала между Ереваном и Астаной.