За рубежом, Эхо

В Армении продолжается «интеллектуальное воровство»

НУРАНИ

18 мая в мире прошла «Ночь музеев» — событие по определению яркое и запоминающееся. Оно появилось как один из способов популяризации музеев, и теперь к этой дате по традиции готовят интересные экспозиции, выставки и даже «музейные шоу».

Но вот в Армении «ночь музеев» оказалась весьма оригинальной. Судя по всему, услышав в одном предложении слова «музей» и «ночь», в Ереване решили, что самое лучшее «наполнение» для «Ночи музеев по-армянски» — это очередной виток культурного воровства. Где на сей раз нацелились на всемирно известные азербайджанские ковры.

Музею истории в Ереване передан в дар уникальный ковер «Ереван 2800», радостно сообщает ереванский «Спутник» со ссылкой на пресс-службу мэрии армянской столицы.

Работы над созданием ковра из натуральных шерстяных нитей начались ровно год назад. В ширину он составляет 4 метра, а в длину — 7 метров. Церемония состоялась накануне, в рамках «Ночи музеев», в ней приняли участие мэр Тарон Маргарян и генеральный директор фабрики ковров ручной работы «Мегерян карпет» Раффи Мегерян. «Сегодня мы передаем нашим поколениям уникальный ковер, на котором изображены все 12 столиц Армении», — сказал Маркарян.

В центральной части ковра выткана клинописная надпись — своеобразное «свидетельство о рождении» Еревана. В правой и левой частях ковра изображены урартский царь Аргишти, основавший крепость Эребуни, и «отец» современного Еревана Александр Таманян.

В центре изображено гранатовое дерево, ветви которого ближе к верху собираются в виде символического листа платана, что символизирует жизнь. Среди орнаментов — изображения 12-ти столиц, расположенных в порядке хронологии — с момента основания, а также зданий, ставших основными государственными, культурными и духовными символами современного Еревана.

Это, конечно, история из серии «пародий на самих себя». 12 столиц государства — это уже анекдот. Потому как трудно представить себе, чтобы цари небольшой страны только тем и занимались, что переносили свою столицу с места на место. А признавать всех, что чехарду со столицами придумали специально для обоснования территориальных притязаний, чтобы на разных этапах требовать от Турции не просто город, а «древнюю армянскую столицу». История с «клинописной табличкой», которую выдают за доказательство основания Еревана еще до новой эры, у серьезных специалистов тоже вызывает сомнения, и это еще мягко сказано. Другое дело, что версию эту в Армении тиражируют любыми способами, чтобы не признавать непреложны факт создания этого «форпоста» на исторических азербайджанских землях. Но самое главное, что теперь для «обоснования» претензий используются азербайджанские ковры.

Как передает, в частности, «Кавказский узел», свою «ночь музеев» оккупанты решили устроить и в захваченном Карабахе. Как возвестила мадам Ераз Даниелян, сотрудница «министерства культуры Нагорного Карабаха», местный «историко- краеведческий музей», которому даже присвоили прилагательное «государственный», устроил «выставку недавно приобретенных карабахских ковров». Открытие этой выставки почтил своим присутствием господин Бако Саакян, гордо именующий себя «президентом Нагорного Карабаха» (хорошо хоть не королем Индо-Бразилии).

А на выходе, как и следовало ожидать, получился громкий конфуз. Ковры попали на фотографии. И специалистам оказалось достаточно одного взгляда, чтобы понять: выставлены здесь ковры азербайджанские. Как сообщили Новости-Азербайджан в пресс-службе «Азерхалча», запечатленные на фотографиях ковры относятся к Карабахской и Губинской группе. Специалисты совершенно справедливо возмущены. Эти ковры, подчеркивают они, не имеют никакого отношения к Армении. Преступный режим оккупантов решил провести это мероприятие, которое можно назвать новой провокацией армян против Азербайджана. У армян никогда не было представляющих ту или иную ценность ковров.

«Откуда у армян Губинские ковры? Раньше на территории Карабаха проживали азербайджанцы, они привозили ковры из разных частей нашей Родины, дарили и продавали эти ковры, таким образом ковры со всех уголков Азербайджана попадали в Карабах», — отметили в пресс-службе.

Здесь бы, конечно, напомнить ереванским «ценителям» ворованных произведений искусства: азербайджанские ковры — слишком известный в мире бренд. Азербайджанские традиции ковроткачества признаны ЮНЕСКО частью Всемирного культурного наследия. Как напоминают специалисты, согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке. Об этом писали еще Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. Производство ковров, сотканных золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции.

В эпосе «Китаби Деде Горгуд» воспеваются азербайджанские шелковые ковры. Карабахские ковры занимают особое место в культуре Азербайджана. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом и насчитывают 33 различные композиции.

Кроме того, в Карабахе широко распространены ковровые комплекты — гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служила кошениль.

Но самое примечательное, что карабахские армяне никогда не занимались ковроделием. Грузинский исследователь и ученый Яков Зевгенидзе в очерке после похода в Карабах рассказал о том, кто занимался ковроделием в Шуше: «…армянки очень плохо ткут ковры, им этому надо научиться у местных татар» (так в то время русские именовали азербайджанцев — ред.)». Только в XX веке армяне активизировали свои притязания на то, чтобы ковроткачество представлялось как их национальное ремесло. А карабахские ковры существовали еще VII веке. Об этом же свидетельствуют исследования американского ученого Артура Поупа, который еще в 1939 году выпустил книжку под названием «Миф об армянских коврах».

Другой американский ученый, директор Вашингтонского музея текстиля Чарльз Элис написал книгу «Драконовые ковры». В своих очерках он рассказал, что «армянских ковров» нет в природе, и говорить об этом смешно. До Советской власти понятия «армянский ковер» не существовало. Армянское ковровое дело было налажено в Ереване именно в советский период, но использовали они в основном азербайджанские композиции».

И что же — в Армении уверены, что мир об этом глубоко не в курсе? Или рассчитывают на собственное особое строение гортани вообще и на то, что просто «перекричат» специалистов, в частности? Впрочем, комментировать такие особенности логики, помноженной на завышенную самооценку — дело неблагодарное.