За рубежом

Провал «ядерной сделки» может взорвать Иран изнутри

iran-usa-nuclear-nuke-yadernА.ШАКУР

Могут ли внешнеполитические неудачи повлиять на внутриполитическое положение в стране? Вопрос весьма неоднозначный. Порой непосвященным трудно разобраться в тонкостях дипломатии. А у властей порой бывает возможность сыграть на том самом «синдроме осажденной крепости».

Однако эксперты предупреждают: на самом деле любая политика в конечном итоге внутренняя. И масштабный внешнеполитический провал вполне может «взорвать» ситуацию в стране изнутри.

После выхода США из ядерной сделки Иран оказался в эпицентре крупного дипломатического скандала.

Тегеран все еще пытается спасти ядерную сделку, комбинируя «кнут» и «пряник». Иран возобновит обогащение урана, если не будет найден способ сохранить соглашение по ядерной программе страны после выхода из сделки США, об этом заявил представитель иранского правительства Мохаммад Багер Нобахт, передает Reuters со ссылкой на агентство Tasnim.

По словам Нобахта, если интересы Тегерана не будут учтены и соблюдены, то он сам откажется от соглашения. «Мы возобновим обогащение до 20 процентов или до любого другого необходимого для страны уровня», — указал он. По нынешним условиям, Ирану разрешено обогащать уран до 3,67 процента.

Впрочем, соблюдал ли Иран обязательства по ядерной сделке — вопрос открытый. А после разоблачений израильских спецслужб — риторический.

Встреча комиссии по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе состоится 25 мая, сообщил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Зариф. Ранее глава дипломатии ЕС Федерика Могерини по итогам переговоров в Брюсселе заявила, что заседание комиссии пройдет в Вене на следующей неделе на уровне заместителей министров иностранных дел.

Как передает агентство Tasnim, глава МИД, возвращавшийся из Брюсселя в Тегеран, также подтвердил журналистам, что комиссия продолжит работу в формате «пятерки» без участия представителей США, вышедших из соглашения по иранскому атому.

Теоретически, и не только теоретически, у ИРИ как бы есть возможность сыграть на недовольстве Европы «самоуправством» Дональда Трампа. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте назвал «неизящным» решение президента США Дональда Трампа о выходе из соглашения по иранской ядерной программе, пишет газета NL Times.

По его словам, США «достаточно неуклюже» вышли из соглашения с Ираном после неоднократных требований Евросоюза этого не делать. Нехорошо также то, что и по другим вопросам Вашингтон действует самостоятельно, не принимая к сведению мнение союзников. Правда, Рютте назвал «важной» дружбу ЕС с США.

«Но несомненность того, что нужно внимательно слушать друг друга, когда одна из сторон что-то планирует, и согласовывать это с партнерами и союзниками, похоже, сейчас нарушается», — сказал премьер-министр Нидерландов.

Однако в ИРИ не скрывают радости по поводу «раскола в стане врага». Глава Ирана заявил о распространении в мире «трампофобии», сообщает ISNA. «На место иранофобии, которую по всему миру распространяла лживая пропаганда, сегодня приходит трампофобия. Сегодня Иран все уважают, поскольку видят в нём страну, которая проводит политику, направленную на достижение мира, и соблюдает международные договоренности», — отметил он. Рухани добавил, что глава США просчитался, когда объявил о выходе из ядерного соглашения, ожидая при этом, что Иран тут же сам откажется от ядерной сделки.

Наконец, по сообщению «Газеты.ру», в ходе Астанинского экономического форума Иран и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) подписали временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). «Во временном соглашении предусмотрен эффективный механизм разрешения споров, в том числе, арбитраж. Арбитров определяют стороны и договариваются, в том числе, о месте арбитража», — сказал глава Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян.

Он отметил, что по условиям временного соглашения будет создан временный комитет на уровне высоких должностных лиц, а также будут направлены усилия на формирование бизнес-диалога.

По его словам, временное соглашение заключается сроком на три года, за это время стороны должны прийти к соглашению по полноформатному договору о ЗСТ. Саркисян подчеркнул, что переговорщикам стран изначально была поставлена перспективная задача о выработке полноценного соглашения.

Однако эксперты предупреждают: действия и маневры ИРИ могут лишь частично нивелировать эффект от санкций, который наверняка получит внутриполитическое прочтение.

На этом фоне многие эксперты открыто заговорили о том, что США и их союзники планомерно ведут дело к смене режима в ИРИ. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков высказал предположение, что настоящая цель выхода США из соглашения о судьбе иранской ядерной программы — смена режима в Иране. «Примеров такой трансформации политики США — от лозунгов «давайте скорректируйте поведение», а потом выясняется, что коррекция поведения не состоялась, а состоялась смена власти через цветные революции или какие-то приемы социально-политического инжиниринга. Такие примеры тоже всем памятны», — цитирует чиновника агентство «Интерфакс».

По словам президента Трампа, он надеется на то, что санкции, предполагающие «максимальное давление», заставят Иран согласиться на лучшую и более надежную ядерную сделку, но, с учетом того, что Тегеран вряд ли пойдет на уступки по требованию Белого дома, многие начинают предполагать, что настоящей целью администрации является смена режима, пишет The Washington Times, на которую ссылается ИноПресса.

Советник по национальной безопасности Джон Р.Болтон давно выступал за свержение теократического правительства Ирана, еще до назначения в администрацию, указывает автор статьи Гай Тейлор. Теперь, находясь на посту в Белом доме, Болтон говорит, что задачей США является вынудить нынешнее правительство в Тегеране прекратить «свои неприемлемые действия» на нескольких фронтах, в частности поддерживать союзников в Сирии и Йемене, проводить испытания баллистических ракет и вести себя как «главный банкир международного терроризма».

Некоторые аналитики полагают, что этот план сработает и что европейские страны, придерживающиеся ядерного соглашения 2015 года, изменят свое мнение и согласятся с подходом Трампа, но опытные эксперты по региону не предрекают особого успеха попыткам свергнуть режим в Тегеране, передает корреспондент.

Требования Трампа настолько широки, что «делают миссию США и их союзников практически невыполнимой», полагает Энтони Кордсмен из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

«Хотя другие подписавшие договор стороны — Британия, Франция, Германия, Китай и Россия — все еще поддерживают его, перспектива выбора между США и Ираном и страх «вторичных санкций» против иностранных компаний, пытающихся вести бизнес с Ираном, делают возможность сохранения соглашения маловероятной», — говорится в статье.

«Союзники смирятся с этим, и их попытки сохранить [сделку] ни к чему не приведут», — прогнозирует посол Роберт Джозеф, бывший заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности. «Отказ от [ядерной сделки с Ираном] основан на желании «держать Иран на штрафной скамье» и не дать ему установить нормальные отношения с внешним миром, — пишет Стивен Уолт, профессор международных отношений в Гарвардском университете. — В основе этих планов находится сладкозвучная песня сирен о смене режима, за которой американские «ястребы» и другие антирежимные силы следуют уже десятилетиями».

Как того и следовало ожидать, на официальном уровне и США, и их союзники опровергают существование планов по смене режима в ИРИ. Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон еще в минувшие выходные заявил, что смена режима в Иране в настоящее время не является частью политики администрации США. Болтон подчеркнул это, несмотря на свои прошлые заявления о том, что Соединенные Штаты должны добиваться установления нового правительства в Тегеране. «Политика нынешней администрации сводится к тому, чтобы Иран никогда не приблизился к созданию ядерного оружия», — заявил Болтон на телеканале ABC. А в эфире CNN Болтон отказался от своих предыдущих высказываний, сделанных до того, как он присоединился к администрации США. «Я много писал и много говорил об этом, когда был совершенно свободным лицом», — цитирует его радио «Свобода».

Глава британского МИД Борис Джонсон на заседании парламента в ходе выступления заявил: Великобритания не стремится к свержению режима аятолл в Иране — перемен к лучшему можно добиться и другим путем. «Должен вам признаться: я не думаю, что нашей целью должен стать переворот в Тегеране. Мы могли бы добиться смены режима в ближайшем будущем, но я не уверен, что это будет изменение к лучшему. Совершенно не исключаю, что в этом случае аятоллу Хаменеи сменит на посту верховного вождя глава КСИР Касем Сулеймани», — цитирует агентство слова главы МИД Соединенного Королевства.

Тем не менее эксперты предупреждают: внутренняя нестабильность в Иране по крайней мере не исключена, и рост внешнего давления на страну может ее спровоцировать. А к такому повороту дел надо быть готовыми и в Азербайджане. Причем речь идет не только об опасности притока беженцев. Наличие в Иране нескольких десятков миллионов азербайджанцев, в среде которых не прекращается упорная борьба за свои права, и опасность дезинтеграции Ирана — все это даже теоретически не может быть безразлично для Азербайджана.