За рубежом, Эхо

Революции в Армении не получилось. Миграция уже есть

НУРАНИ

В советских отрывных календарях по традиции указывалась не только дата по Григорианскому календарю с указанием, отмечается ли сегодня День рыбака или годовщина независимости королевства Свазиленд, но и отмечалось, какой это год после победы Великой Октябрьской Социалистической революции — именно так, с прописных букв.

Всей правды о революции нам, конечно, не рассказывали. Но вот тему массовой эмиграции, а вернее, массового бегства из страны даже не пытались замалчивать. Был даже снят великолепный фильм по пьесе Михаила Булгакова «Бег» — тот самый, с «тараканьими бегами» и генералом, продающим в Стамбуле вырезанных из дерева чертей.

А теперь, похоже, те же сюжеты разыгрываются в Армении, где и до нынешних потрясений миграция была весьма острой проблемой. Как отмечает в этой связи «Вестник Кавказа», постоянное население Армении за минувший год сократилось на 13,4 тыс человек, свидетельствуют данные Национальной статистической службы страны. При этом в материалах уточняется, что в стране за год родилось на 10,3 тыс. человек больше, чем умерло. Таким образом, всего в 2017 году из страны уехали около 23 тыс. человек.

В регионах эта тенденция приобрела еще больший масштаб. Согласно статистике, больше всего (почти по 4 тыс.) потеряли Ширакская и Лорийская области республики. Из Гюмри и Ванадзора, самых крупных после Еревана городов страны, в прошлом году уехали по 1,5 тыс. человек.

В СССР эти города являлись крупными промышленными центрами региона, однако на сегодняшний день большинство промышленных объектов пришло в упадок. Три года назад полностью остановился химический комбинат Ванадзора, являвшийся последним крупным предприятием в городе. В последние годы его штат насчитывал 300-350 человек, в то время как в советское время здесь трудились около 5 тыс. человек.

Бывший глава Центробанка Армении Баграт Асатрян, в свою очередь, обратил внимание, что официальная статистика на самом деле занижает масштабы миграции из страны.

«Официальные данные показывают численность тех, кто выбыл и зарегистрировал свой отъезд из Армении. Но если посмотреть на статистику убывших и прибывших из-за рубежа граждан, то за последние десять лет мы увидим разницу между этими показателями в 440 тыс. человек, а это для нашей страны катастрофические масштабы. В течение десятилетия у нас во всех регионах население исключительно убывающее, кроме Еревана, дошло даже до того, что в некоторых областях нет естественного прироста населения, то есть число родившихся меньше, чем число умерших. В истории у нас никогда такого не было, чтобы в месте, где локально проживало армянское население, численность умерших превышала число родившихся», — отметил он.

На этом фоне «Голос Армении» сообщает: президент Армении Армен Саркисян 7 мая принял группу бывших сотрудников химического завода «Наирит», проводивших акцию протеста перед его резиденцией.

Как сообщает NEWS.am, сотрудники «Наирита» собрались у резиденции президента, требуя не допустить, чтобы их права нарушались при судебных разбирательствах. Они требуют аннулирования контрактов, подписанных с «Наирит-2», по которым они отказались от штрафов и пени за невыплату зарплат и согласились только на получение зарплаты. Судьба этого завода, гиганта химической индустрии, уже давно в центре внимания СМИ. В Армении периодически объявляли о его скором перезапуске, искали и даже вроде бы находили инвесторов, но на поверку инвесторы оказывались мошенниками, а комбинат тихо разваливался.

И вот теперь уже армянский «Спутник» недоумевает: рынок уксусной кислоты растет, а «Наирит» распродают? Государство может и должно заморозить принудительную распродажу завода «Наирит», заявил журналистам во вторник бывший директор завода Карен Исраелян. После развала Союза завод все-таки возобновил работу, но на урезанных мощностях, а с апреля 2010 года полностью встал. Долги у завода остались в основном за электричество и газ, а также перед государством — по налогам и по зарплатам.

«Я вам могу уверенно сказать, что «Электросети» и «Газпром Армения» настаивать не станут. Их представители несколько раз мне говорили, что готовы отсрочить долг, если завод начнет работать. И никакой благотворительности тут нет. Это в их же интересах. В 2000-е «Наирит» потреблял 7% всего природного газа, поступающего в Армению. Разве «Газпром Армения» не захочет иметь такого клиента? То же самое и с электричеством», — заявил Исраелян.

Остаются долги перед государством. Часть из них — это налоги, другая — долги по зарплате перед сотрудниками завода. Государство согласилось взять их на себя. Для этого правительство открыло госкомпанию «Наирит-2» и через нее расплатилось по зарплатам. Но не даром. Эти деньги государство требует обратно (вернее, от имени государства требует «Наирит-2»). А где достать деньги, если завод не работает? Остается продавать цеха на металлолом. И что же, государство на это согласно? Государство не возражает.

А как добавляет уже «Спутник», «премьеры и министры нескольких правительств не раз объявляли, что не пожалеют усилий ради спасения завода. В целом как будто так и есть. А на деле, в деталях? Скоро на аукцион собираются повторно выставить цех уксусной кислоты. И перед кредиторами встает выбор: сохранить крупный производственный узел или взыскать долг любой ценой. «Электросети» и «Газпром» выбирают второе. Это и понятно: частные компании не обязаны заботиться о других. Но ведь государство тем и отличается, что думает на многие годы вперед. Что мы этим хотим сказать? А вот что. По оценке аналитиков Global Market Insights, мировой рынок уксусной кислоты в 2016 году оценивался более чем в 8,6 миллиарда долларов и до 2024 года будет только расти. И это не считая синтетического каучука и десятков других материалов и веществ, которые завод производил и, может быть, пока еще может производить».

Теоретически, конечно, можно надеяться, что после демонтажа олигархического режима Саргсяна в Армении ситуация изменится к лучшему, экономика оживится, в страну придут инвестиции, оживет и «Наирит»… Только вот в реальности пока эксперты говорят о бегстве капитала, а не его притоке.

Напомним: еще в конце апреля ереванская «Грапарак» констатировала отток капитала из Армении. По ее сведениям, «некоторые бизнесмены, лица, осуществляющие инвестиционные проекты, пытаются заморозить финансирование своих программ или реструктуризировать вложения таким образом, чтобы вывезти из страны свой капитал».

Как продолжала «Грапарак», «они опасаются, что нестабильная ситуация в стране может затянуться, не говоря уже о том, что новые власти могут экспроприировать их имущество или просто помешать реализации проектов. К примеру, по нашим сведениям, проживающий в России крупный бизнесмен Камо Авагумян, он же президент компании «Авилон», которая приобрела 75% завода «Артфуд», собирался инвестировать в Армению 100 млн долларов, и в этом направлении велись переговоры. Однако как только началась революция, он позвонил своим представителям и сказал им приостановить переговоры».

Теперь же, после прихода к власти Никола Пашиняна, процесс этот по очевидным причинам только усилится. «Республиканцы», потерявшие власть, постараются вывезти из Армении, где они остаются без прикрытия, все, что можно, и в первую очередь деньги.

А вслед за деньгами будут убегать и люди. Так что получится ли у Пашиняна революция, а не просто клановый переворот, еще не ясно, а вот массовое бегство из страны уже идет.