За рубежом

«Черноморский расклад»

НУРАНИ

Военные учения — непременная часть армейской жизни. А международные и многонациональные — важный компонент военного сотрудничества. Другое дело, что военное сотрудничество — это почти всегда дружба против кого-то. В конце концов, военные учения — это не репетиция сводного военного оркестра или даже «строевого шоу».

Вот и теперь, как пишет испанская газета ABC, у берегов Румынии и Болгарии проходят черноморские военные учения НАТО «Морской щит — 2018».

Как добавляет RT, подробный сценарий «Морского щита» публике неизвестен. Как говорится в коммюнике штаба ВМС страны, натовские военно- морские силы будут отрабатывать методы борьбы с «асимметричными подводными и морскими угрозами». При этом сценарий маневров составлен исходя из «вымышленной» геополитической ситуации.

На прошлогодних учениях натовский флот отрабатывал задачи по организации противовоздушной, противоракетной и противолодочной обороны. Также экипажи нанесли артиллерийский удар по условному противнику и провели поисково-спасательную операцию.

В рамках учений в воздух была поднята разведывательная авиация — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Boeing Е-3, самолеты радиотехнической разведки Lockheed EP-3E и стратегические беспилотные аппараты RQ-4 Global Hawk.

Однако АВС высказывается куда откровение. Цель учений очевидна: по словам издания, это повышения уровня подготовки стран черноморского региона, а также демонстрация «военных мускулов путинской России».

Черное море — регион во всех смыслах чувствительный, причем и для НАТО, и для Москвы. Как напоминает АВС, Румыния и Болгария, члены НАТО с 2004 года, имеют проблемы с военно- морскими силами и нуждаются в помощи альянса. «Черное море является регионом, имеющим большое стратегическое значение для всех прибрежных стран, а в последние годы Россия пыталась изменить свои границы силой. Три страны НАТО граничат с Черным морем и формируют международный морской путь», — рассказал газете ABC командующий испанским фрегатом «Виктория» (F-82) капитан Хосе Луис Бенавидес. Этот корабль, прослуживший уже 30 лет, является частью постоянной группы ВМС НАТО №2 (SNMG-2), которую возглавляет британский эсминец «Дункан».

Сюда входя также немецкий корабль «Байерн», турецкий «Гемлик» и другие. «Участие «Виктории» в SNMG-2 — это проявление приверженности Испании НАТО и его союзникам. Мы покроем оборонные потребности стран альянса перед любой угрозой, поддерживаем сдерживание и урегулирование кризисов, в также взаимодействие и сотрудничество с дружественными странами», — сказал капитан.

Зона действия SNMG-2 — Средиземное море. Эти корабли имеют право входить в Черное море на срок не более 21 дня, согласно Конвенции Монтре 1936 года. В учениях задействованы также британские истребители EF-2000 «Тайфун». Всего в маневрах принимают участие более 2300 военных из восьми стран, а также 21 корабль, 10 самолетов и турецкая подводная лодка «Сакарья». Но самое неприятное для РФ, в маневрах участвуют военнослужащие Украины и Грузии — стран, которые еще не вошли в НАТО, но уже активно сотрудничают с альянсом.

Отметим: еще накануне старта этих учений эксперты зафиксировали здесь стремительный рост напряженности. 2 мая группа британских многоцелевых истребителей четвертого поколения Eurofighter Typhoon, базирующаяся в Румынии, получила от НАТО официальную аккредитацию на патрулирование воздушного пространства над Черным морем. А вскоре те же британские истребители Typhoon поднялись над Черным морем для сопроводения российского самолета радиолокационной разведки Ил-20 вблизи базы НАТО, о чем сообщила пресс-служба Королевских ВВС Великобритании.

«Истребители Typhoon, размещенные в Румынии, направили в качестве ответной меры на российский самолет Ил-20 Coot (Лысуха по классификации НАТО — Авт.), который действовал вблизи воздушного пространства НАТО над Черным морем», — сказано в сообщении, которое цитирует ЛИГА. Как уточнили военные, самолеты не попадали в зрительный диапазон друг друга. Королевские войска уточняют, что миссия призвана продемонстрировать коллективную решимость по сдерживанию российской агрессии против союзников по Альянсу.

Проявляют нервозность и в Москве. В феврале 2017 года на встрече с иностранными военными атташе председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов весьма категорично высказался по поводу замысла учений НАТО, в том числе сценария «Морского щита». Он предупредил, что в период манёвров альянса Москва допускает возможность наступательных действий против России.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов заявил, что реальная цель «Морского щита» — отработка сценария по «освобождению оккупированных Россией территорий». Именно поэтому альянс привлекает к маневрам украинских военнослужащих. Условными мишенями для кораблей альянса являются объекты ВМФ России.

«В акватории Черного моря натовская группировка отрабатывает задачи не только по обороне, но и по нанесению ударов. Естественно, в данном случае это Крым и другие наши черноморские базы. Также я полагаю, что США задействуют базу, которую они создают в украинском Очакове. Это достаточно серьезная опасность для нас», — пояснил эксперт.

Оставим в стороне «страшилки» по поводу «базы НАТО в Очакове». Важно другое. В Черном море действительно наличествует несколько «тлеющих» конфликтов. Это, прежде всего, оккупированная грузинская Абхазия и украинский Крым. Наконец, в последнее время резко возросла напряженность в Азовском море.

Напомним: в конце марта украинские пограничники задержали траулер «Норд» под российским флагом, но с крымской припиской. Что уже само по себе незаконно. На борту находились десять членов экипажа с российскими паспортами. Их обвинили в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Позже двум членам экипажа удалось покинуть страну. Восемь находятся под арестом. В ответ РФ обвинила Украину в «пиратских действиях» и начала отрабатывать приемы морской блокады городов Мариуполь и Бердянск.

Теперь же объявлено, что размещенные в оккупированном Крыму российские пограничники проведут учения, на которых отработают методы борьбы с морскими угрозами. Пограничники освободят «захваченное» рыболовецкое судно в Азовском море, освободят «заложников» и нейтрализуют условных пиратов или террористов. Эксперты, однако, отмечают: эти навыки вполне применимы и для штурма гражданских кораблей, где нет никаких террористов.

Но самое примечательное, натовские учения совпали с еще одной малоприятной новостью для России. Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить 159 млн долларов компенсации 18 украинским компаниям и одному физическому лицу за потерянные активы в аннексированном Крыму. Иск был подан еще 19 июня 2015 года, и неприятностей в Москве не ждали. Но теперь суд постановил, что Россия ответственна за нарушение прав украинских инвесторов, начиная с 21 марта 2014 года, когда президент РФ Владимир Путиным подписал указ об аннексии Крыма. Это первый прецедент, когда Россия вынуждена выплатить компенсацию в результате аннексии.

Представители РФ проигноировали заседание по этому делу. Однако эксперты предупреждают: эта тактика вряд ли может быть признана выигрышной.

В самом деле, Россия отказалась признавать юрисдикцию суда и не принимала участия в заседании. Она, полагают в Киеве, скорее всего, не захочет выплачивать компенсацию добровольно. Но в таком случае, предупреждают юристы, инвесторы обратятся за силовым изъятием активов, принадлежащих Российской Федерации. А это уже заставляет вспомнить историю с иском фирмы «Нога Хилтон», по иску которой арестовывали парусник «Крузенштерн» во время регаты или российские самолеты на авиасалоне «Ля Бурже». Не говоря о все том же политическом ущербе.

Плюс ко всему, отмечают аналитики, сумма в 159 млн долларов — это далеко не весь объем претензий украинской стороны за Крым. Ранее министр юстиции Украины Павел Петренко заявлял, что сумма ущерба от перехода полуострова к России оценивается в 1 трлн 80 миллиардов гривен (41, 3 млрд долларов).

Поданных исков уже несколько, кроме того, есть ряд компаний, которые пока только заявили о своих намерениях отсудить у России компенсацию за потерянные активы и недополученную прибыль в Крыму. Только «Укрэнерго» оценила стоимость утраченных активов в Крыму — крымскую электросеть — в 1 млрд долларов. Об ущербе заявляли и «Приватбанк», и севастопольский «Аэропорт Бельбек» (бывший актив украинского олигарха Петра Коломойского), и фирма «Эверест-Истейт».

Сам «Нафтогаз Украины» в сентябре 2017 года заявил о подаче сходного иска, оценив свои убытки от потери активов в Крыму в 5 млрд долларов, а из-за «утраченных возможностей разработки нефти и газа в Крыму» сумма может быть еще больше, сообщает «Рамблер». А это значит, что РФ придется еще не раз задуматься о реальной цене «крымнаша». И не только в имиджевых потерях, но и в долларах. Причем, заметим, это не считая санкций, уже давно наложенных на РФ.

Плюс ко всему эксперты предупреждают: надежды РФ на «пошумят и забудут» не сбылись. Сопротивление Запада российской политике нарастает — как и цена, которую РФ уже платит за свои политические мечты и будет вынуждена платить в недалеком будущем.