За рубежом

Почему в Армении нарастает «иранская тревога»?

НУРАНИ

Насколько популярность той или иной темы в СМИ пропорциональна влиянию события, о котором идет речь, на жизнь самих читателей?

Ответ далеко не однозначный. Конечно, самым внимательным образом просматривают в газете и прогноз погоды, и сообщения, какие улицы могут оказаться перекрыты из-за ремонтных работ, и щекочущую нервы криминальную хронику.

Правда, при этом бьют рекорды популярности, к примеру, сплетни «из жизни звезд», влияние которых на жизнь читателей — ноль целых ноль десятых.

А вот с международной тематикой посложнее. С одной стороны, это вроде бы события в другой стране. Но, с другой, нередко бывает и так, что события вроде бы происходят «за забором», но при этом отражаются на жизни собственной страны самым непосредственным образом. И самое обидное, возможностей повлиять на ситуацию, как бы это поделикатнее, не очень.

Вот и сегодня в Армении, несмотря на бушующую внутриполитическую бурю, самым внимательным образом отслеживают то, что происходит сегодня вокруг Ирана. В самом деле, ситуация вокруг этой страны сложилась весьма непростая, и это еще мягко сказано.

Напомним: накануне премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху открыто обвинил Иран в том, что власти этой страны лгали международному сообществу, нарушали условия ядерной сделки и продолжали свою ядерную программу. Продемонстрировал даже впечатляющий шкаф с документами, добытыми израильской разведкой «Моссад», и впечатляющую видеопрезентацию.

Причем произошло все как раз накануне 12 мая, когда по сути дела должна быть решена судьба иранской ядерной сделки. США уже высказали свою солидарность с Израилем. В европейских столицах держат паузу, но проигнорировать представленные Израилем документы будет непросто.

Наконец, Иран получил весьма болезненный «укол в самолюбие», и от кого — от зловредного «сионистского режима», за которым Тегеран не признает даже права на существование!

Израильский политолог и военно-политический аналитик Арик Эльман в интервью радио «Свобода» заявил: «Я думаю, главная задача Нетаньяху заключалась в публичной декларации поддержки почти готового решения Трампа, в стремлении укрепить президента США в его намерении, на которое Нетаньяху и Израиль рассчитывают — выйти из соглашения или, по крайней мере, начать процесс выхода из этого соглашения, и заодно нанести определенный психологический ущерб иранскому руководству. Потому что, вне всякого сомнения, речь идет о сенсационном успехе израильской разведки «Моссад», которая сумела проникнуть буквально в святая святых иранского режима! С учетом характера иранской власти, тоталитарной, подозрительной, это очень эффективный шаг по дестабилизации внутренней ситуации внутри самого режима».

И все это, как показывает практика, не на шутку тревожит Армению. Как торопливо заявил в интервью Sputnik Армения армянский востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян, подписанное в Вене соглашение является важным подспорьем для региональной стабильности и безопасности, и выход из него был бы чересчур опрометчивым шагом.

По его словам, Иран является одним из ключевых игроков в регионе, вне зависимости от того, выйдут США из ядерного соглашения или нет. Более того, провал переговоров еще больше усугубит нынешний кризис.

Затем попытался придать оптимизма: по его словам, лидеры ЕС отнюдь не разделяют позицию Вашингтона по отношению к ядерному соглашению и жесткую риторику Трампа. Страны Евросоюза не заинтересованы в заморозке торгово-экономического и энергетического сотрудничества с Тегераном. Ситуация вокруг Ирана является еще и внутриполитическим фактором для ЕС, поскольку в случае военной операции против ИРИ стоит ожидать нового наплыва беженцев в Европу.

А затем выказал главное: «Обострение ситуации не выгодно и Армении, которая является дружественной страной для Ирана. Эти отношения не подчиняются каким-то сиюминутным конъюнктурным изменениям, поскольку Иран имеет стратегическое значение для Армении».

Как уверен Восканян, и одно действие против Ирана не должно наносить ущерба армяно-иранским отношениям, и если нынешняя ситуация будет напрямую угрожать Армении, то Ереван должен активно вовлечься в переговорный процесс в качестве некоего посредника между Тегераном и Западом.

Здесь, конечно, самое время не без иронии поинтересоваться: может, в Ереване сначала попытаться договориться между собой? А то неудобно как-то получается — предлагать посредничество, в то время как собственная страна едва ли не на грани полномасштабной гражданской войны. Не говоря уже о том, что для посредничества необходим авторитет на мировой арене. А где его взять Армении, которая, — во-первых, форпост России, а во-вторых, уже влетала под санкции за излишне тесную дружбу с Ираном?

Но вот что примечательно. В самом деле, для Армении «дорога жизни» — это Грузия, вернее КПП «Верхний Ларс» на границе с Россией. Тот самый, который регулярно оказывается закрыт из-за погодных условий. В результате в СМИ и экспертном сообществе периодически поднимается вопрос о поисках некой «альтернативы».

Она, собственно, есть — паромное сообщение между Грузией и Россией, причем и автомобильное, и даже железнодорожное. Другое дело, что у армянских коммерсантов часто просто нет денег для того, чтобы воспользоваться этим вариантом. Баланс уходит в минус.

Попытки организовать коммерческие перевозки через Иран в Армении тоже предпринимаются постоянно. Так, на днях «Голос Армении» побеседовал с начальником Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ЗАО «ЮКЖД», армянской «дочкой» российских железных дорог, Дмитрием Гвоздевым.

Как радостно сообщала газета, «в рамках развития транзитного потенциала Армении ЗАО «ЮКЖД» продвигает мультимодальные перевозки из стран ЕС, СНГ и ЕАЭС в Иран. Одним из главных преимуществ мультимодальных перевозок является то, что участие грузовладельца в процессе грузоперевозки не требуется. Все заботы о разработке маршрута, погрузке, консолидации, доставке, контролю, охране имущества и доставке его грузополучателю берет на себя ЗАО «ЮКЖД», тем самым позволяя грузовладельцу экономить время, оптимизировать финансовые затраты, сокращать документооборот и т.д.

«Как инфраструктурная компания, являющаяся дочерним обществом ОАО «Российские железные дороги», мы крайне заинтересованы в расширении сотрудничества, увеличении товарооборота и развитии рынка транспортно-логистических услуг как в РА, так и в целом в регионе», — подчеркивает Д. Гвоздев.

Возможности, которые открываются сегодня, ставят перед ЗАО «ЮКЖД» задачи по развитию коммуникаций, диверсификации поставок товаров и минимизации рисков, связанных с перевозкой грузов. Железнодорожная компания старается держаться в тренде тенденций потенциального роста, к каковым, безусловно, можно отнести развитие торговых отношений с Исламской Республикой Иран».

Звучит громко и привлекательно. Только вот, во-первых, до сих пор, несмотря на политическую дружбу, визиты, улыбки и рукопожатия, Армении и Ирану не удается подвести под свои отношения заметный экономический базис. А во-вторых, в реальности перевозки между странами СНГ и Ираном осуществляются через Азербайджан. Это надежнее, безопаснее и удобнее.

Но это — гражданская логистика. А еще есть военная. Армения, как известно, — форпост России. От Москвы она получает не только нефть и газ по внутренним ценам, но еще и оружие, боеприпасы, запчасти к военной технике, наконец, те самые «Искандеры». А их по вполне понятным причинам через «Верхний Ларс» не повезешь.

Грузия, которая сближается с НАТО и развивает партнерство с Азербайджаном и Турцией, такого понимания может и не проявить. Тем более не стоит рассчитывать везти военные грузы через Азербайджан, который с Арменией в состоянии войны. Так что же делать?

Как показывают многие косвенные признаки, военные грузы из РФ доставляются в Армению не только по воздуху. Куда надежнее везти их сначала морем в Иран, а уже оттуда по суше доставить в Армению. И вот эта военная логистика для Армении куда важнее, чем погода на КПП «Верхний Ларс» — и фактическая, и, скажем так, «политическая».

Ужесточение санкций против ИРИ эту военную логистику, быть может, и не прервет. А вот дестабилизация ситуации в самом Иране — это уже неприятности посерьезнее. Особенно для Армении, где не могут не понимать, что к югу от реки Араз большинство населения составляют азербайджанцы, у которых в нынешней ситуации вполне может оказаться свой взгляд на вещи.

Пока погоду в этом регионе определяет официальный Тегеран, в Ереване могут не тревожиться, но если ситуация изменится и репрессивные стяжки начнут лопаться, как это было в СССР, то положение Еревана может стать весьма и весьма двусмысленным.

Тогда у России останется два варианта — или «рубить коридоры» по территории соседних стран, что весьма сложно и рискованно, особенно после «крымнаша», или…задуматься, не слишком ли дорого обходится ей форпост в лице Армении. Так что у «иранской тревоги», охватившей Армению, есть более чем серьезные основания.