Точка зрения, Эхо

У азербайджанских банков нет другого пути, кроме инновационного

С. КАСТРЮЛИН

Так получается, что человек в наше время не всегда доверяет банкам. Они порой становятся банкротами, и получить вложенный туда депозит обратно удается не сразу.

Какую-то часть денег, предназначенных для форс-мажорных обстоятельств, человек откладывает у себя дома. Пойди, займи у кого в трудный момент? Но вот наступает момент, когда деньги, в основном валюту, достают из загашника и идут в банк менять.

И вдруг оказывается, что та или иная купюра вышла из употребления, а человек об этом не знает. Что же ему делать? Недавно в печати была обнародована новость. Старые стодолларовые банкноты 1993 года уже вышли из обращения в США, тем не менее, в Азербайджане некоторые банки пытаются реализовать их, отказываясь затем принимать обратно.

В настоящее время в обращении находятся билеты серий 1996-2009. На лицевой стороне изображен Бенджамин Франклин, на обратной — Индепенденс-холл. В США временно приостановлена печать 100-долларовых купюр нового образца из-за большого количества брака.

Около 30% всех купюр получаются бракованными — из-за искривления печатного листа на лицевой стороне банкнот появляются непропечатанные полосы, пишет «Лента». Причина сбоя в печатном процессе пока не установлена и не устранена.

Всего к моменту принятия решения о приостановке печати новых 100-долларовых купюр было изготовлено 1,1 миллиарда банкнот. Официально сколько из них напечатаны с браком, пока не установлено. Получи эту информацию от банка вовремя, человек не попал бы в тупиковую ситуацию и к банку относился бы с доверием.

А как теперь? Где гарантия, что завтра банк не станет афишировать свои долги, которые подведут его к черной черте-банкротству. А все потому, что он может некоторое время продержаться на плаву. Авось, кто-то или что-то поможет выжить! А как вообще сегодня обстоят дела в наших банках?

Ранее упоминалось о недостаточности информации, представляемой со стороны банков и регулятора в определенном сегменте финансового рынка.

По словам аналитика, когда в банковской системе или у отдельного банка плохие безнадежные долги в кредитном портфеле повышают 3% — это повод для беспокойства. По данным Центробанка, объем просроченных кредитов уже составляет свыше 5%.

В 2015 году в Азербайджане произошли две девальвации национальной валюты, после которой банковский сектор стал бить все антирекорды. В результате первым рынок покинул Bank of Azerbaijan. В 2016 году процесс банкротства увеличил свои обороты, и, как следствие, за этот период в стране закрылось 11 банков. Ожидалось, что процесс продолжит свою тенденцию, но благодаря искусственным манипуляциям Центробанка курс падения маната удалось остановить, и банки перестали покидать рынок.

За 2017 год только один игрок покинул рынок — Caspian Development Bank, который слился с Atabank. Это объединение было вполне ожидаемо, так как AtaBank вошел в ООО Synergy Group, где уже был Caspian Development Bank. Согласитесь, иметь в группе два банка стало нецелесообразным, поэтому учредитель решил их просто консолидировать и создать мощную финансовую структуру.

В целом же в системе, состоящей из 31 банка, все еще остались «плохие» банки, проблемы которых просто законсервировали.

«Тут даже больше политический расчет. Особенно у Палаты по надзору за финансовыми рынками, которая хочет просто показать руководству страны и обществу, что как-то справляется с текущими проблемами, и якобы проблемы банковской системы решаются. Но на самом деле они законсервированы, потому что у банков проблемы все равно растут и лучше им не становится, за небольшим исключением некоторых банков. Поэтому те банки, которые не могут оставаться в системе, уже сейчас следовало бы закрыть. Но вместо этого палата предлагает этим банкам объединиться, но непонятно, как, то есть «плохим» банкам объединиться друг с другом, смысла нет, потому что лучше не станет. А проблемный банк объединять с хорошим банком не получается, потому что хороший банк этого не хочет. И самое главное, мы знаем, что у наших банков подавляющая часть по деятельности теневая, а значит, нет доверия к их отчетности»,- считает эксперт банковского дела, юрист Акрам Гасанов (biznesinfo.az).

Юрист прав, вот вам пример. Ранее выявлена преступная сеть валютных контрабандистов, промышлявших манипуляциями на территории Азербайджана и вывезших из страны в прошлом году свыше 160 миллионов долларов. Об этом сообщает отдел по связям с общественностью Службы государственной безопасности. Это только один известный случай, когда похитителей поймали.

Как это им удалось, если известно, что вывоз из Азербайджана валюты в размере свыше 50 тысяч долларов юридическими и физическими лицами, являющимися резидентами и нерезидентами, возможен только путем переводов через банки или почтового оператора. Это предусмотрено в «Правилах ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами», утвержденных Центральным банком Азербайджана.

Налицо или банковские аферы, или мнимый недогляд таможенников. Банки, чтобы выжить в период спада экономики, сегодня призывают к объединению, но они, наученные горьким опытом, никому не верят. Поэтому, как могут банки объединиться друг с другом, если их владельцы не доверяют друг другу?

Как с манатом, курс которого удерживался долго, но в итоге мы видим, что это вылилось в резкую девальвацию, так и с «плохими» банками, которые держались до последнего на плаву, а в прошлом году пришлось закрыть столько банков.

Работа наших банков остается не прозрачной, потому что они находятся в поиске новых подходов в своей работе, главная из которых — приток клиентов. Что же движет банками, что заставляет их уходить от традиционных приемов ведения бизнеса? Что или кто?

Ответ простой: новая реальность и человеческие потребности. Что же изменилось для нас с вами в этом веке! Скорость! Мы стремительно несемся вперед и не хотим, чтобы сервисы, обеспечивающие высокое качество нашей жизни, тормозили. Они должны не просто идти в ногу с нами, они должны нас опережать!

Пока мы находимся в товарно-денежных отношениях, нам всегда будут нужны банки. Но теперь мы предъявляем к ним новые требования и остаемся только там, где спектр услуг оказывается достаточно широк, чтобы удовлетворить наши потребности.

Чего же современный клиент ждет от банка? Эксперты Bain & Company обобщили потребности и ожидания потребителей по отношению к банкам и выявили следующие потребности. Поиск информации о продуктах и услугах банка должен быть простым и доступным. Помощь сотрудников банка была бы доступна в любое время — по телефону, Интернету или непосредственно в отделении. Чтобы при оформлении продукта или услуги переводы можно было осуществлять с помощью смартфона. Чтобы операции были безопасными, быстрыми и дешевыми.

Чтобы обратная связь с банком была простой и доступной, а реакция на нее — оперативной (в том числе в социальных сетях). Следовательно, у банков нет другого пути, кроме инновационного.

На данном этапе развития нашей страны необходимо понимать, насколько сильный разрыв жизненного уклада существует среди граждан, проживающих в мегаполисах, и жителями отдаленных районов, деревенской глубинки. Там люди получают зарплату наличными, ими же и расплачиваются. Конечно, Интернет со временем придет и туда, но человеческий менталитет изменить сложно. И этому сегменту населения еще долго необходимо будет человеческое общение для проведения сделки.

И получается, что для нашей страны, идущей вперед к Digital-среде, придется соединять в себе инновационные технологии и традиционные, для того, чтобы приобрести новых клиентов и не потерять старых. А главное — научиться не обманывать своих клиентов. Чтобы те, в свою очередь, не потеряли доверия к банкам.