За рубежом

Поиски «альтернативы Шелковому пути» могут привести к войне на севере Европы

НУРАНИ

Экономический рывок Китая продолжает оставаться одной из главных тем. И одновременно в мире разворачивается все более острая конкуренция за транспортировку и перевалку грузов. В эту борьбу готовы включиться уже и балтийские страны, где реализуется проект Rail Balticа.

Напомним: как уже рассказывала наша газета, Rail Baltica — это проект железной дороги с узкой «европейской» колеей через Литву, Латвию и Эстонию.

Напомним: еще со времен Российской империи в нынешних странах Балтии наличествует развитая железнодорожная сеть. По маршруту Таллин — Рига — Вильнюс можно выйти на Минск, а оттуда — на Варшаву через знаменитый Брест. Но сегодня доверять «ключи» от своего железнодорожного сообщения с Европой Беларуси, входящей в ЕАЭС и ОДКБ, страны Балтии не намерены. В особенности после учений «Запад-2017». И уже задумались об изменении «железнодорожной географии».

7 ноября 2001 года министры трех балтийских стран подписали договор о создании железной дороги, которая бы соединила все страны Балтии со странами Центральной Европы по маршруту Берлин — Познань — Варшава — Каунас — Рига — Таллин с возможным выходом на Хельсинки.

Правда, если железная дорога Баку-Тбилиси-Карс уже построена, то Rail Baltica все еще в проектах. Тем не менее 31 января в Таллине на встрече премьер-министров стран Балтии было подписано уже новое соглашение о строительстве Rail Baltica. В качестве гостя на церемонии присутствовал председатель Европейского совета Дональд Туск. Львиную долю расходов взяла на себя Еврокомиссия.

В России уже вызывает обеспокоенность новый проект: дескать, по железной дороге можно доставлять еще и военные грузы. А так как с членством стран Балтии в НАТО в Москве примириться ну никак не могут, тон комментариев оказывается ожидаемым.

Но теперь в проекте «балтийской железной дороги» появилось неожиданное уточнение. Как передает портал Deifi, ссылаясь на Eesti Paevaleht, Финляндия и Норвегия хотят продлить Rail Baltic до норвежского порта Киркенес, куда в будущем могли бы причаливать торговые суда из Китая. Накануне состоялось знаковое событие — стартовала конференция с участием всех, кто так или иначе связан с проектом: бизнесменов, политиков, консультантов и экспертов.

«В свете бушующих вокруг проекта страстей не стоит забывать, что Rail Baltic — не только внутреннее дело трех стран, но и часть более масштабной игры» — напоминает издание.

Министр экономики Эстонии Кадри Симсон сказала, что страны Балтии желают присоединения к проекту Финляндии и Польши. Причем, ожидают не просто моральной поддержки и обозначения интереса, но и полноправного партнерства в будущем, что поспособствовало бы переговорам с Брюсселем.

«О том, что в идеале Финляндия и Польша могли бы стать участниками проекта (партнерами по сотрудничеству они и так являются), говорится уже последние три-четыре года. Сейчас мы движемся в этом направлении», — заверил руководитель службы по связям с общественностью Министерства Расмус Рууда.

По словам Симсон, продление проекта в сторону Северной Финляндии придало бы ему совершенно новое, т.н. арктическое направление. Представитель Министерства экономики Финляндии Сабина Линдстрём подтвердила интерес государства.

По мнению издания, более масштабные амбиции финнов и норвежцев выражаются в желании участвовать в китайско-российском мегапроекте — морских путях через Северный Ледовитый океан до портов Китая.

По словам китайского представителя, к 2022 году, предположительно, товарообмен «ледяного шелкового пути» составит 40 млн тонн в год, что в свою очередь является лишь малой частью еще более грандиозного проекта под названием «Один пояс и один путь» (Belt and Road Initiative).

«Конечной целью Китая является, безусловно, Западная Европа и в частности один из самых крупных портов мира в Роттердаме. Если смотреть на карту, то можно увидеть, что непосредственной необходимости швартоваться в Норвегии у судов нет, поэтому за участие китайцев придется побороться», — указывает издание.

Идея эта, строго говоря, не нова. Разговоры о том, что таяние арктических льдов сделает плавание по Северному морскому пути куда доступнее, чем сегодня, идут уже давно. Еще в декабре 2015 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Северный морской путь должен в перспективе стать круглогодичным всесезонным «холодным Шелковым путем».

По его словам, обеспечить трафик морских контейнеровозов по Северному морскому пути в течение всего года позволит создание современного атомного ледокольного флота. Вице-премьер добавил, что в 2017, 2019 и 2020 годах планируется сдать в эксплуатацию три атомных ледокола. «Также строится плавучий энергоблок — уникальная инновационная технология, которой заинтересовались многие страны, даже далекие территориально», — отметил вице-премьер. По словам Рогозина, особую роль в развитии Севморпути играет Китай.

«Мы им предложили участвовать в проектах подвоза грузов к портам Севморпути. Фактически можно говорить, что теперь это будет не просто экономический «Шелковый путь», а прохладный, холодный «Шелковый путь»», — подчеркнул Рогозин.

Правда, произошло это после того, как стало известно, что Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Соответствующее соглашение было подписано 28 ноября представителями крупных транспортно-логистических операторов в Стамбуле.

Но вот в чем дело. У России есть свой незамерзающий арктический порт — Мурманск. Его даже называют «столицей Севморпути». Но немалую активность в стремлении перехватить «китайский транзит» проявляют и страны Северной Европы. Где основная роль предназначена норвежскому незамерзающему порту Киркенес, который все увереннее перехватывает грузооборот у Мурманска.

Во всяком случае, как отмечает норвежская Dagbladet, «есть большая мечта: сделать Киркенес новым международным центром пересечения торговых путей, принимая во внимание судоходное сообщение с Востока по Северному морскому пути, благодаря использованию которого время в пути может сократиться с сегодняшнего 41 дня до 26 дней в будущем».

По словам газеты, «этот маршрут будет свободен ото льда в летнюю половину года, а еще есть идея превратить Киркенес в центр, который свяжет Азию и Европу с помощью железной дороги. Есть планы строительства железной дороги до Рованиеми в Финляндии, а потом на юг — до Хельсинки. А еще есть проект сооружения туннеля для железной дороги под Балтийским морем на коротком отрезке между Хельсинки и Таллином в Эстонии. Есть планы связать другие части нового китайского Шелкового пути, по-английски это называется One Belt one Road Initiative, с этой железнодорожной линией. Одна из главных дорог, которую строят китайцы, должна связать Азию с Балтийским морем. А при наличии железной дороги из Киркенеса до Таллина, а потом на рынки в Европе, время на путь в Азию и из нее еще больше сократится, потому что не надо будет плыть вдоль всего норвежского побережья, можно будет вместо этого перевозить грузы из Киркенеса на поезде».

Новый маршрут, уверены эксперты, вряд ли стоит рассматривать как «прямую и явную угрозу» логистическим проектам с участием Азербайджана, и прежде всего железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Но нельзя не заметить другого: пока одни обсуждают логистические перспективы, другие строят относительно Киркенеса и всего севера Норвегии совсем другие планы.

Напомним: около месяца назад глава Военной разведывательной службы Норвегии Мортен Хага Лунде прямо заявил: «Меньше года назад, 24 марта (2017 года — Ред.), российские бомбардировщики осуществили тактический полет в направлении сооружений ВРС в городе Варде. Бомбардировщики отрабатывали наступательные действия перед тем, как вернуться на базы на территории Кольского полуострова. Всего в операции участвовали девять самолетов».

Норвежские военные считают, что в 2017 году подобных случаев было еще как минимум два. Кроме того, как отметил Лунде, в мае российские военные самолеты также отрабатывали нанесение ударов по военной технике и судам, задействованным в международных учениях, которые тогда принимала Норвегия. Наконец, во время российских учений «Запад-2017» ракетные комплексы «Искандер» перебрасывались в район Мурманской области, расположенный в 40 км от норвежской границы. Минобороны РФ, напомним, от комментариев воздержалось.

Однако ТАСС со своей стороны посчитал нужным тоном профессионального школьного ябеды напомнить: на норвежском заполярном острове Варде у границ РФ установлен американский радар «Глобус-2», который, дескать, официально находится в ведении военной разведки королевства, да еще может использоваться для отслеживания пусков российских межконтинентальных баллистических ракет и наблюдения за деятельностью Северного флота ВМФ России. В Норвегии интеграцию этого радара в систему ПРО опровергают, но, судя по всему, в «Арбатском военном округе» сочли, что Варде с его радарами — это «законная военная цель».

И что, если Москве хочется не просто получить свой кусок пирога, и она, как и в случае с поставками газа, не прочь закрепить за собой статус монополиста? И если в Кремле решили, что для этого мало одного Мурманска, и необходим контроль над Киркенесом, и желательно еще над Нарвиком? Это может показаться слишком уж оторванной от реальности фантастикой, но вот отработка бомбовых ударов по Варде и «Искандеры» в Мурманске, не говоря о самой по себе милитаризации Арктики — это уже реальность.

И самое главное, здесь напоминают и о другом: как показал опыт Второй мировой войны, контроль над норвежскими незамерзающими портами имеет ключевое значение с точки зрения безопасности плавания уже в Атлантике. После оккупации Норвегии печально знаменитые «волчьи стаи» немецких подводных лодок базировались именно здесь.

Наконец, из внимания лучше не упускать и другое. В результате знаменитой Петсамо-Киркенесской операции советской армии в октябре 1944 года был освобожден от немецких оккупантов север Норвегии. Но теперь, на фоне российских лозунгов «можем повторить», все это получает совершенно иное прочтение.

А неделю назад жителей другого норвежского города — Вадсе, тоже расположенного неподалеку от границы с Россией, ночью встревожила внезапно включившаяся сирена.

Некоторые подумали, что началась война с соседом, сообщает телекомпания Норвегии NRK. «Некоторые опасались худшего, например, войны», — рассказал офицер полиции Йан-Олав Шельберг. В экстренные службы стали звонить обеспокоенные граждане. Многие жители города, из которого в ясную погоду просматривается российская территория, в этой ситуации подумали о своем восточном соседе, отмечается в публикации.

Сирена заработала примерно в 23:50 по местному времени. Потребовалось более часа, чтобы выключить ее. За это время владелец старой пожарной станции, откуда и раздавался сигнал тревоги, добрался до места и отключил его. И этот нечаянный «опрос общественного мнения» тоже дает изрядную пищу для размышлений.