За рубежом, Эхо

Железные дороги Армении: перспектив нет, скандал есть

НУРАНИ

Невезение на персональном, так сказать, уровне бывает разным. Повезти, а вернее, не повезти может с официантом, с соседом по лестничной площадке, с шофером такси или — не приведи Всевышний! — со стоматологом. Случается ли невезение с послом, рассуждать не принято.

Тем более если речь идет о дипломатах, представляющих такую страну, как Россия.

И работающих в такой стране, как Армения. Другой вопрос, что здесь порой бывает непросто определить, это стране не повезло с дипломатом или дипломату — со страной, и если да, то с какой именно: с той, где работал, или с той, которую представлял.

Во всяком случае, теперь уже бывший посол России в Армении Иван Волынкин оказался в центре громкого скандала. Причем не политического, а сугубо финансового.

Как сообщили армянские информагентства, в генеральной прокуратуре Армении возбуждено уголовное дело по фактам злоупотребления должностным положением, хищения средств в особо крупных размерах, а также подделки документов в локомотивном депо ЗАО «Южно-кавказская железная дорога» в Гюмри. Как сообщает пресс-служба прокуратуры, 29 марта в Главное управлении полиции поступило сообщение от генерального директора ЗАО «Южно-кавказская железная дорога» С.Валько, что при проверке документов были выявлены факты хищения.

Речь идет в основном о махинациях с зарплатой: уволенных сотрудников оставляли в ведомости, начисляли деньги, которые потом делили. Теперь по указанным фактам в следственном отделе генеральной прокуратуры Армении было возбуждено уголовное дело по пунктам 1-му, 1.1 и 2-му части 2-й статьи 178-й (Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в крупных размерах), пункту 1-му части 3-й статьи 178-й (Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах), части 1-й статьи 325-й (Подделка, сбыт или использование документов, штампов, печатей, бланков, государственных номеров транспортных средств) Уголовного кодекса Армении.

Честно говоря, это не первый «сигнал», что в хозяйстве ЮКЖД не все благополучно. Сообщения о хищениях и злоупотреблениях в этой сфере приходили и приходят регулярно. Года два назад, в марте 2016 года, в Армении уже разбирались с хищением в ЮКЖД 46 миллиона драмов.

Как писала тогда газета «Жаманак», несколькими годами ранее железные дороги получили 120 тысяч долларов на ребрендинг компании. В частности планировалось дополнить название топонимом «Армения» и создать передовой транспортный бренд вообще. Но деньги были израсходованы не по назначению, а проект — предан забвению.

Осенью 2017 года «Первый информационный» сообщал и о необоснованном сокращении работников компании, и о краже рельс, и даже поездов. Как были уверены в Ереване, «Южно-кавказская железная дорога» неплохо «доит» хилый армянский бюджет.

Здесь нужно небольшое пояснение. «Южно-кавказская железная дорога» (ЮКЖД) является 100% дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги». Железные дороги Армении были переданы в концессионное управление России на основе договора, подписанного 13 февраля 2008 года. Тогда в Ереване и Москве активно делились планами.

Тут присутствовали и модернизация железной дороги, и строительство новых участков, и интенсификация, и многое другое. Но самое главное, в Ереване рассчитывали: теперь, когда армянские железные дороги стали по сути дела российскими, Москва уже в своих интересах «продавит» открытие железнодорожного сообщения с Азербайджаном и Турцией по территории Армении!

Но очень скоро выяснилось, что поезда через линию фронта не ходят. И еще к тому же оказалось, что — о ужас! — далеко не все вопросы на Южном Кавказе решаются в Москве исходя из интересов Еревана. Армения как была, так и осталась железнодорожным тупиком. Правда, отсюда по железной дороге можно добраться до Грузии и даже до Черного моря, но вот сделать эти перевозки хоть в какой-то мере рентабельными уже не получалось. Экономика Армении — на точке замерзания.

Планы по строительству железной дороги в Иран так и остались планами, тем более что в Иране задавали простой и логичный вопрос: а куда потом деваться уже из Армении? Наконец, пассажирские перевозки в условиях ереванской бедности и массовой миграции тоже не ахти. Дороги работали себе в убыток и о развитии не думали. Более того, согласно концессионному договору, компенсировать убытки, если ЮКЖД будет работать в убыток, должна уже Армения — из госбюджета. Что уже не нравится Еревану: местные аналитики, в том числе прозападные, обвиняют железнодорожников в том, что те намеренно занижают прибыль и получают компенсации.

Но теперь скандал выходит на новую орбиту. По информации ереванской газеты «Жаманак», председатель профсоюза ЗАО «Южно-кавказкая железная дорога» Ашот Хлгатян в беседе с изданием отметил, что злоупотребления, которые давно были и есть на «Южно-кавказской железной дороге», раскрываются только сейчас, поскольку бывший посол России Иван Волынкин больше не находится в Армении.

«Действия последних дней связаны с уходом Волынкина. Именно Волынкин был крестным отцом Валко и других. До этого наши правоохранительные органы старались не соваться на железные дороги. Я слышал не раз, что пока Волынкин здесь, они не могут ничего сделать. 23 марта Волынкин уехал, и дело возбудили 29 марта», — уверен Хлгатян.

Кидать камни вслед уехавшему послу — дело не самое благородное. Но весь вопрос в том, что Волынкин был в Армении больше чем послом. С учетом степени зависимости Еревана от Москвы, он по сути дела играл здесь роль не то «генерал-губернатора», не то «второго секретаря ЦК» советских времен.

Во всяком случае, комментируя обвинения в адрес дипломата, ереванская «Лрагир» пишет: «Иван Волынкин уехал, и стали раскрываться методы, с помощью которых Россия принуждает Армению к решениям. Одним из таких «методов» эксперты называли Ивана Волынкина. Были даже утверждения, что последнюю «печать» на решениях армянских властей ставит одиозный российский посол».

Как уверено издание, «Волынкин был тем самым «ручным управлением» в Армении, о котором говорили аналитики. Зачастую он действовал вопреки властям Армении, и тем потом приходилось оправдываться и «закрывать базар».

Так было, например, в истории с Пермяковым, которого так и не передали армянскому правосудию, заставив армянского судью «работать» на территории российской военной базы в Гюмри». Потом напоминает о «сюрпризе»: «…Оказалось, что в Армении сформировано подразделение российской военной полиции. Минобороны Армении пришлось оправдываться, что создание такого подразделения законно. Депутат от РПА Мигран Акопян «успокоил», что речь идет о 20-30 полицейских.

Однако потом бывший министр обороны Вагаршак Арутюнян признал, что сотрудников ВП будет 200 человек. А Минобороны косвенно признало, что пока нет законодательной базы для создания такого подразделения». Наконец, «в период «правления» Волынкина в Армении страна вступила в Евразийский союз, «проглотила» апрельскую войну, позволила россиянам ехать в Армению по внутренним паспортам (а этой льготой в основном пользуются сотрудники силовых ведомств России)».

Здесь, конечно, нелишне поинтересоваться: на самом ли деле Волынкин имел «долю» со всех махинаций, происходивших в ЮКЖД, или же речь идет о политической ответственности.

Только вот вряд ли именно Иван Волынкин виновен в том, что в Армении упустили шанс на построение своей государственности, а теперь обнаружили себя в статусе де-юре форпоста, а де-факто оккупационной марионетки вроде Абхазии или Южной Осетии. Другой вопрос, что при таких, с позволения сказать, «межгосударственных отношениях» цивилизованной дипломатии не получится даже теоретически. Вне зависимости от личности посла.