За рубежом

«Санкционная плотина» для «Северного потока-2»

А.ШАКУР

Актуальность той или иной темы для политиков и журналистов — вопрос тонкий и не всегда поддающийся логике. Сотрудники СМИ знают: на пике популярности, по традиции, оказываются новости из жизни «звезд» шоу-бизнеса и кино, притом, что их влияние на жизнь большинства читателей равно по сути нулю. Экономическая статистика к числу «горячих тем» не относится — если, конечно, речь не идет о стремительных обвалах и кризисах, которые уже бьют по всем.

На нынешнем фоне падение рубля, рухнувшие акции РУСАЛа и т.д. обсуждают не только обозреватели экономических изданий. И на этом фоне практически не замеченными проходят новости, самым непосредственным образом касающиеся судьбы одного из самых крупных проектов российского «Газпрома» последних лет — «Северный поток-2».

Теоретически у Москвы есть некоторые поводы для радости. Финляндия выдала полный пакет разрешений для строительства газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне страны, информируют «Вести», явно испытывающие острый дефицит информационного позитива. Трубы пройдут в 20-метровом коридоре, поблизости от уже проложенного газопровода «Северный поток». Региональное административное управление Южной Финляндии одобрило этот проект, сообщает «Интерфакс». 5 апреля разрешение на строительство выдало Министерство экономики и занятости Финляндии.

Ранее все документы, необходимые для строительства газопровода, выдала Германия. Процедуры получения разрешений в других странах вдоль маршрута газопровода — России, Швеции и Дании — идут по графику. Все документы компания Nord Stream 2 AG (оператор строительства газопровода «Северный поток-2») планирует получить в 2018 году.

Эту новость уже прокомментировали в Украине, где по понятным причинам не испытывают иллюзий насчет этого проекта.

Поясним. Трубопроводы строятся с разными целями. Чаще всего это средство доставить нефть, газ или продукты их переработки из точки А в точку Б. Но «Северный поток» — пример иного рода. Эти «трубы» российский «Газпром» тянул и тянет с одной целью: обойти Украину и лишить ее доходов от транзита российского газа в Европу. Трудно сказать, задумываются ли об этом в Финляндии, но в Берлине уже попытались обозначить компромисс. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что нельзя, чтобы через «Северный поток-2» Украина потеряла значение страны-транзитера природного газа. Причем сделала это на брифинге с президентом Украины Петром Порошенко.

«Мы подробно обсудили тему «Северного потока-2». Я очень внимательно выслушала украинские сомнения и это правильно. Не может быть, что через «Северный поток-2″, Украина больше не будет иметь никакого значения как транзитная страна природного газа. Зависимость остается от российского газа, но для Украины это имеет стратегическое значение. Транзит через территорию Украины остается важным, то есть вы видите, что это не только экономический проект, а учитывается политический фактор», — отметила госпожа Меркель.

Как отмечает в этой связи журналист Bild Юлиан Репке, прямая транспортировка газа из России в Германию ослабит стратегическое и экономическое значение стран транзита, в том числе Украины. Импорт российского газа в Украину существенно понизился уже после запуска первого «Северного потока». Кроме того, депутат зелёных в бундестаге Клаудия Мюллер одобрила изменение курса Меркель. «Я рада критическим высказываниям канцлера в адрес России по этой теме», — заявила Мюллер. Однако слова Меркель вряд ли представляют нечто большее, чем «успокоительную таблетку» для Украины, добавила политик. Если Меркель хочет, чтобы ее заявление имело последствия, то правительство Германии должно либо наложить вето на «Северный поток-2», либо заключить с «Газпромом» соглашения, в которых был бы оговорен минимальный объем транзита для Украины.

«Учитывая общую политическую ситуацию, реализация проекта должна быть более чем сомнительной. Нельзя, с одной стороны, применять санкции, а с другой — поощрять Кремль престижным проектом», — отметила Мюллер. По словам политика, «Северный поток-2» — это «не чисто экономический, а крайне политический проект, в том числе и потому, что с российской стороны мы имеем дело не с независимым экономическим предприятием».

В свою очередь, Петр Порошенко в интервью немецкому изданию Handelsblatt заявил, что новый газопровод выглядит «политической взяткой за лояльность России». «Немецкие политики и компании должны помнить о том, что «Северный поток-2» — это исключительно политический проект, который финансирует Россия. Простите за грубые слова, но «Северный поток-2″ — это политическая взятка за лояльность России, (цель которой) экономическая и энергетическая блокада Украины и нанесение ей большого ущерба», — заявил Порошенко, которого цитирует РБК. По его словам, «Северный поток-2» не имеет под собой «экономически оправданного основания», в то время как украинский транзитный газопровод может быть «быстро и дешево модернизирован».

На вопрос о том, является ли Украина надежным партнером, украинский лидер отметил, что Киев намеревается привлечь европейских партнеров к управлению своей газовой компанией. «Когда Россия отключила поставки газа в начале марта, я как президент попросил мой народ экономить энергию для обеспечения полного транзита газа в Европу», — заявил Порошенко, добавив, что Украина придерживается своих обязательств. Модернизация украинского газопровода не потребует крупных инвестиций, уверен он. «Просто спросите нас, вместо того, чтобы инвестировать $10 млрд в «Северный поток-2», — заключил он.

Теперь же, в то время, как Москве удалось договориться с Хельсинки, в Киеве развивают активное противодействие проекту.

Так, по информации, в частности, «Интерфакс-Азербайджан», премьер-министры Украины и Литвы Владимир Гройсман и Саулюс Сквернялис договорились препятствовать реализации проекта «Северный поток-2». «Премьеры отдельно рассмотрели ситуацию вокруг российского проекта «Северный поток-2″ и договорились о необходимости противодействовать реализации этой инициативы», — сообщила пресс-служба украинского правительства по итогам встречи В.Гройсмана и С.Сквернялиса в Киеве.

Конечно, «Северный поток-2» не был единственным вопросом. По данным пресс-службы, стороны также обсудили ситуацию в Донбассе и вопрос создания миротворческой миссии на востоке Украины. В ходе встречи В.Гройсман отметил активную позицию Литвы в продвижении идеи Европейского инвестиционного плана для Украины на различных международных площадках, обратил внимание на высокую динамику торгово-экономического сотрудничества и значительные перспективы увеличения объемов грузовых перевозок между портами Черного и Балтийского морей, в том числе контейнерным поездом «Викинг».

Наконец, «Украина и Литва отмечают рост двусторонней торговли, объем которой превысил $1 млрд, и усиливают логистические возможности обеих стран», — отметили в пресс-службе.

Но сам факт переговоров и, скажем так, «мобилизации» общественного мнения говорит о многом. Более того, речь идет не только о политических декларациях. Балтийские страны намерены продолжать борьбу с проектом, подчеркнул министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в интервью изданию Delfi.

По его мнению, в условиях обострившихся отношений между ЕС и Россией увеличение зависимости стран организации от поставок российского газа стало бы непродуманным решением: «Мы всегда были едины в нашей позиции в отношении Nord Stream 2, и мы считаем, что это не экономика и бизнес, а политический проект».

Глава латвийского МИД сообщил, что страны Балтии, Скандинавии, а также члены «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) сформировали в ЕС блок противников «Северного потока-2».

Он добавил, что на пять компаний ЕС, которые в партнерстве с «Газпромом» совместно финансируют строительство трубопровода — англо-голландскую Shell, австрийскую OMV, французскую компанию Engie и немецкие Uniper и Wintershall, могут быть наложены штрафы американскими властями: «Да, США могут это сделать (…), такие жесткие шаги могут иметь место», — сказал Ринкевич.

Понятно, что для России переход Венгрии в лагерь противников «Северного потока-2» — это уже плохая новость. Плюс ко всему у Москвы нет и реальных шансов изменить расстановку сил, особенно теперь, на фоне санкций и других неприятностей. Наконец, эксперты напоминают: уроки прошлых «газовых войн» в Европе тоже не забыли. И хотя проект «Северного потока-2» еще на стадии строительства, его популярность и инвестиционная привлекательность катастрофически падают.