Точка зрения, Эхо

Движение неприсоединения: Азербайджан расширяет «дипломатическую географию»

nurani-exo-foto-2НУРАНИ

В Баку подводят итоги нового раунда большой дипломатии — министерской встречи стран-участниц Движения неприсоединения на тему «Поддержка международного мира и безопасности во имя устойчивого развития». Приняты итоговые документы встречи, в том числе Бакинский документ и Бакинская декларация.

Даже самый беглый анализ итогов конференции показывает: Азербайджан здесь многое может записать себе в актив. Участники встречи выразили признательность народу и правительству Азербайджана за высокий уровень организации министерского заседания.

Они приветствовали выдвижение кандидатуры столицы Азербайджана на проведение Всемирной выставки «EХРО-2025»: наша страна — единственное государство-участник Движения неприсоединения, которое претендует на ее проведение. Министры отметили результаты состоявшегося в Баку VII Глобального форума Альянса цивилизации ООН, одобрили организацию Азербайджаном XVII министерского заседания «Сердце Азии — Стамбульский процесс».

Пожалуй, на первом плане здесь — уверенное расширение, если угодно, «дипломатической географии» Азербайджана. Среди стран-участниц Движения неприсоединения — государства не только Европы и Азии, но и Африки, Латинской Америки, Океании…

Но куда значимее другой успех. Участники встречи выразили Азербайджану недвусмысленную поддержку в Карабахе. Министры неприсоединившихся стран выразили сожаление, что, несмотря на резолюции (822, 853, 874, 884), принятые Советом Безопасности ООН, армяно-азербайджанский конфликт все еще не решен, международный и региональный мир и безопасность продолжают оставаться под угрозой. Министры еще раз подтвердили значение принципа неиспользования силы, отраженного в уставе ООН, и призвали стороны решить конфликт на основе территориальной целостности, суверенитета и признанных на международном уровне границ Азербайджанской Республики. Принцип самоопределения наций, который так лелеют в Ереване, в отношении Карабаха не упоминается.

Но такой, если угодно, «жестко-информационный» пересказ событий оставляет за кадром слишком многое. Потому как речь идет о серьезном политическом и дипломатическим успехе Азербайджана на весьма перспективной «платформе», каковой сегодня является Движение неприсоединения.

В отличие от многих международных союзов, это движение не строится по принципу «лидер и его сателлиты». От его членов не требуется послушного следования в общем политическом фарватере. И это уже понятным образом воспринимается в Азербайджане, где не намерены разменивать свою независимость на статус чьего-то сателлита — в отличие от той же Армении.

Впрочем, Движение неприсоединения сегодня считают соответствующим своим интересам во многих столицах. Среди участников этого движения есть Иран, который активно сотрудничает с Россией, и Кувейт, который в вопросах своей безопасности полагается на США, есть Саудовская Аравия и Алжир, Колумбия и Вануату. В не таком уж далеком прошлом участниками этого движения были Югославия, Румыния и Финляндия — европейские страны, которые не были членами военно-политических блоков времен первой «холодной войны». Движение неприсоединения сегодня — это самая «широкая» международная организация, которая по количеству государств-членов (сегодня их 120) уступает только ООН.

Но не это главное. Серьезного внимания заслуживает, если угодно, философия Движения неприсоединения. И тут уже не обойтись без экскурса в историю.

Официально Движение неприсоединения было основано 1 сентября 1961 года, когда в Белграде открылась 1-я конференция глав государств и правительств 25 неприсоединившихся стран. Оно объединило государства, не входившие в военные блоки — НАТО, более не существующие сегодня СЕАТО, СЕНТО и Организацию Варшавского договора.

Но на самом деле его история началась значительно раньше. В 1947 году Южную Азию потряс геополитический шторм: получила независимость бывшая Британская Индия, которая тогда же разделилась на Индию и Пакистан (в 1971 году на карте мира появится еще и Бангладеш). И уже очень скоро вспыхнул конфликт между Индией и Китаем — из-за Тибета.

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Государство, как известно, начинается с границ. Но именно границы, точнее, чье-то стремление их «откорректировать» и «переделать», чаще всего становится причиной войн и межгосударственных конфликтов.

Так развивались события в Африке, где после крушения колониальных империй вспыхнула целая серия локальных войн: в столицах новых государств не то чтобы совсем без оснований заявляли, что их границы были проведены белыми колонизаторами произвольно, без учета того, что происходило «на местах». Осознание, что принцип уважения границ был выстрадан, а не изобретен в тиши библиотек, пришло не сразу.

Так или иначе, в 1954 году Индии и Китаю удается нормализовать отношения. В Дели признали Тибет частью Китая. В новом соглашении были впервые сформулированы знаменитые «Пять принципов мирного сосуществования» — «панча шила»:

1. Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.

2. Ненападение.

3. Невмешательство во внутренние дела.

4. Равенство и взаимная выгода.

5. Мирное сосуществование.

В следующем, 1955 году прошла Бандунгская конференция. Ее итоговый документ, напомним, дополнил «панча шила» и включал уже 10 принципов мирного сосуществования и международных отношений:

1. Уважение прав человека, принципов и целей Устава ООН.

2. Уважение территориальной целостности,

3. Признание равенства всех рас и наций.

4. Отказ от интервенции и вмешательства во внутренние дела.

5. Уважение права каждой страны на индивидуальную и коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН,

6. Отказ от использования соглашений о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав и от оказания нажима на другие страны,

7. Отказ от агрессии против территориальной целостности или политической независимости.

8. Урегулирование международных споров мирным путём.

9. Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.

10. Уважение справедливости и международных обязательств.

Затем последовали долгие консультации между весьма авторитетными политиками того времени: Джавахарлалом Неру, Иосипом Броз Тито и Гамалем Насером. И в 1961 году состоялась Белградская конференция, с которого отсчитывают историю Движения неприсоединения.

За эти годы в мире произошли серьезные перемены. Исчез с карты мира СССР. Распалась Югославия. Стала членом Евросоюза Финляндия, ранее входившая в Движение неприсоединения, в ЕС и НАТО вступила Румыния. А Движение неприсоединения в изменившемся мире по-прежнему сохраняет свою актуальность. И тем более это справедливо для нашей страны.

Среди участников Движения неприсоединения немало развивающихся стран, тех самых, которые еще недавно без особого пиетета называли «третьим миром» и экономический «рывок» многих из которых заставляет проводить параллели между этим самым «третьим миром» и хрестоматийным «пробуждением третьего сословия» времен Французской революции. Здесь, именно на этом «полюсе» мира, сосредоточен огромный и еще не реализованный потенциал, и «человеческий», и экономический, здесь колоссальные возможности и для бизнеса, и политики. Это, если угодно, «ворота в завтра».

Но Азербайджан весьма успешно строит свою дипломатию на этом направлении уже сегодня. Причем речь идет не только о дипломатических переговорах и международных встречах как таковых. Наша страна оказывает многим государствам Африки гуманитарную помощь, активно делится опытом социальных инициатив, таких, как система ASAN.

Именно в Азербайджане в рамках программы ООН проводятся тренинги и курсы для дипломатов из африканских стран. И это далеко не полный список. Азербайджанская дипломатия сегодня уверенно «осваивает» новую перспективную «платформу».