Точка зрения

«Габреляновская» псевдожурналистика и не только

Д.АХУНДЗАДЕ

В Баку несколько дней назад отметили вторую годовщину апрельских боев 2016 года. О военном, политическом, если угодно, психологическом резонансе того успеха азербайджанской армии рассказать можно многое. Значение боев апреля 2016 года не исчерпывается освобождением высоты Лелетепе и возвращением беженцев в село Джоджуг Марджанлы.

Эти столкновения были яркой, красноречивой и, простите, весьма доходчивой демонстрацией, что Азербайджан за эти годы создал современную боеспособную армию, вооруженную новейшим и эффективным оружием, в то время как армянские вооруженные силы отстали от Азербайджана на поколение. Военные специалисты отметили и новые образцы оружия, вплоть до ударных дронов, и четкость действий, и эффективность управления войсками, и многое другое.

В числе прочего, апрель 2016 года запомнился и показательным прецедентом: из Азербайджана была депортирована съемочная группа детища Ашота Габрелянова — телеканала Life News. За откровенный «фейк» в эфире.

Как потом пояснял журналистам глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, речь шла о репортаже из города Тертер. Для пущей убедительности сотрудники телеканала дали, как говорят тележурналисты, «синхрон». Водитель одной из легковых машин рассказывал, что члены нескольких семей приехали на похороны солдата, убитого на линии фронта, а репортер Life News «переводила», будто жители напуганы и в массовом порядке покидают свои дома, и, показывая людей, приехавших на поминки, уверяла, будто бы эти люди со страху вынуждены жить в автомобилях. Ответом на такую псевдожурналистику и стала депортация.

«Азербайджанская сторона проявила в отношении них добрые намерения, но сотрудники LifeNews продолжили свою провокационную деятельность. Учитывая все это, было признано нецелесообразным их пребывание в Азербайджане», — сказал тогда глава пресс-службы МИД Азербайджана.

Это, конечно, не гранатомет, который обнаружили в багажнике журналистов Life News на востоке Украины, притом что в эту страну они въехали не как журналисты, а как «частные лица», но тоже случай примечательный. Так что вряд ли в нашей стране надо кому-то долго объяснять, что такое псевдожурналистика в габреляновском стиле.

А недавно Life News отличился вновь. Но уже на сугубо российском «поле». Журналисты выдали в эфир «сенсацию»: российский оппозиционный политик, глава Красносельского совета депутатов Москвы Илья Яшин «сдал свою бабушку в тюрьму для стариков»!

Как потом объяснял в социальных сетях сам Яшин, его бабушка страдает старческой деменцией, то есть развившимся с возрастом слабоумием. В быту, добавим от себя, подобные проявления, не вдаваясь в дифференциальную диагностику, усредненно именуют «маразмом».

Люди в таком состоянии не узнают своих близких, не понимают, где находятся. Именно пораженные этим недугом старики часто «теряются»: они уходят из дома, а потом не могут вспомнить, кто они и где живут. Эта беда настигла и бабушку Яшина. Внук устроил ее в частный пансионат, где за бабушкой обеспечен профессиональный и высококлассный уход. По словам самого Яшина, это позволило улучшить самочувствие бабушки и даже продлить ей жизнь. Но вот габреляновские, пардон, «журналюги» решили, что из этой истории можно сделать «убойный компромат».

Но… оставим в стороне соображения профессиональной этики. Не будем уточнять, как надо назвать ситуацию, когда «журналюги» мучают старую больную женщину почти час, суют ей в лицо микрофон, от которого она закрывается и просит оставить ее в покое, а затем делают выводы из слов человека, у которого провалы в памяти.

Намеренно оставим за рамками «разбора» слова самого Яшина о заказчиках скандала и о том, что дирекция пансионата держала оборону, не пускала к бабушке журналистов, но в какой-то момент явились сотрудники прокуратуры и поставили перед выбором: или съемочная группа получает доступ к бабушке, или прокуратура «найдет» здесь повод для закрытия пансионата.

Просто этот скандал выявил нечто очень важное уже для нас — тот самый безапелляционный вердикт «общественного мнения»: ах, какой ужас, какой позор, «сдали своих родителей/бабушек/дедушек в «тюрьму для стариков»», «выбросили за дверь», «бросили» и т.д. и т.п. После чего следует бурный поток нравоучений: бессовестные, неблагодарные, бессердечные, эти люди во всем себе отказывали, чтобы высмотреть и вырастить вас, а вы..! В Азербайджане к этим нравоучениям добавляются еще и ссылки на «милли менталитет». Но… так ли все, как бы это поточнее выразиться, «однолинейно»?

Не будем в который уже раз напоминать, что присутствие в доме больного человека — дело нелегкое и тягостное. Не станем устраивать подробный разбор отрывка из пушкинского «Евгения Онегина», который наверняка многие помнят еще со школьных лет: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил — И лучше выдумать не мог; Его пример другим наука, Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день, и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!» Просто есть тут некоторые неудобные обстоятельства, которые ну никак не встраиваются в эти самые однолинейные схемы «несчастные старики и их неблагодарные дети и внуки».

В «стародавние времена» проблемы, кто будет досматривать стариков, как бы не существовало. Во-первых, жили большими семьями. Во-вторых, значительная часть работы концентрировалась вокруг дома и, скажем так, приусадебного участка. В-третьих, будем откровенны: в те благословенные времена, когда продукты были экологически чистыми и исключительно органическими, а консервантов не существовало в принципе, большинство людей до старческой деменции просто не доживали. Иное дело — сейчас. Где в среднестатистической городской семье одни работают, и чаще всего вне дома, другие учатся, и тоже вне дома. Старики в этом случае остаются в четырех стенах.

И вот можно сколько угодно читать мораль о сыновнем долге и уважении к родителям, но далеко не каждая семья может позволить себе нанять в таком случае персональную сиделку. Или обязать кого-то из членов семьи неотрывно сидеть с бабушкой и дедушкой. Это не «неуважение» и не «бессердечие», а реальность. И вот в этой реальности в редакцию обратилась женщина с неожиданной и весьма серьезной проблемой. Вечером, возвращаясь с работы, она застала жильцов своего подъезда в нешуточной тревоге: двери одной из квартир распахнуты настежь, окно на лестничной площадке, которое уже несколько лет никто не открывал, выбито, в воздухе — запах газа…

Как поясняла женщина в своем письме, в этой квартире живет семья: папа, мама, малыши «детсадовского» возраста и старая бабушка. И вот эта бабушка, у которой уже провалы в памяти, открыла газ на кухне и…забыла его зажечь. Когда вернулись с работы ее дети, забрав по пути малышей из детсада, и почувствовали запах газа, естественно, начали проветривать квартиру.

Чувства соседки трудно не понять. Да, в этот раз повезло, бабушке не пришло в голову включить свет, дети вовремя вернулись с работы, почувствовали запах, но в следующий раз может уже не повезти. А если, сетовала она, весь дом взлетит на воздух — что будем делать? Вспоминать знакомые еще с советских лет «садистские стишки» в стиле «дедушка старый, ему все равно»? Пытались, конечно, поговорить с соседями, но те разводят руками: как нам быть? Нанять сиделку средств нет, бросить работу никто не может, а о том, чтобы поместить бабушку в дом престарелых, не хотят и слышать.

Еще больше прецедентов, когда забывчивые бабушки и дедушки банально «заливали» своих соседей из квартир этажом ниже. Как быть? — жаловались потом пострадавшие. Мы экономили, собрали деньги, сделали наконец приличный ремонт, купили дорогую бытовую электронику, а теперь все пришло в негодность, потому что старый дед из квартиры этажом выше забыл закрыть воду. Это, конечно, не взрыв газа, но приятного, поверьте, мало. А если такое повторяется не один раз, тут уже самые что ни на есть сердобольные соседи взбунтуются.

А еще множатся рассказы, как оставили дома пожилого и вроде бы вполне еще крепкого человека, способного самостоятельно себя обслужить, а ему стало плохо с сердцем, поднялось давление, подскочил или, наоборот, резко нанизился сахар в крови… Кого-то дети обнаружили мертвым на любимом диване, или вызвал «скорую», но открыть двери уже не смог… Что делать? Кого винить?

И действительно, что делать? Не учиться, не работать, не общаться вне дома — словом, «с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь» и, конечно же, «вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!»? Будем откровенны — это не выход. Наконец, даже если семья установит этакое «дежурство» и кто-то все время будет сидеть со стариками, это еще не решение проблемы.

Многим пожилым людям необходим не просто заботливый человек рядом — им нужна квалифицированная помощь, оказать которую может только врач-специалист. А врач-невропатолог, кардиолог, эндокринолог вместе с профессиональной медсестрой и еще санитаром найдется далеко не в каждой семье. И никакие нравоучения тут не помогут.

А это значит, что, хотим мы того или нет, но обществу, которое уже шагнуло вперед от крестьянского натурального хозяйства, необходимы, скажем так, эффективные способы ухода за стариками и помощи этим людям за рамками семьи. И, будем откровенны, вне дома.

Тут можно найти множество вариантов. В прессе уже давно высказывалась идея организовать что-то вроде «детского сада», но для пожилых, или «дневного стационара», совмещенного с клубом «для тех, кому за..», куда пожилых людей можно было бы отвести утром и забрать домой вечером. И, конечно же, нужны те самые пансионаты для пожилых людей — комфортабельные, высококлассные, те, где им будет обеспечен и высококлассный уход, и хорошее питание, и приемлемые условия жизни. В том числе, а с учетом социальной конкретики, прежде всего — частные.

И эта система, будем откровенны, прежде всего в интересах самих стариков, а потом уже — их молодых родственников. Но для того, чтобы все это появилось и начало работать, нужна самая малость — необходимо, чтобы изменилось общественное мнение. Чтобы эти заведения не воспринимались и не именовались «тюрьмой для стариков», а тех, кто все же уяснил для себя, что есть в жизни ситуации, когда мало поправлять подушку и держать за руку, а требуется профессиональная помощь, не обвиняли бы в том, что они, такие-сякие неблагодарные, «вышвырнули своих родителей на улицу».

А тем, кто вот сейчас в ответ на эту крамольную мысль с пеной у рта «кидается тапочками» в соцсетях, мое предложение: создайте, господа, фонд помощи одиноким пожилым людям и пожертвуйте в него свои деньги. Дежурьте как волонтеры в доме престарелых. Финансируйте за свой счет «приходящих» сиделок. И только после этого читайте кому-либо мораль.