За рубежом, Эхо

Карты, деньги, два ствола: Что происходит в армянской армии?

НУРАНИ

В Армении отметили очередную годовщину своего оглушительного поражения в апреле 2016 года. Правда, сам факт поражения попытались всячески замаскировать.

Политики в традициях местной «дипломатии доносов» обвиняли Азербайджан во всех смертных грехах, а военные чины продолжали выступать с победными реляциями, не задумываясь, насколько они уместны после столь очевидного, пардон, «отлупа» на линии фронта.

Только вот…произвести впечатление удавалось не на всех. Во всяком случае, журналисты, послушав громогласные заверения «наша армия самая сильная в мире, мы хоть завтра можем взять Стамбул и Баку», как-то очень несвоевременно интересовались: а когда армянская армия «вернет» высоту Леле-тепе? И вот тут диалоги завязывались весьма впечатляющие.

Глава Минобороны Армении Виген Саркисян во время своего посещения военного пантеона «Ераблур» в ответ на вопрос, когда армянская армия «вернет» высоту Леле-тепе, заученно отрапортовал: «Мы видим необходимость надежно защищать передовую и ставим задачу — не позволять нарушать режим перемирия, гарантирующий право народа «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) на свободную жизнь, не разрешать таких изменений в этом поле, которые сделали бы невозможным или бессмысленным дальнейший процесс мирного урегулирования». Из чего журналисты сделали вывод: «возвращение» высоты произойдет не скоро. Если вообще произойдет. И — страшно сказать! — если еще раньше Азербайджан не вернет себе Ханкенди и Шушу, а то и Ереван с Зангезуром.

В свою очередь, начальник Главного штаба Вооруженных сил Армении Мовсес Акопян, который в апреле 2016 года едва унес ноги из села Талыш, попытался быть более реалистичным. И принялся уверять, что любые ситуации в армянской армии анализируются, делаются выводы, из этого выносятся определенные уроки и предпринимаются соответствующие шаги.

Он даже рискнул признать, что «Апрельская война» стала серьезным уроком для армии, а также большим испытанием. Однако это позволило предпринять меры против возможных действий противника в дальнейшем, применяемых врагом вооружений.

Потом перешел к громогласным реляциям: дескать, за эти два года в ВС проведена довольно большая работа, проблемы, возникшие в ходе четырехдневной войны, получили решения. «Могу отметить, что по этой части предприняты соответствующие меры, и противник больше не сумеет осуществить такие военные действия. Но, безусловно, это не означает, что сделанного достаточно. Армия, война — это явления, которые постоянно требуют обновления методов и форм с целью получить преимущество над противником. И мы проводим работы в этом направлении», — сказал М. Акопян.

На вопрос, когда армянские ВС собираются вернуть высоту Леле-тепе, М. Акопян ответил: «Когда в этом будет необходимость».

Только вот успокоить общественность не получается. Особенно теперь, когда армянская аудитория получает слишком много сигналов о неблагополучии в армейских кругах. В Ереване задают вопросы: почему это для армии регулярно собирают то строительные материалы, то покрышки для укрепления позиций, то еще что-нибудь? Почему обеспечение армии всем необходимым не берет на себя государство? Мовсес Акопян, конечно, рапортует: «Армия ни в чем не нуждается, обеспечена абсолютно всем, если наши граждане решили помочь чем-то, то это не означает, что армия в этом нуждается. Это просто воля граждан» — но кто ему поверит на слово?

Плюс ко всему дискуссии об экономической стороне войны принимают в Армении совсем уж опасный для властей оборот. «Первый информационный», немного порассуждав о том, что Армении, мол, надо быть постоянно готовой к войне, неожиданно заявляет: «Нация не может жить по образу жизни, продиктованном вызовами войны, а «элита» — говорить о войне, но жить так, как себе не позволяют даже элиты стран, живущих вдалеке от всякого рода войн. С этой точки зрения индикаторным образом жизни является образ жизни, степень роскоши именно «элиты».

Как показала апрельская четырехдневная война, от блеска роскоши образа жизни «элиты» глаза противника вовсе не слепнут. А с этой точки зрения, спустя два года в образе жизни управляющей «элиты», казалось бы, не намечается никаких ощутимых изменений, и затягивать пояса продолжают главным образом только рядовые граждане».

Только вот куда серьезнее и опаснее, впрочем, другие вопросы. В течение первого квартала 2018 г. в вооруженных силах Армении и «Арцаха» погибли 11 человек — об этом говорится в сообщении Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской Ассамблеи. Сообщение основано на публикациях СМИ и информации из официальных источников, подчеркивают правозащитники.

По данным ХГА, 9 смертей зафиксированы в ВС «Арцаха», 2 — в ВС Армении. Трое погибли в результате нарушения режима перемирия, четверо — в результате несчастных случаев, два — из-за проблем со здоровьем, один убит, один совершил самоубийство. В сравнении с данными за аналогичный период прошлого года число смертей сократилось на 6. Но вряд ли это так уж успокаивает. Особенно теперь, когда определенную пищу для размышлений дает небезынтересная новость, на первый взгляд, «парламентская», а не военная, но…

Как передает «Панорама», в ходе заседания Постоянной комиссии Национального Собрания Армении по государственно-правовым вопросам и защите прав человека был представлен проект о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РА, согласно которым предусмотрена уголовная ответственность за организацию азартных игр в воинских частях, в ходе несения военной службы, а также за участие в подобных играх.

Основной докладчик — депутат Карине Ачемян — заявила, что проблема с азартными играми по заранее согласованным правилам и с целью выигрыша стала серьезным вызовом. При этом в перечень признаваемых азартными игр не входит, например, лото. Однако вице-спикер НС РА Арпине Ованнисян предложила все же отложить рассмотрение данного проекта, поскольку имеются проблемы с определением азартных игр с выигрышем, как та же самая лотерея.

«Это чрезвычайно сложная сфера. Не хотелось бы обострять отношения военнослужащих, чтобы потом мы начали охоту на ведьм. Призываю отложить», — сказала А. Ованнисян, которая ранее занимала пост главы Минюста РА. К.Ачемян согласилась. И проект был отложен.

Здесь, быть может, нелишне вспомнить, как решали «на кулаках» проблему карточного долга депутаты парламента Армении. Только вот эта парламентская дискуссия, основными участницами которой к тому же были дамы, дает прямо-таки неоценимую пищу для размышлений. Особенно на фоне сенсационного сообщения газеты «Жоховурд»: в Ашоцском военном комиссариате Ширакской области исчезли два автомата и 48 пуль.

«Все это было выявлено во время смены дежурных. Военный, принимающий смену, увидев пробел, доложил обо всем правоохранителям. Сейчас в военкомате ведутся допросы для того, чтобы понять, что все-таки произошло. Нам стало известно о том, что сотрудники военкомата, военные, которые были на дежурстве, уверенно твердят, что они не имеют ничего общего со всем этим. За комментариями мы обратились к военкому Ашоцка Левону Карапетяну, который сообщил, что пребывает в состоянии шока. «Я не знаю деталей случившегося. Поверьте, я ничего не скрываю, это просто выходит за рамки моей компетенции», — заявил он», — отмечает издание.

В общем, «карты, деньги, два ствола» в переводе на армянский. И удачный повод вспомнить старый армейский анекдот: «До армии я спал спокойно, потому что был уверен: армия нас всех защищает. В армии я спал плохо, потому что должен был защищать страну. А после армии я не сплю вообще, потому что знаю, как нас на самом деле защищают».