За рубежом

Соглашение Еревана с ЕС осталось на бумаге?

НУРАНИ

Зачем страны подписывают те или иные договоры? Цели тут могут быть самыми разными: заключить военный союз, продвинуть экономическое сотрудничество, поспособствовать развитию туризма…

Самое главное, любое соглашение подписывают для того, чтобы его, простите, выполнять.

Иное дело — Армения, где отнюдь не считается зазорным подписать вполне себе серьезный документ, где четко прописаны конкретные обязательства, а затем удивленно поднимать брови: разве мы что-то похожее обещали? Классический пример здесь, армяно-турецкие протоколы, подписанные в 2010 году в Цюрихе.

В их тексте, напомним, прямо прописывалось обязательство признать сложившиеся в регионе границы и создать с Турцией совместную комиссию по исследованию спорных исторических событий. Но в Армении, подписав договоры, затем решили, что по-прежнему могут требовать от всего мира признать армянскую версию событий 1915 года.

Теперь в центре внимания армянской аудитории новый документ — соглашение с Евросоюзом. «Всего несколько месяцев назад общественно-политические события в Армении были заполнены подписанным 24 ноября в Брюсселе рамочным соглашением Армения-ЕС и различными оценками касательно его значимости», — весьма витиевато напоминает «Первый информационный», по мнению которого, сегодня «трудно предположить или догадаться, что в этой стране несколько месяцев назад произошло некое событие, которое, по большому счету, представляло из себя колоссальный политический, геополитический инструментарий, возможность воспользоваться которым есть и у властей, и у оппозиции».

Только вот, по мнению «ПИ», «до сегодняшнего дня, по большому счету, так и осталось неизвестным, что из себя представляет этот инструментарий, это рамочное соглашение для оппозиционного поля, есть ли такое поле, для которого рамочное соглашение или попросту уже готовая политическая повестка имеет значение?»

Здесь, пожалуй, действительно нужно вернуться на некоторое время назад и вспомнить, как развивались события вокруг подписания соглашения Армения-ЕС.

Напомним: первоначально в рамках «Восточного партнерства» Ереван вел переговоры с Брюсселем о подписании соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Этот документ действительно предусматривал переход Армении на «европейскую» орбиту и ее выход из-под влияния России. Но…в последний момент, а именно в сентябре 2013 года, заявили, что передумали и намерены вступать в создаваемый Россией Таможенный, он же Евразийский, союз.

Честно говоря, то, что в Армении вряд ли доведут свою «европрогулку» до логического завершения, было понятно с самого начала. Зависимость Еревана от Москвы в военно-силовой сфере была очевидна уже тогда. К тому же Россия контролировала в армянской экономике все, что вообще имело смысл контролировать. Наконец, на территории Армении находится российская военная база, а ее границы с Турцией и Ираном охраняют российские пограничники. В таких условиях не до «рывков на Запад».

Другое дело, что в Ереване рассчитывали устроить этакий «геополитический аукцион». Здесь не сомневались, что Брюссель, с одной стороны, и Москва, с другой, будут активно «переманивать» Армению на свою сторону и заваливать ее подарками: Европа — инвестициями, Россия — военно-силовыми преференциями…Но окончательный выбор все равно сделать в пользу РФ.

В Армении, особенно в лагере местных «западников», повозмущались, но, в отличие от Украины, «майдана» тут не случилось. Тем более, что в Евросоюзе тут же начали готовить с Арменией новое соглашение — уже с учетом ее членства в ЕАЭС.

Накануне подписания здесь вновь кипели страсти. Политологи рассуждали о том, что Армения, дескать, должна доказать свою «субъектность» и самостоятельность, что если и новый документ не будет подписан, то страна, по выражению одного из местных политологов, «вылетит с глобуса», что новый документ — шанс на диверсификацию политики, и новое соглашение с ЕС докажет, что Армения — это независимое государство, а не марионетка и не «форпост». И старательно не обращали внимания, что новый документ составлен с учетом членства Армении в ЕАЭС и, следовательно, не предусматривает никакой политической «переориентации», сближения с Европой и т.д. Соглашение в ноябре 2017 года торжественно подписали. Отпраздновали. Замерли в ожидании скорых перемен. И… ничего не изменилось. В Армении не стало ни больше инвестиций, ни больше демократии. А зависимость от России лишь растет. И вот теперь «Первый информационный» и пытается найти ответ на вопрос: так что же произошло в ноябре 2017 года? Действительно был подписан многообещающий документ? Или..?

И вот это «или» прозвучало на весьма неудобном фоне. В Армении, как известно, очередной сезон громких обид на Москву. Во-первых, старые обиды всколыхнула годовщина апрельских боев. Во-вторых, в Ереване продолжают обижаться, что Россия не только дарит оружие Армении, но и продает его Азербайджану. В-третьих, местных «западников», которые все еще всерьез полагают, что у них страна, а не «форпост», не на шутку возмутило появление в Армении российской военной полиции.

И вот уже в интервью «Лрагир» директор армянского Института по безопасности и международным делам Степа Сафарян, комментируя визиты в Армению Косачева и Затулина и их заявления, глубокомысленно изрекает: «Русские понимают, что такая политика капля за каплей заполняет чашу терпения армянского народа, и как бы ни говорили о вековой армяно-российской дружбе, в основу отношений заложен фактор безопасности и утверждения русских о том, что они спасли нас от турок. Они понимают, что чаша терпения заполнилась. Убежден, что после апрельской войны Россия следит за общественным мнением в Армении, которое складывается не в ее пользу. Если в основу вековой дружбы заложена безопасность, и России нечего нам предложить в экономике, то получается, что дружбы нет, и они сейчас нас пытаются успокоить».

Но… успокоить не получается.

Вова Варданов, отставной командир диверсионной группы, тот самый, который в свое время советовал заключить союз с ИГ и использовать их против Азербайджана, высказался весьма скептически: Россия, естественно, пересмотрела кое-что в вопросе поставок оружия Азербайджану, но не существующие договоры, потому что Косачев заявил в Ереване, что мы не можем нарушить наши соглашения.

Потом, правда, предположил: «Просто при заключении нового договора, продавая новое оружие Азербайджану, россияне, вероятно, учтут, что произошло в 2016 году, когда турки предприняли активные действия без получения разрешения от Москвы».

Здесь бы, конечно, напомнить господину Вове Варданову: в отличие от Армении, которая на все свои действия ждет «отмашки» из Кремля и чей министр иностранных дел перед подписанием того самого соглашения с ЕС отправился за разрешением на такой смелый шаг в Москву, Азербайджан — независимое государство, которое действует в рамках своих суверенных прав. Что же касается оружия, то, в отличие от Армении, получающей его от России в подарок, Азербайджан оружие покупает, а значит, может выбирать поставщика.

На этом фоне Armenian Report высказывает обиды.

«В Кремле плевать хотели на то, что развертывание российской военной полиции в Армении является незаконным и не закреплено никаким межгосударственным соглашением, — возмущается популярный ереванский сайт, по мнению которого, «стратегический союзник» снабжает оружием нашего врага и даже не считает нужным это отрицать, «обосновывая» свои позорные действия тем, что в противном случае он лишится финансовой прибыли, а наш противник, мол, купит оружие еще где-то. В наших реалиях «стратегический союзник» не дает нам оружие бесплатно, а предоставляет его в счет кредита, да еще и преподнося это, как великую милость. В наших условиях «стратегический союзник» лишает Армению возможности покупать оружие где-либо еще, оказывая давление на власть, трусливо признающую свой антинародный характер именно согласием на существующий статус-кво».

После чего продолжает: «И вот — новый пример «союзнических» отношений со стороны России. Несколько дней назад штаб Южного военного округа Вооруженных сил Российской Федерации распространил заявление, согласно которому в Армении должны быть развернуты подразделения военной полиции Вооруженных сил России. Это был очередной акт вялотекущей «гибридной войны», которую РФ ведет против нас. В Кремле плевать хотели на то, что развертывание российской военной полиции в Армении является незаконным и не закреплено никаким межгосударственным соглашением».

И, наконец, делает вывод: «Происходящее, по большому счету, неудивительно. Россия, еще во времена спикерства в Госдуме Бориса Грызлова, открыто обозначила свое отношение к нашей стране, назвав Армению «форпостом РФ на Кавказе».

Это и было началом конца. Того самого, который мы ныне наблюдаем. И стоит ли удивляться, если в один ужасный день российские «зеленые человечки» сменят власть в нашей стране и скинут флаги Армении?» Правда, добавим от себя, в этом случае России будет ой как трудно откреститься от своей ответственности за оккупацию Карабаха, и Верхнего, и Нижнего. Так что флаги Армении в Ереване пока что повисят, в качестве маскировки и реального статуса этой страны, и реального распределения ответственности за продолжающуюся оккупацию азербайджанских земель.