Точка зрения

Культурная жизнь регионов Армении

asif-usubaliyev-tochka-zrenia2Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Предыдущие две публикации в данной рубрике «Культура к порогу» и «Культура как фактор стабильности» были отчасти посвящены Габалинскому пилотному проекту Министерства культуры и туризма Азербайджана. Надеюсь, благодаря газете «Эхо» мы еще неоднократно вернемся к анализу содержания и результатов этого проекта.

В данном конкретном же случае мне хотелось бы провести сравнительные параллели в подходах применительно к вопросам организации культурной жизни регионов Азербайджана и Армении.

Мое исследовательское внимание привлекла разница, которая обнаруживает себя в информационной политике планирования и непосредственно освещения региональных культурных мероприятий.

Еще раз подчеркну, что подход, содержание и инструментарий реализации информационной политики внутри конкретной отрасли (в данном случае культуры), как раз и определяет стратегическую сущность реализуемых целей, а также степень эффективности предпринимаемых мер.

Более того, четко построенная информационная стратегия позволяет с минимальными затратами реализовать намеченные цели. Иными словами, информация определяет внешний облик реализуемой политики и посредством различных политических интерпретаций способствует обеспечению стабильной общественной поддержки.

Культура без профессионального информационного сопровождения и необходимых политических интерпретаций может превратиться всего лишь в средство заполнения досуга, тем самым окончательно потеряв свою политическую значимость.

Подобный сценарий развития превратит культуру всего лишь в государственную атрибутику, что является недопустимым для страны, которая вот уже долгие годы находится в состоянии открытой войны, в том числе и информационной. Восприятие культуры в качестве сферы заполнения свободного времени — это шаг назад в гуманитарном развитии страны.

Подобное видение содержания культуры тем более недопустимо для страны, в которой формирование патриотизма и чувства гражданского долга является задачей стратегической значимости.

Развивая контекст, хотелось бы привести в пример одну информацию, взятую из популярного русскоязычного армянского интернет-портала panarmenian. Так, согласно источнику, в текущем году в городе Горис Сюникской области планируется осуществить 54 культурных мероприятия. Об этом на совещании в Горисе доложил премьер-министру Армении Карену Карапетяну министр культуры Армен Амирян.

Далее указывается, что на мероприятиях будут присутствовать около 250 артистов из стран СНГ, планируется также участие официальных министерских делегаций. В программу включены, в частности, симпозиум молодых скульпторов из стран СНГ, открытие музея Серо Ханзадяна, книжного магазина-кафе и другие. Премьер-министр этой страны, в свою очередь, подчеркнул, что мероприятия должны быть созвучны колориту Гориса.

При этом, подчеркнув не только экономическую, но и политическую значимость такого рода проектов, премьер министр отметил следующее: «Горис имеет большой туристический потенциал. Нужно сделать так, чтобы намеченные мероприятия имели не мгновенный эффект, а обеспечили в дальнейшем туристическую привлекательность города».

Тем самым, мы являемся свидетелями того, как культурные мероприятия регионов соседней Азербайджану страны планируются на уровне их премьер-министра. Это есть свидетельство понимания значимости потенциалов культурной политики.

Собственно говоря, не будь этого понимания, они не смогли бы достичь таких колоссальных успехов в области фальсификации культурно-исторических фактов. А ведь именно благодаря этим историческим фальсификациям у них и сформировалась такая маниакальная национальная идея как «Великий Арарат».

Нельзя забывать о том, что оккупация территорий Азербайджана — это и есть часть вышеотмеченной их национальной идеи, или скорее, панацеи. Напомним, что согласно данной теории (армянской национальной паранойи), следом на следующих этапах реализации стратегии идут уже некоторые территории Грузии и Турции.

Собственно, сегодня мы периодически сталкиваемся с некоторыми попытками реализации этой их фикс-теории. Даже благодаря этому небольшому и всего лишь одному примеру, предельно очевидно обнаруживает себя сила и значимость потенциалов культурной политики.

Учитывая плачевное экономическое состояние Армении (напомним, что она, практически является страной-банкротом), даже теоретически трудно представить себе вероятность того, что только в одном регионе этой страны в течение нескольких месяцев будут проведены более 250 различных мероприятий, большая часть которых планируется с присутствием иностранных гостей.

Конечно, блеф, но информационный повод создан. Этот «повод» позволит в течение года выплескивать информацию, необходимую для реализации различных политических целей. Например, на одном из мероприятий какой-либо известный и популярный композитор с восторгом выскажется по поводу «уникальности» армянской культуры и т.д.

Подойдем к вопросу несколько с иной стороны. Сегодня на территории постсоветского пространства идет неофициальная борьба за российского туриста. Как минимум потому, что Россия является самым большим потенциальным потребителем туристических услуг.

А согласно официальной статистике на сегодняшний день большая часть туристов, посетивших Азербайджан, приходится именно на граждан России. Россия лидирует в неофициальном рейтинге наших интуристов.

Возвращаясь к контексту статьи и вспоминая пропагандистский потенциал туризма, становится предельно ясно то, почему так активно наши соседи работают со странами СНГ. Отчасти поэтому неудивительно то, что культурные мероприятия отдельных регионов там обсуждаются на уровне руководства.