Политика, Эхо

Армянские страхи: С помощью Турции, Азербайджан нанесет удар с Нахчывана

НУРАНИ

По признанию многих опытных политиков, работа в местных органах власти имеет свою специфику. С одной стороны, это лучший способ поднабраться управленческого опыта, проявить себя, наконец, завоевать авторитет.

С другой, для этого придется не кидать в массы эффектные лозунги, а заниматься главным образом «черной работой»: налоги, торговля, ремонт уличных фонарей, вывоз мусора…

Но в Армении пошли своим путем. Фракция Совета старейшин Еревана «Еркир Цирани», та самая, активистки которой, как бы это поделикатнее сказать, заявились на заседание Совета старейшин с баночками, наполненными содержимым канализации, теперь предлагает установить в административном центре «Кентрон» Еревана, в парке, прилежащем к улице им. Вазгена Саргсяна (фонтаны «Ереван-Эребуни 2750), памятник 28-му президенту США Вудро Вильсону. Как сообщает «Арменпресс», вопрос вошел в повестку дня заседания Совета старейшин Еревана 19 марта. Более того, участок улицы им. Вазгена Саргсяна административного центра «Кентрон» Еревана — от Государственного театра музкомедии им. А. Пароняна до Министерства юстиции РА предлагается переименовать именем Вудро Вильсона.

Подтекст вполне понятен. Именно Вудро Вильсон был автором того самого «Арбитражного решения», по которому из восточно- анатолийских вилайетов Османской Империи предполагалось выкроить «Западную Армению». Как благоговейно напоминает «Арменпресс», «в соответствии с Арбитражным решением Вудро Вильсона, в состав Армении включались почти весь Эрзрумский вилайет, две трети Ванского и Битлисского, большая часть Трапезундского вилайетов. К Армении отходил порт Трапезунд (Трабзон — Ред.), благодаря чему армянское государство получало выход к Черному морю. Второй документ первого приложения к Арбитражному решению — доклад-предложения от 24 февраля 1920г. комиссии по определению границ Армении Лиги наций о границе между Арменией и Азербайджаном, которыми частью Армении считались не только Нагорный, но и Равнинный Карабах. Таким образом, возвращаемые Армении территории составляли 100 тысяч квадратных километров. Объединенная Армения охватила бы территорию в 160 тысяч квадратных километров вместо нынешних 29 тысяч».

Впрочем, как известно, то решение Вудро Вильсона так и осталось на бумаге. Но в армянских кругах не сомневаются: его можно «реанимировать» и превратить в работающий документ. И если с Восточной Анатолией, возможно, придется повременить, то Карабах представляется задачей вполне «решаемой».

А это особенно актуально в Армении сегодня, когда азербайджанская армия продолжает масштабные учения. За тренировками войск лично наблюдает министр обороны Закир Гасанов. Провел он и командно- штабную тренировку — действия на макете местности. По ту сторону линии фронта попытались организовать «ответные учения». И устроили в оккупированном азербайджанском Карабахе танковые маневры. Одновременно разворачивается и вербальная активность.

На сей раз на авансцену выпустили вице-спикера парламента Эдуарда Шармазанова, который сначала заученно повторил, что, оказывается, то, что сейчас происходит в Азербайджане, начиная с крупномасштабных военных учений и заканчивая заявлениями главы азербайджанского государства, противоречит тем обязательствам, которые это государство имеет перед странами сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Насколько с этими обязательствами согласуется армянская оккупация азербайджанских земель вообще и проведение на них военных танковых учений в частности, вице-спикер не конкретизировал.

А затем перешел к главному и принялся уверять, будто бы военные учения в Азербайджане были продиктованы в значительной степени внутриполитическими обстоятельствами, и такие-сякие власти Азербайджана «играют на антиармянских настроениях». Подтекст понятен: гражданам Армении, а тем паче «самоопределившимся карабахцам», дескать, тревожиться не о чем.

Но… не получается. Информированные и продвинутые субъекты еще до апрельских боев понимали, что, во-первых, оккупация чужих земель — дело небезопасное в принципе, и за него может в любой момент «прилететь». А во-вторых, если при этом еще и расстановка сил меняется не в пользу агрессора, то вероятность «неблагоприятного развития событий» растет в геометрической прогрессии.

После того, как в апреле 2016 года Армения попыталась «прощупать» передний край азербайджанской обороны, но в результате были прорваны армянские же оборонительные порядки, о том, что баланс сил в регионе сдвинулся не в пользу Еревана, стало понятно не только тем, кто был допущен до чтения документов под грифом «Совершенно секретно». Плюс ко всему нервничают уже не только «самоопределившиеся карабахцы». В Ереване понимают: новая война означает как минимум поток «груза 200» с передовой.

Да тут еще в Баку напомнили, кому Ереван, вернее, Иреван принадлежит исторически. А так как процесс силовой перекройки границ запустила в регионе сама же Армения, с ее границами, вполне возможно, церемониться не станут. И уж тем более вероятен сценарий силовой «зачистки» оккупированных азербайджанских земель. Вот и пытаются в Ереване заручиться внешней поддержкой. Конечно, идея решить все проблемы при помощи памятника Вудро Вильсону в Ереване — это сюжет для пародии, но… что делать? Если не получится выторговать у США реальные гарантии, то хотя бы можно набрать политические очки на имитации бурной деятельности. Избиратели, как известно, любят ушами.

Но пока «Еркир Цирани» пытается при помощи «монументальных инициатив» повлиять на политику США, другие ереванские политики делают ставку на Россию. Которую весьма активно пытаются втянуть в войну и с Азербайджаном, и с Турцией.

Выступая на пресс-конференции в мультимедийном центре Sputnik Армения, лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян заявил: такая-сякая Турция не скрывает своих экспансионистских устремлений в «Закавказье», и одним из плацдармов для этой экспансии рассматривается территория Нахичеваньской автономной республики Азербайджана. По его словам, «вторжение» турецкой армии в сирийский кантон Африн, откровенная агрессия против суверенного государства и отсутствие адекватной реакции со стороны мировой общественности позволяют утверждать, что турецкая угроза для Армении вовсе не является чем-то вымышленным или эфемерным.

«К тому же очевидно, что при возобновлении боевых действий в Карабахе, Азербайджан при прямой поддержке Турции не преминет воспользоваться территорией Нахичевани для нанесения удара по Армении, учитывая, что расстояние от автономной области до Еревана составляет менее 80 километров. Расстояние вполне досягаемое для реактивных систем залпового огня», — стращал слабонервную публику Арам Саркисян.

С ним соглашался экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян, по версии которого, планы Анкары по объединению тюркского мира никто не отменял, и территория автономной области действительно может стать неким «трамплином» для турецкого «прыжка» в Закавказье и Среднюю Азию, а также созданию «тюркского мира», простирающегося до Китая, сообщает ереванский «Спутник».

К вящему ужасу ереванских аналитиков, в последние месяцы в Нахчыване периодически проходят турецко-азербайджанские военные учения. По версии выступавших, «турецкое присутствие в Нахчыване создает дополнительные риски обострения ситуации в регионе. Здесь, конечно, следует учесть и одно немаловажное обстоятельство. Нахичевань граничит с Сюникской и Вайоц Дзорской областями Армении.

А согласно договору между Россией и Арменией, дислоцированная в Армении 102-я российская военная база, помимо осуществления функций по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает и безопасность республики по всему периметру ее границ. Таким образом, удар Азербайджана из Нахчывана будет считаться агрессией против союзника России.

Именно с учетом этого обстоятельства, Армения должна принять меры по укреплению собственной безопасности и вооруженных сил. Следующим шагом должно стать официальное обращение к России и ОДКБ с целью нивелирования турецко-азербайджанской угрозы со стороны Нахчывана».

Кроме того, Саркисян напомнил: Россия является одной из сторон Карсского договора от 1921 года, в соответствии с которым Нахчыван отходил под протекторат Азербайджана. Кроме того, статья пятая договора гласит, что Турция не имеет права на размещение в Нахчыване войсковых подразделений. По мнению политика, есть все основания предполагать, что Анкара и Баку ведут приготовления по размещению здесь турецкой военной базы.

«Это прямое нарушение договора. Россия должна отреагировать», — заявил он, добавив, что пока Армения не проявит должной активности на дипломатическом фронте, Москва не отреагирует.

Подтекст тоже понятен. Военное сотрудничество Азербайджана и Турции ни для кого не секрет. Как и то, что, согласно Карсскому договору, Турция в случае агрессии на нахчыванском направлении имеет все основания для вмешательства. Но самое главное в другом.

Напомним: получив от России в подарок «Искандеры», в Армении принялись по поводу и без повода, причем на самом высоком уровне, грозить нанести с их помощью удар по нефтяной инфраструктуре Азербайджана. В Баку тут же разъяснили, что у Азербайджана есть чем ответить на такой удар, в том числе и со стороны Нахчывана. И вот эти геостратегические реалии в Ереване попытались окрестить «турецкой угрозой».

И вот теперь в Армении явно пытаются получить у России такие гарантии, чтобы у Армении возможность пальнуть из «Искандеров» была, а вот с последствиями разбиралась бы уже Россия. Словом, воевать с Азербайджаном в Ереване по-прежнему рассчитывают чужими руками. Другой вопрос, насколько успешной окажется эта тактика. Особенно на фоне опыта все тех же апрельских боев.