За рубежом, Эхо

Вялотекущая гуманитарная катастрофа в Армении

НУРАНИ

Несколько дней назад армянские СМИ сообщили о чрезвычайном происшествии: в подземном переходе возле гостиницы «Метрополь» на проспекте Маштоца в Ереване вспыхнул пожар.

Как оказалось, горел «не функционирующий магазин», где скопился мусор. На место пожара выехали аж два боевых расчета, потом еще три. С огнем справились, обошлось без пострадавших.

Многие туристы, которые делились в своих блогах впечатлениями от посещения столицы Армении, кроме всего прочего, рассказывали и о торговле в ереванских подземных переходах, где соседствовал и китайско-турецкий «ширпотреб», и непонятного происхождения «сэконд- хэнд», включая древнейшую советскую и первую постсоветскую бытовую технику. А у входа в подземную «толкучку» красовался пожарный насос — на случай внезапного дождя. Пожар в подземном переходе в такой ситуации — вопрос времени.

Но теперь коммерсанты, торгующие на ярмарках и вещевых рынках, бьют тревогу. Ярмарки в Армении пустуют даже в праздники, сетует на встрече с журналистами председатель общественной организации «Ярмарки Армении» Гагик Даниелян. По его словам, продавцы надеялись, что в женский праздник ярмарочные продажи активизируются, но их ожидания не оправдались. «Снижение оборотов ярмарок в Армении обусловлено сокращением покупательской базы, вызванным в первую очередь темпами эмиграции.

С другой стороны, продавцы на ярмарках вынуждены повысить цены из-за инфляции в странах, где они приобретают товар для продажи в Армении», — сказал Даниелян. Он отметил, что речь идет в первую очередь о Турции. Про цены в Китае глава НПО не располагал информацией. «Ситуация усугубляется тем, что теплая зима негативно сказалась на продажах сезонной одежды: фактически 70% товаров зимнего сезона осталось на руках продавцов. Для новых поставок они вынуждены будут лезть в кредиты», — добавил Гагик Даниелян.

Камнем преткновения, продолжил он, остается высокая арендная плата за место на ярмарке. «Хозяевам ярмарок все равно: какими бы ни были продажи, в конце месяца они требуют деньги», — посетовал глава НПО.

Но, вполне возможно, что дело не только в теплой зиме, но и в отсутствии платежеспособного спроса. Даже на уровне ярмарок и вещевых рынков.

Несколько дней назад СМИ Азербайджана распространили по-настоящему шокирующие фотографии. Шотландский журналист Брендли Жардин распространил в соцсети фотографию отцовского дома покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Как передает Minval.az со ссылкой на интернет-сайт moderator.az, путешествующий по Армении журналист 3 марта в своем «Твиттере» разместил фотографии села Джомардли Сисианского района Армении. Ныне это село носит уже новое арменизированное название — Танаат. В разрушенном строении, от которого остались лишь стены, узнать жилой дом можно не без усилий. Вряд ли этот дом стоял разрушенным еще со времен кровавых рейдов Андраника.

В армянской среде без особого душевного трепета вселялись в чужие дома. Просто этот разрушенный дом может служить прямо-таки классической иллюстрацией охватившей Армению разрухи.

И это не единственное такого рода свидетельство за последние дни. Агентство Epress публикует репортаж из села Ширакамут, в прошлом — Налбанд. «Налбанда больше нет, в самом крупном селе Спитака никого не осталось. Вечером на одной улице не насчитаешь десяти окон, в которых горит свет. Все разъехались, многих не стало. Ну, и что дальше?» — вопрошают местные жители.

Агентство Epress явно путается в собственном рассказе. С одной стороны, здесь винят во всех бедах землетрясение, когда село было разрушено до основания. С другой, агентство признает: последствия землетрясения потихоньку устранили. Построен 491 дом, на очереди еще 30. Но местные жители сетуют: «Землетрясение — не главная тема в селе, худо-бедно восстановили. Настоящая проблема в том, что люди не могут здесь жить, село опустошается».

По словам местных жителей, «парни уходят в армию, демобилизуются, работу найти не могут, уезжают в Россию, возвращаются, чтобы жениться, и уезжают окончательно. В последние годы эта схема стала для села классической».

Более того, эксперты предупреждают еще об одной беде. Армения, согласно прогнозам ООН, достигла порога стареющих обществ, заявил еще несколько дней назад глава ОО «Ассоциация по обеспечению здоровья и ухода за престарелыми» Артур Торосян.

ОО «Ассоциация по обеспечению здоровья и ухода за престарелыми» и Фонд народонаселения ООН провели тогда первую конференцию на тему «Гериатрия: особенности заболеваний в престарелом возрасте» с участием передовых медиков. Мероприятие предназначалось для терапевтов и семейных врачей, но вместо разговоров о сугубо медицинских проблемах эксперты говорили совсем о другом.

«По прогнозам Фонда народонаселения ООН, Армения вскоре пересечет порог демографического старения населения. Согласно прогнозам, к 2050 году люди старше 65-лет будут составлять 22-23% населения», — предупредил Торосян. Понятно, что уезжают из Армении в основном молодые и здоровые, а остаются старики.

Более того, в Армении даже хорошие вроде бы новости оборачиваются совсем не той стороной, как того хотелось бы. Казалось бы, Национальная статистическая служба Армении распространила весьма позитивную новость: жизнь в Армении после февраля стала доступнее. По сравнению с февралем 2017 года нынешний обошелся армянам на полпроцента дешевле, констатирует ереванский «Спутник».

По данным статистики, в основном это обусловлено спадом цен на продукты питания и неалкогольные напитки — в целом все это добро стало дешевле на 1,2%. Точнее, согласно данным Нацстатслужбы, в феврале по сравнению с январем цены на овощи и фрукты в Армении снизились на 7,5% и 2%, соответственно, молочная продукция и яйца подешевели на 2,5%, сахарный песок — на 0,4%.

С другой стороны, мясо за февраль подорожало на 1%, рыба, морепродукты — на 0,9, сигареты — на 0,4%, хлебобулочные изделия и злаки — на 0,1.

Самое тревожное, топливо в феврале по сравнению с январем тоже стало дороже: цены на бензин и дизельное топливо повысились, соответственно, на 3,6% и 3,4%. А это уже верный признак, что в ближайшее время цены на сельскохозяйственную продукцию тоже взлетят.

Но уже сегодня агентство невеселым тоном продолжает: «Впрочем, армяне пока не чувствуют разницы. По словам специалистов, спад цен обусловлен тем, что у армян нет денег, чтобы по этим ценам платить».

«В первую очередь снижение цен объясняется низким платежеспособным спросом. Цены растут, если растет платежеспособный спрос. А самый серьезный фактор, тормозящий инфляцию, — заморозка уровня зарплат, пособий, пенсий», — заявил корреспонденту Sputnik Армения экономист Атом Маркарян. Что касается высокого темпа роста цен, который наблюдался в конце прошлого года, Атом Маркарян обусловил его предновогодним «разгоном», а январскую инфляцию — налоговыми изменениями. Согласно официальной статистике, потребительские цены в феврале на 2,4% выше январских.

«Цены на некоторые продукты питания в конце прошлого года достигли своих потолочных значений», — полагает эксперт, по мнению которого, в такой ситуации экономика вынуждает бизнес в некоторой степени снижать цены.

Впрочем, хотя новости о снижении цен и могут порадовать потребителя, в целом для экономики страны нынешняя ситуация не лучшая, уверен эксперт. «Не цены нужно морозить или, как вариант, держать динамику их изменений в районе нуля, нет. Нужно работать на рост доходов населения. Некоторый рост цен — стимул для производителей делать инвестиции, создавать рабочие места», — уверен экономист.

Но и с рабочими местами в Армении та еще «напряженка». Вроде бы и здесь официальные власти рисуют красивую статистику. По данным Национальной статистической службы Армении, число безработных в стране в период с 2011 по 2016 год сократилось на 45 тысяч человек. Если в 2011 году, по официальным данным, в Армении было 265 800 безработных, в 2016 году их осталось 220 000.

Эти изменения в официальной статистике преподносятся обществу в качестве положительной динамики, констатирует все тот же «Спутник». Однако, как выясняется, ничего хорошего в этих цифрах нет. Начальник отдела анализа, прогноза и оценок рынка труда Государственной службы занятости Армении Асмик Тадевосян в беседе с корреспондентами агентства отметила: число безработных снижается, потому что вместо поиска работы они предпочитают уезжать из Армении.

«Сокращается как население, так и трудовые ресурсы — в основном это связано с эмиграцией», — признала она. Проще говоря, Армения продолжает стремительно пустеть. И перемен к лучшему здесь не видно.