Культура и Общество

Молодые артисты вспоминают театральную глыбу — Нодара Шашикоглу

И.АСАДОВА

Вчера кино и театральный мир вспоминали Нодара Шашикоглу. Величайшему артисту исполнился бы 91 год. Актер прожил яркую жизнь, оставил незабываемые образы в кино и на сцене.

Своих десять последних лет жизни Нодар Шашикоглу провел в Азербайджанском государственном русском драматическом театре имени Самеда Вургуна, но зрителям казалось, что артист играл в нем всегда, настолько любили они этого замечательного, невероятно талантливого человека, артиста с большой буквы.

Именно здесь, на сцене Русского драмтеатра, Нодар Шашикоглу исполнил свою мечту — сыграл короля Лира, а ведь не многие знают, что это обещание он дал самому Гейдару Алиеву. Об этом эпизоде хорошо рассказано в книге Бахрама Багирзаде «Город моей молодости».

«Когда же ты сыграешь «Короля Лира»? Ты все уже переиграл, кроме этой роли», — сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Через несколько лет мы начали репетировать спектакль с Александром Шаровским в Русском драмтеатре», — вспоминал актер.

«Мы работали над спектаклем, как никогда… Месяца три… И, честно говоря, я доволен результатом. Мне очень тяжело играть эту роль, я бываю измотан до предела и все же получаю колоссальное удовольствие от этого спектакля. Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии, это своего рода вершина драматического искусства. Я начал ее играть, когда мне было семьдесят девять лет. А когда мне стукнуло восемьдесят два, театр подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать «достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли». И мне особенно приятно, что я стал не только самым «взрослым» Лиром, меня назвали самым лучшим исполнителем этой роли. Так что обещание, данное Гейдару Алиевичу, я выполнил!» — рассказывал Нодар Шашикоглу, и, бесспорно, это было одно из самых ярких воспоминаний его жизни.

Для людей старшего поколения Нодар запомнился ролью Мехти Гусейнзаде (Михайло) в фильме Тофика Тагизаде «На дальних берегах». Собственно, это была роль, которая сделала из него настоящую звезду советского кинематографа. Актера долго еще потом так и называли — Михайло.

В интервью Echo.az молодые звезды Русского драматического театра, артисты, которые имели счастье непосредственно соприкоснуться с величайшим гением Нодара Шашикоглу, поделились своими воспоминаниями об этой неповторимой личности в мире кино и театра.

Мария Дубовицкая-Алиева: «Нодар Изетович — это была театральная глыба! Его голос, игра, юмор навсегда останутся в моей памяти. Когда меня только взяли в труппу, он был для меня некой горой и атлантом театра. Мне посчастливилось быть частью его спектакля «Король Лир». Это было незабываемо! Каждый спектакль был буквально прожит им, мурашки не раз пробегали по моей коже. В постановке «Мечты сбываются» он читал монолог Арбенина из «Маскарада», он читал его мне прямо в глаза, проникая в самую глубь души… По истечении 8 лет я сыграла Нину из «Маскарада». Он остался в моей памяти как неповторимый корифей и добрейший человек».

Теймур Рагимов: «Мне довелось работать с Нодаром Шашикоглу на одной сцене в спектакле «Король Лир». Это был 2005 год. С профессиональной точки зрения, поражало то, что, будучи уже в преклонном возрасте, он ни разу не запнулся, не забыл текста и прекрасно чувствовал партнера. А что касается Нодара Шашикоглу вне сцены, то это был абсолютно другой человек: непосредственный, прямолинейный и очень остроумный. Своим поведением он одновременно и подкупал, и держал дистанцию. Делал это очень корректно и достойно. Многие его высказывания стали афоризмами и по сей день используются в лексиконе коллектива у нас в театре».

Мурад Мамедов: «Это был талантливейший актер, человек с большой буквы! Нодар Шашикоглу — это тот человек, который на сцене партнера сделал зрителем! Он очень любил жизнь и умел заряжать своим жизнелюбием других. К огромному сожалению, мне не довелось играть с ним на одной сцене. Когда я пришел в театр, он уже болел и не выходил на сцену. Но я счаслив и рад тому, что хотя бы просто знал его, и иногда пересекался с ним в театре».