За рубежом, Эхо

В Армении обиделись на Москву. Будут ли реальные политические последствия?

rossiya-armenia-tanki-russia-military-tanksНУРАНИ

На Южном Кавказе отметили историческую дату — 190-ю годовщину подписания Туркманчайского договора. Это соглашение, подписанное 10 (22) февраля 1828 года, ознаменовало собой конец очередной войны, которую российские историки именуют «русско-персидской».

Этот договор не только закрепил раздел Азербайджана на Северный и Южный. Азербайджанские ханства, расположенные к северу от реки Араз, переходили под власть России. А затем на эти земли началось массовое переселение армян — Российская империя создавала на азербайджанских землях свой «христианский форпост».

В Ереване по поводу этой юбилейной даты стартовала целая серия мероприятий. В Ереване прошла международная научно-практическая конференция «Туркманчайский мир — 190 лет: история и современность», организованная Российским центром науки и культуры в Ереване, НКО «Объединение региональных научно-образовательных центров», исследовательско-аналитической общественной организацией «Интеграция и развитие» при участии филиала Московского государственного университета в Ереване.

И, выступая на ее открытии, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Армении Иван Волынкин напомнил, что текст Туркманчайского мирного договора составил российский дипломат, писатель Александр Сергеевич Грибоедов, памятник которому стоит сейчас в Ереване, и это имело огромное значение в судьбе армянского народа. По мнению дипломата, Туркманчайский договор открыл новую страницу в истории российско-армянских отношений, которые на сегодня характеризуются стратегическим союзничеством и партнерством. Как продолжил Волынкин, важен также историко-политический аспект этого договора, который особенно нагляден спустя почти два века.

«С тех пор связи двух народов неразрывны», — заявил российский посол. В свою очередь, член правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский отметил, что Туркманчайский договор ознаменовал новый этап росийско-армянских отношений, и приоритетом тогда была помощь братскому армянскому народу, а не только укрепление позиций России в данном регионе.

Как отметил Могилевский, слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского о войне на Балканском полуострове, в частности, о том, что это была война в защиту угнетенных ради их жизни и свободы, можно применить и к русско-персидской войне, которая закончилась подписанием Туркманчайского договора.

Господин Волынкин высказывается по этой теме не в первый раз. 8 февраля, когда в посольстве РФ в Ереване праздновали День дипломатического работника, Волынкин, как сообщает «АрмИнфо», заявил, что день 10 февраля для России и Армении знаменателен еще и тем, что в этот день в 1828 году в селе Туркманчай был заключен мирный договор, по которому Восточная Армения навсегда освобождалась от векового персидского ига, навеки связав свою судьбу с русским народом.

А вот здесь дипломату, конечно, надо бы напомнить, что никакой «Восточной Армении» на момент подписания Туркманчайского договора не существовало в природе. А были Эриванское и Нахчыванское ханства, на территорию которых Россия начала переселять армян, создавая здесь христианский «форпост».

Возможно, конечно, что у посла «поскользнулся язык» — прием все-таки. Но…в 2004 году к визиту в Москву тогдашнего министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна МИД РФ подготовил милую выставку, посвященную 175-летию вхождения в состав Российской империи… «Восточной Армении», к которой отнесли не только нынешнюю Армению, но еще и Нахичеван и Ордубад. Что на фоне ереванских притязаний на эти регионы Азербайджана воспринималось с понятным послевкусием.

Да тут еще директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин напомнил в интервью ереванскому «Спутнику», кто кому и чем обязан. «Зимой 1828 года завершилась очередная российско-персидская война, по результатам которой Российская империя и Персия (Иран) подписали так называемый Туркманчайский договор, согласно которому к России отошли территории Эриванского и Нахичеванского ханств. А это значит, что армянский этнос после семи веков рассеяния и пребывания в религиозно чуждой ему среде получил возможность восстановления и развития в пределах цивилизационно близкого ему мира — христианской России,» — напомнил он.

«За два года из Персии в пространство Российской империи переселились до 40 тысяч армян. Еще 90 тысяч армян прибыли впоследствии на территории названных ханств, а также Карабаха из Турции. 21 марта 1828 года указом российского монарха Николая I была учреждена Армянская область. И этот указ, как и положения Туркманчайского договора, создал основания для постепенного строительства армянами нового государства. Учреждение этого государства произошло позднее в три этапа: в 1918 году была создана первая республика Армения, в 1920 году — Армянская ССР в составе Советского Союза, и в 1991 году была учреждена независимая Республика Армения».

Что, впрочем, не помешало газете «Лрагир» обидеться на господина Волынкина. И заодно на вице-спикера Эдуарда Шармазанова, который заявил, что подписанием Туркманчайского мирного договора и созданием армянской области начался важный этап на пути восстановления армянской государственности.

«Зачем армянский вице-спикер связывает воссоздание армянской государственности с Россией и тем более Туркманчайским договором? Армения уже 26 лет обладает суверенной государственностью, которая была построена не на союзе с Россией или с кем-то другим, а на волеизъявлении народа, — возмущается газета. — Постоянные ссылки на то, что армянская государственность — это великодушный дар России, которая отняла у Персии армянские земли, чтобы воссоздать на них армянскую государственность, — это неуважение к волеизъявлению армянского народа».

Стоит ли всерьез воспринимать такие претензии — вопрос, честно говоря, риторический. Факты, как известно — вещь упрямая. Другое дело, что международная конференция, где посол Волынкин напомнил, кому армяне обязаны своей нынешней территорией, пришлась как раз на те дни, когда в Ереване наступил очередной сезон обид на Россию.

На сей раз роль детонатора сыграл телемост Москва -Ереван — Астана — Бишкек — Минск на тему «Основные угрозы военной безопасности для государств-членов ОДКБ». Выступая в его эфире, начальник объединенного штаба ОДКБ, генерал-полковник Анатолий Сидоров не на шутку разозлил армянскую аудиторию. Прежде всего он прокомментировал весьма болезненный для Еревана вопрос продажи российского оружия Азербайджану.

Если Азербайджан не купит оружие у России, то купит у другого государства, объяснил генерал-полковник. Анатолий Сидоров привел понятное сравнение: «Вы идете в магазин, у вас в кармане есть деньги, а в душе — стремление что-то купить. Но если вас не устроит что-то в этом отделе или бутике, то вы, уже твердо настроенные, купите, что хотели, в соседнем. То же касается и вооружения».

Правда, при этом генерал-полковник добавил, что руководство Российской Федерации принимает эти решения обдуманно и с определенным расчетом, отметив, что намеченные цели в любом случае будут реализованы, призвав армянскую сторону не воспринимать действия Кремля столь болезненно. «Вопрос, конечно, очень тонкий. Я понимаю, что есть болезненная реакция в Армении, но нужно понимать и то, что поставленная цель в этом вопросе все равно будет реализована», — сказал начальник объединенного штаба ОДКБ.

Вместе с тем он напомнил, что российская сторона не забывает и об Армении, оказывая активную поддержку в вопросе перевооружения. А затем последовал новый удар. Генерал-полковник Сидоров с армейской прямотой заявил: «Нагорный Карабах не является независимым государством или государством-членом ОДКБ, и Степанакерту военной поддержки со стороны организации оказываться не будет».

Здесь, конечно, интересно узнать, Армении или Азербайджану был адресован этот «месседж». Потому как, анализируя слова генерал-полковника Сидорова, во-первых, лучше не забывать событий апреля 2016 года. Как рассказал в интервью азербайджанскому «Спутнику» министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов, причиной обострения ситуации в апреле 2016 года послужил обстрел гражданского населения.

«Тогда, 1 апреля, в результате армянского артиллерийского удара по Тертерскому району прямо в машине погибла целая семья.Естественно, мне об этом доложили. Это было где-то в десятом-одиннадцатом часу. И в связи с тем, что эти огневые точки находились на возвышенности и просматривали всю деревню и прилегающую территорию, я дал команду принять меры, чтобы отбросить огневые точки противника от населенных пунктов. Это не преследовало задачу начать полномасштабную войну. В этом было задействовано где-то 15-20 процентов нашей армии. Я даже резервы и артиллерию центрального подчинения не подтягивал к фронту. Армия выполнила эту задачу — отбросила ВС Армении от населенных пунктов. Армения на это среагировала так, будто началась война. Они бросили все свои вооруженные силы. Были подтянуты резервы из Еревана. Три дня они атаковали наши позиции, хотя сами уже на второй день привлекли к посреднической работе соответствующие российские структуры. Например, мне звонил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Он сказал, что надо остановить «это дело», руководство страны будет об этом говорить. Звонил также начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов нашему начальнику Генштаба. Потом уже оказалось, что армянская сторона хотела выиграть время, перегруппироваться и нанести удар. Но и это у них не вышло».

Проще говоря, «координация» между армянскими боевыми подразделениями и российской военной дипломатией имела место, хотя и не привела к ожидаемым в Ереване результатам. Плюс ко всему в России вряд ли смогут и тем более не захотят контролировать, где Армения использует подаренное Москвой оружие — для защиты своей международно признанной территории или в Карабахе. Так что не стоит особенно обольщаться словами генерал-полковника Сидорова.

Другой вопрос — реакция армянского политического класса, квинтэссенцию которой выразил сайт ArmenianReport: «Устами Сидорова говорит враг». Как уверены эксперты сайта, «у путинской России нет союзников. У нее есть только враги или рабы». Из чего делается вывод: «И вот сейчас мы просто обязаны быть сирийцами, грузинами, украинцами, потому, что всем уже очевидно, куда катится, к чему идет путинская Россия».

Только вот в Москве прекрасно осознают: Армения — это не Грузия и не Украина. И какие бы заявления ни делал генерал-полковник Сидоров, внятных «подвижек» в Ереване не будет, потому что надо же от кого-то получать «Искандеры» в подарок и «Смерчи» в кредит.