Культура и Общество, Эхо

Насилие над женщинами: Азербайджанское общество решать проблему не готово

С.АЛИЕВА

Насилие… Каждый раз, как мы произносим это слово, в сознании многих в первую очередь возникает женский образ.

Несмотря на то, что с социальной незащищенностью, насилием в семье, всевозможными притеснениями и ущемлениями в правах представительницы слабого пола сталкивались и продолжают сталкиваться по сей день, вслух человечество стало говорить об этих проблемах лишь в конце прошлого столетия.

Но, опять-таки, несмотря на то, что все эти вопросы были подняты, нельзя утверждать, что они решаются весьма успешно, так как женщины и в XXI веке зачастую остаются один на один со своим непочатым краем проблем. Даже если на Западе, где чрезвычайно развиты различные феминистские течения, до сих пор говорят о встречающихся случаях насилия и дискриминации по отношению к женщинам, то что уж говорить об Азербайджане…

Накануне Международного женского дня, 7 марта в Баку прошло мероприятие, посвященное решению проблем социальной адаптации женщин, подвергшихся насилию. В мероприятии приняли участие представительницы различных организаций Азербайджана, отстаивающие права азербайджанских женщин.

По словам председателя общественного объединения «Во имя женского лидерства» Улькер Абдуллаевой, несмотря на то, что роль женщины в социально-политической жизни страны за последнее время возросла, факты насилия, в том числе и бытового в отношении представительниц слабого пола до сих пор остаются достаточно привычным явлением.

«Надо сказать, что за последние 20 лет число женщин-политиков в мире выросло в 2 раза. На мировой политической арене на сегодняшний день 23% политиков — женщины. Это, безусловно, положительный факт, хотя до сих пор налицо гендерное неравенство. Говоря о политике, нельзя не отметить, что в мирных переговорах последних лет участвовало всего 9% женщин-политиков, и это также очень низкий показатель», — говорит У.Абдуллаева.

По ее словам, также нельзя не отметить низкий уровень заработной платы среди женщин. Даже когда мужчины и женщины выполняют одну и ту же работу, заработная плата у женщин на 25% ниже, чем у мужчин.

«Но в то же время возросло число женщин — руководителей крупных корпораций. Так, если 20 лет назад в 500 крупнейших корпорациях мира главами правлений и директорами являлись всего 2 женщины, то сегодня эта цифра выросла до 32 представительниц прекрасной половины человечества. Но, несмотря на определенный прогресс, это всего 4% среди мужчин — руководителей крупных корпораций.

Если говорить о женщинах-журналистах, то в мировых СМИ заняты всего 24% женщин-журналистов, хотя в 1995 году этот показатель был и того ниже — всего 17%» — сообщила эксперт.

По ее словам, если говорить про Азербайджан, то, безусловно, стране удалось достичь многого в вопросе гендерного равенства, повышения статуса женщины в жизни общества, но, тем не менее, проблем осталось немало.

«В частности, до сих пор у нас актуальна проблема бытового насилия в отношении женщин. Самая большая проблема в том, что наш социум не готов бороться с данной проблемой и противится искоренению бытового насилия,» — отметила она.

«Даже когда мы выявляем факт бытового насилия и направляем женщину в правоохранительные органы, сотрудники полиции часто стыдят женщину, мол, чего ты на мужа жалуешься, муж вполне себе может иногда в качестве «профилактики» поколачивать жену… Подобные ответы от сотрудников правоохранительных органов, в особенности в регионах Азербайджана, — явление довольно распространенное. Для того, чтобы предотвратить подобные факты, уже давно пора начать просветительскую кампанию с сотрудниками правоохранительных органов Азербайджана. Это нужно для искоренения стереотипов, которые до сих пор часто преобладают над здравым смыслом», — отметила У.Абдуллаева.

В свою очередь, руководитель общественной организации «Институт молодых демократов» Егяна Гаджиева отметила, что никто не застрахован от бытового насилия, а потому борьба с ним должна носить комплексный характер.

«Мнение о том, что случай бытового насилия — это проблема какой-то конкретной семьи и ко мне это не имеет отношения — мнение деградирующего человека. Нужно понять, что если сегодня насилие случилось с моей соседкой, то не факт, что завтра это не случится со мной, с моей дочерью, сестрой и т.д.», — уверена эксперт.

По ее словам, в азербайджанском обществе есть стремление винить женщину даже в случае, когда она является жертвой насилия.

«К проблеме социальной адаптации женщин, подвергшихся насилию, необходим комплексный подход. К сожалению, Азербайджан относится к тем сообществам, в которых во всем винят женщину, даже в случае, когда она сама подверглась насилию со стороны неизвестного человека. В то время, когда нужна поддержка со стороны, семья, друзья, муж и родственники наоборот делают так, что чувство вины у нее усиливается. Кроме этого, Азербайджан относится к таким странам, где в случае насилия предпочитают об этом не говорить», — отметила Е. Гаджиева.

По неофициальной статистике, в Азербайджане порядка 80% женщин становятся жертвами бытового насилия, однако подавляющее большинство подобных случаев остается «за кадром», так как, мол, не принято выносить сор из избы, и женщины опасаются жаловаться на своих извергов-мужей.

Политолог Назакет Мамедова в своем выступлении отметила, что, как известно, из Азербайджана более 900 граждан отправились воевать в Сирию в составе незаконных террористических группировок.

«При этом ехали они в Сирию со своими семьями, женами и детьми. Что в итоге случилось с членами их семей? Государственные структуры говорят о необходимости их возвращения на родину, но вопрос в том: как общество примет их обратно? Азербайджанская женщина привыкла во всем поддерживать своего мужа, но кто эти женщины в данной ситуации — жертвы или преступницы? Как социум будет реагировать на их возвращение, какую помощь им необходимо оказать: психологическую, медицинскую? Эти вопросы остаются открытыми,» — сказала Мамедова.

«На мой личный взгляд, к этим женщинам нужно относиться как к жертвам террора. Если их участие в террористических операциях не доказано — они, безусловно, жертвы, а не преступники. Государство должно встать на защиту этих женщин, если доказана их непричастность к террористической деятельности их мужей», — резюмировала она.