Культура и Общество, Эхо

Как экстремистские идеи проникают в молодежную среду Азербайджана

Дж.АЛЕКПЕРОВА

В рамках российско-азербайджанского «круглого стола» «Молодежь против экстремизма и радикализма» политолог, кандидат политических наук, преподаватель Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики Заур Мамедов презентовал социологическое исследование причин проникновения экстремистских идей в молодежную среду.

Респонденты назвали три базовых мотива: социальный, образовательный, технологический.

«Азербайджан является ярким примером страны мультикультурализма и меж-конфессионального согласия», — сказал Echo.az в кулуарах «круглого стола» на тему «Молодежь против экстремизма и радикализма» Заур Мамедов.

По его словам, опрос был абсолютно гендерно нейтральным.

«Возрастной диапазон охватывал два пласта одного поколения. Верхний предел выборки 18 лет мотивирован началом активной трудовой деятельности. Нижний предел определен как 35 лет, потому что в карьерном плане это возраст критический. При этом мы понимаем, что у поколений разнятся жизненные стратегии и ценности, но в целом это поколение определяет ресурсы развития нашего социума», — сказал он.

Далее рассказывая об исследовании, он отметил, что первый вопрос заключался в основных причинах проникновения экстремистских идей в молодежную среду.

Респонденты могли выбирать три варианта из предложенных в опросе. Большинство остановились на следующих вариантах ответа: социальная маргинализация части современной молодежи, неблагополучная социальная среда, проблемы в школьном и семейном воспитании, совершенствование экстремистами технологий «промывания мозгов», ориентированных на молодежную аудиторию.

По словам Мамедова, среди основных причин проникновения экстремистских идей в молодежную среду респонденты практически отвергли влияние внешних сил и отсутствие альтернативной государственной идеологии, что можно позитивно оценить, как результат эффективности проводимой президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым идеологической и внешней политики.

Респонденты считают базовыми мотивами — социальный, образовательный, технологический. Это свидетельствует, что спектр проблем связан с процессом социализации, формированием и трансформацией ценностей, социальной адаптацией и в целом социальным развитием молодежи.

«При этом риск маргинализации молодежи, сопровождающийся экстремистской настроенностью, безусловно, присутствует, следовательно, нужно больше задействовать механизмы социальной регуляции, заложенные в институциональной системе азербайджанского общества в виде нравственных норм и национальных ценностей», — сказал эксперт.

Заур Мамедов отметил, что проявление религиозного экстремизма у молодежи, как характера борьбы за социальную справедливость, отметили всего 15%. 19% указали на возрастающую организованную сплоченность экстремистских группировок, 14% выбрали укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности, 24% указали на усиление религиозной составляющей в идеологической основе деятельности молодежных экстремистских движений. 27% — на укрепление международных связей, что во многом является возрастанием воздействия виртуальных технологий, а 1% выбрал другие варианты ответов.

«Мы считаем, что осуществляемая государством политика, учитывая возрастающий интерес молодого поколения к религии, должна быть направлена на воспитание толерантного сознания молодежи, разъясняя гуманный характер ислама. Очень востребованы целевые программы для молодежи, которые будут носить просветительский и пропагандистский характер», — сказал З. Мамедов.

Он отметил, что именно эта мысль находит отражение в итогах опроса. Практически все респонденты отметили необходимость силовых мер защиты, отвечая на вопрос «Какие меры по противодействию идеологии экстремизма вы считаете наиболее эффективными?» Но при этом, по их мнению, основной упор необходимо делать на совершенствование системы школьного и семейного воспитания, формирование устойчивых ценностных ориентиров.

«Респонденты также ответили на вопрос: «Есть ли необходимость совместных действий России и Азербайджана по противодействию экстремизму в молодежной среде?» 50% считают, что каждая страна должна решать проблему своими силами. 22% полагают, что есть необходимость в консолидации усилий по борьбе с экстремизмом и его проводниками в молодежной среде. 26% считают, что необходим более широкий формат, в частности, Турция, ЕС, США. 1% выбрал ответ «другие варианты», — сказал З.Мамедов.

По его словам, прежде всего экстремизм носит трансграничный характер.

«Речь идет о международных сетевых структурах. Как можно противостоять этим вызовам, замыкаясь в национальных границах? Хотя бы с точки зрения обмена информацией. Есть ведь конкретные примеры взаимодействия российских и азербайджанских специальных структур в раскрытии террористических групп. Религиозный экстремизм дискредитирует самую важную вековую идею человечества — идею мира, порождает недоверие и неприязнь народов друг к другу. Через СМИ, Интернет необходимо донести до молодежи мысли об истинной опасности экстремизма. Важно, чтобы молодежь знала, с чем может столкнуться, чем она жертвует, выражая симпатии религиозным идеям экстремистского толка. Информационная борьба должна идти в первую очередь не против самого явления экстремизма, а за умы молодых людей, их осознание современных общественных политических реалий», — заявил эксперт.

Мамедов пояснил, что азербайджанцы были одними из первых в послевоенной Европе и первыми на территории бывшего СССР лицами, которые стали жертвами изощренных этнических чисток.

Армяно-азербайджанский конфликт не мог пройти бесследно и для сегодняшней молодежи, которая знает о невинных жертвах, миллионе беженцев, длительной информационной блокаде, двойных стандартах международных посредников, пассивности ООН и ОБСЕ, поэтому 50% молодых людей выбирают автономную борьбу с экстремизмом.

Однако другая половина согласна на совместные действия с представителями России, США, Турции и ЕС. Это оптимистичный факт, подтверждающий открытость азербайджанской молодежи к международному сотрудничеству, которое, в конце концов, поможет нашей стране добиться справедливого решения нагорно-карабахского конфликта.

Отметим, что организаторами «круглого стола» «Молодежь против экстремизма и радикализма» выступили российский пресс-клуб «Содружество» и Азербайджанский университет языков в партнерстве с Российским государственным гуманитарным университетом. Мероприятие предваряет Молодежный форум молодых лидеров Евразии 22 марта 2018 года в Москве, в котором примет участие и делегация из Азербайджанской Республики.

Основная суть мероприятия в том, что распространение деструктивных идей в молодежной среде носит трансграничный характер и требует скоординированного ответа со стороны правоохранительных органов и обществ наших стран. Для России и Азербайджана это общая проблема, решить которую можно только при сотрудничестве не только силовых структур, но и гражданского общества, неправительственных организаций, образовательных учреждений, экспертного сообщества и средств массовой информации.