За рубежом

В Греции нарастает антитурецкая истерия

А.ШАКУР

Как долго могут сохранять актуальность исторические и территориальные споры, особенно если границы уже согласованы, договора подписаны, а страны вроде бы даже входят в один и тот же военно-политический союз?

Германия и Франция официально объявили, что покончили с многовековыми войнами, в Берлине признали французский суверенитет над Эльзасом и Лотарингией. Еще раньше подвели черту под многочисленными войнами Франция и Великобритания.

Но советский журналист Владимир Дружинин в своей повести «Далеко от Парижа» так описывает отношения французов и англичан: «В промежутках между войнами, омрачавшими прошлое, и после них до наших дней — холодная война самолюбий, соперничество, муки уязвленной гордости, перепалка насмешками, карикатурами, пародиями».

И, наконец, классический пример — Греция и Турция. Членство обеих стран в НАТО пригасило, но не решило полностью конфликта, уходящего своими корнями едва ли не в падение Константинополя. Конфликт этот напомнил о себе совсем недавно. Несколькими днями ранее бывший министр иностранных дел Греции Теодорос Пангалос отметился заявлением, какое в современном цивилизованном мире не позволяют себе даже представители маргинальных партий. Панаглос посетовал на масштабную турецкую проблему, с которой была вынуждена столкнуться его страна. «Противник неумолим и не будет преодолен, независимо от того, насколько добрую волю мы показываем», — заявил он сначала.

А затем продолжил: «Единственный хороший турок — мертвый турок. Я верю в это, потому что я ни разу не сталкивался с хорошим турком. У турок нет ощущения справедливости».

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Официальных постов Пангалос сегодня как бы не занимает. Но он был министром иностранных дел в период с 1996 по 1999 год и уж точно мог бы научиться «цедить базар». Тем более что Пангалос — политик не в первом поколении.

Официальная Анкара пока на его заявления не отреагировала. Но граждане Греции турецкого происхождения требуют ареста экс-главы МИД Греции Теодороса Пангалоса, пишут турецкие СМИ, на которые ссылается «Тренд». Как сообщается, лидер турецкой партии «Дружба Равенство и Мир» в Греции Мустафа Аличавуш выдвинул иск в отношении Пангалоса. По мнению Аличавуша, своим заявлением Пангалос угрожает безопасности 150 тысяч турок, проживающих в Греции. В основном они живут в Западной Фракии и городе Салоники.

Плюс ко всему положение турецкого меньшинства в Греции уже давно вызывает серьезную тревогу. Достаточно отметить, что Афины — это единственная европейская столица, где нет городской мечети. При этом в городе есть здание мечети, выстроенное еще в те времена, когда Греция была частью Османской империи, но там сегодня располагается один из городских музеев.

Наконец, понятно, и другое. Заявление Пангалоса прозвучало на показательном фоне. Об этом уже не раз рассказывалось в прессе, но, тем не менее, напомним: между Анкарой и Афинами наличествует весьма острый территориальный спор.

Греция — страна древнейшей истории и культуры, но она восстановила свою независимость только в 1830 году, и морские границы в Эгейском море не согласованы до сих пор. Плюс ко всему здесь крайне сложная и изрезанная береговая линия, изобилующая бухточками и мысами, и великое множество островов, отмелей и просто необитаемых скал, на которые претендует и Турция, и Греция.

Нет ясности и с принадлежностью шельфа. Это продолжение Анатолии, а значит, должно принадлежать Турции. Но в то же время большинство островов объявила своими Греция. Уже после Второй мировой войны ей достался Додеканесский архипелаг, бывшие итальянские владения у самого побережья Турции, что вызвало в Анкаре понятное возмущение.

Более того, как грустно шутят в Турции сегодня, если провести границы территориальных вод так, как этого требуют в Афинах, Эгейское море превратится в «греческое озеро», а на пляжах Бодрума придется вешать предупреждение «Не заплывайте за буйки, если у вас нет шенгенской визы». Наконец, в Афинах не прочь предъявить претензии и на побережье Турции, где в античные времена располагались греческие города-колонии. Греки вели в те годы активную морскую торговлю и основывали на новых землях свои, как сказали бы сегодня, «опорные базы».

Острый кризис разразился в январе 1996 года. Он начался с рядового, в общем-то, инцидента: у островков Кардак, или, по-гречески, Имиа, потерпело крушение турецкое судно. Появление спасателей вновь напомнило о спорном статусе островов: вопрос, кому спасать моряков, зависит от территориальной принадлежности.

В то время пост премьер-министра Греции занимал Костас Симитис. В должности главы правительства он пробыл всего ничего, отчаянно нуждался в политических «очках» и посчитал, что лучший способ их набрать — это проявить жесткость в споре по поводу принадлежности Кардака. На спорный остров отправилась группа добровольцев во главе со священником, которая сорвала установленный здесь турецкий флаг и водрузила на его место греческий.

В ответ на Кардаке высадились турецкие журналисты, которые зафиксировали следы греческой акции, после чего возвратили турецкий флаг. Тогда Афины направили к островкам свой военный корабль, откуда десантировалась группа солдат и вновь водрузила греческий флаг.

Занимавшая тогда пост премьер-министра Турции Тансу Чиллер заявила: «Мы уберем греческий флаг и отправим их солдат назад в Грецию». Вскоре у островов был высажен турецкий десант. И впечатление от него оказалось столь сильным, что греки предпочли ретироваться.

Справедливости ради, после прихода к власти в Турции АКР, между двумя странами наступил период «потепления». Но, как оказалось, ненадолго. А в первые недели нового года эксперты вновь фиксируют рост напряженности. В Эгейском море близ спорных островов Имиа (Кардак) столкнулись катера турецкой и греческой береговых охран, сообщило больше недели назад Афинское агентство новостей АМНА.

Инцидент произошел в ночь на 13 февраля. Как поясняет «Росбалт», турецкое судно протаранило греческое. Греческий корабль с 27 членами экипажа получил повреждения и направился в порт острова Лерос для ремонта. В результате происшествия никто не пострадал.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что инцидент не вызвал проблем, но вину за него возложил на греков, которые «растерялись» и не ушли от столкновения. Однако официальный представитель правительства Греции Димитрис Тзанакопулос выразил другую точку зрения. Он обвинил Анкару в росте числа провокаций на море и выразил обеспокоенность тем, что Турция не способствует стабилизации в регионе. «Греческое правительство много раз говорило, что будет решительно защищать суверенитет страны. Мы видим в последнее время растущие турецкие провокации, что нас беспокоит очень серьезно», — сказал он.

А греческий министр национальной обороны Греции Панос Камменос на совете министров обороны НАТО в Брюсселе заявил, что его страна больше не потерпит провокационного поведения со стороны Турции и попыток поставить под сомнение принадлежность Греции островов Имиа (греческое название Кардака — Авт.).

«…У меня была возможность встретиться и поговорить с министром обороны США генералом Мэттисом и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, которых я проинформировал о последнем провокационном поведении Турции в Эгейском море и в районе Имиа, греческих островов в греческих территориальных водах. Я показал им доказательства, которые отрицают любые турецкие утверждения о том, что этот инцидент был якобы по вине Греции», — заявил Камменос.

Какой оказалась реакция Столтенберга и Мэттиса, греческий чиновник не уточнил. Зато с упоением рассуждал, что Турция нарушает границы греческих и европейских территориальных вод, нарушает морское право, и все больше растет вероятность «несчастного случая» в Эгейском море. «Она несет главную ответственность. Никто в Альянсе, в НАТО, не может подвергнуть сомнению территорию другого государства. Имиа — это греческие острова, это ясно из всех договоров, которые сама Турция подписала», — заявил греческий министр.

Чем невольно обозначил болевую точку: в НАТО, по всей видимости, его не поддержали. Затем добавил, что, дескать, Турции следует прекратить эти игры, а также провокационное поведение в Эгейском море и вызывающие высказывания советников президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

«Греция — мирная страна, но никогда не примет никаких попыток нарушить национальный суверенитет, даже попытки на словах поставить его под сомнение со стороны официальных или неофициальных советников в Турции… Мы больше не потерпим такого поведения со стороны Турции», — заявил Камменос, по словам которого, Греция проинформирует о таком поведении Турции страны Евросоюза и всего региона Юго-Восточного Средиземноморья на конференции по безопасности в Мюнхене.

Как указывает в этой связи РИА «Новости», инцидент возле Имиа стал самым серьезным за последнее время. До этого официальные Афины говорили об улучшении отношений с Турцией. Добавим от себя: в те же дни достигла пика напряженность между Турцией и США, и в Афинах, по всей видимости, нашлись «горячие головы», уверенные, что Греции может кое-что «обломиться».

Однако в Анкаре ведут себя сдержанно и стремятся избежать резких заявлений. А это значит, что «имиджевые потери» несут как раз Афины.