Культура и Общество

Больные туберкулезом среди нас

С.АЛИЕВА

В последнее время в Азербайджане все чаще говорят о необходимости регулярных медосмотров, диспансеризации и прочих механизмах контроля над системой общественного здравоохранения.

Однако, несмотря на громкие заявления и отчеты о высоком охвате населения диспансеризацией всем известно что некоторые граждане получают справку о прохождении медосмотра «окольными» путями.

Причины, по которым население не спешит проходить диспансеризацию, банальны — граждане не желают тратить драгоценное время на бесполезное, по их мнению, хождение по веренице кабинетов поликлиник.

Недавно средства массовой информации Азербайджана распространила заявление начальника Главного медицинского управления Минюста Рафаэля Мехтиева. Он заявил о том, что сегодня во многих ресторанах и детских учреждениях Азербайджана работают лица с открытой формой туберкулеза, которых никто не контролирует.

Рафаэль Мехтиев напомнил, что в советское время была определенная облигатная группа, и входящие в эту группу лица проходили систематическое обследование, и эта работа находилась под особым контролем (Trend).

Как заявил в беседе с Echo.az глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов, увы, заявление представителя Минюста является чистой правдой.

«Даже во времена СССР существовали фальшивые медицинские карты у работников облигатной сферы, а сейчас подобное встречается сплошь и рядом. По нашим наблюдениям, на сегодняшний день лишь 60% работников данной сферы имеют медицинские книжки и лишь 10-15% из них на самом деле проходят медосмотр, а не получают их какими-то незаконными путями,» — говорит эксперт.

По словам Э.Гусейнова, безусловно, подобное положение дел представляет собой серьезную угрозу для потребителей, для посетителей заведений общепита, детских заведений.

«Вообще, обязательное обследование при устройстве на работу, а потом каждый год должны проходить работники детских учреждений таких как детские сады, ясли, школы, поликлиники, детские развлекательные учреждения и т.д. В целом работники всех учреждений, в которые приходит население для учебы, получения медпомощи, различных услуг. В тех же школьных буфетах часто работают «люди с улицы», естественно, не имеющие на руках никаких достоверных документов о состоянии здоровья, а вы представляете какое число детей они могут заразить»- говорит эксперт.

Как заявил в беседе с Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, утверждать, что в системе общепита работают больные открытой формой туберкулеза, можно будет лишь тогда, когда выявятся конкретные такие случаи, в противном же случае, дискуссия на эту тему будет беспредметной, а в каких-то случаях — даже предосудительной.

«Не будем забывать, что все эти объекты существуют в условиях жесткой конкуренции, и заявления в соцсетях типа: «в таком-то ресторане одному моему знакомому подали дохлую ослятину» или» в такой-то кондитерской подсыпают битое стекло в крем», естественным образом создает негативное мнение. Государство продумало этот момент, и все объекты общественного питания контролируются санэпидемстанцией, с подачи которой могут наложить большие штрафы. И если этот контроль работает, как положено, туберкулезников на кухне не будет ни в больших ресторанах, ни в маленьких забегаловках» — говорит правозащитник.

По его словам, правда, как раз с этим не всегда все благополучно. Некоторые хозяева таких точек берут работников больше, чем декларируют.

«Те, кто работают без контракта, естественно, не контролируются, и с их стороны могут быть «сюрпризы» наподобие тех, о которых идет речь. Причем иногда люди даже и не знают, что у них туберкулез или гепатит. Чувствуют какие-то симптомы, но не могут их правильно интерпретировать. К тому же к врачам часто просто страшно зайти. Простое обследование, даже если со здоровьем все в порядке, обходится в круглую сумму, а о лечении и говорить нечего. К тому же нет никакой гарантии, что лечение не закончится трагедией. Вот и ходят среди нас заразные больные. Классический пример — неприятные сюрпризы для будущих молодоженов, у которых неожиданно для них самих обнаруживаются страшные болезни, опасные для здоровья и жизни окружающих»- отметил Э.Зейналов.

По словам правозащитника, если больной туберкулезом, гепатитом, венерическими болезнями на кухне ресторана не будет проходить такие же обследования или же хозяин ресторана предпочтет откупиться от проверяющих, не удостоверившись, что его работники здоровы, то вполне может сложиться ситуация, опасная для клиентов.

«Еще один неприятный гипотетический случай — если работник знает о наличии у него заразной болезни, и намеренно это скрывает, чтобы заразить побольше окружающих. Дело в том, что когда у человека неизлечимая болезнь, не все принимают это достойно. Некоторые проникаются мизантропией, ненавистью ко всем здоровым: «Я умру, а они будут жить и радоваться жизни, так пусть тоже испытают, что испытываю я. И пусть весь мир сгорит, если мне суждено умереть». Это вполне реальная ситуация, и многие из читателей сами такое встречали,» — говорит Зейналов.

«В этом случае, коррупционные схемы, которые экономят деньги хозяину и дают наживаться проверяющим, оставляют открытой дверь на кухню и для тех, кто не знает о своих болезнях, и для тех, кто лелеет человеконенавистнические планы мести. Если говорить о конкретных людях, которые не долечились от туберкулеза в тюрьме, то это вполне возможный случай. Если у человека закончился срок приговора тогда, когда он не долечился от туберкулеза, наркомании, психического расстройства, никто не имеет права удерживать их за решеткой. Как правило, еще до освобождения таких заключенных документы с историей их болезни передаются в гражданскую больницу по месту их прописки,» — рассказал правозащитник.

«Но вот насколько аккуратно будет человек лечиться — вопрос большой. В тюрьме обеспечивается прямое наблюдение за приемом лекарств, и отсюда такая высокая эффективность лечения. А на воле с этим возникают проблемы. Например, прием ударных доз антибиотиков сильно нагружает желудочно-кишечный тракт, и нужно достаточное питание, причем диетическое. Сможет ли его получить безработный бывший зэк?» — задается вопросом правозащитник.

Э.Зейналов отметил, что тюремная система делает что может. В частности, невылеченный туберкулез обычно является препятствием для условно-досрочного освобождения и помилования. Иначе права одного будут обеспечиваться за счет угрозы здоровью других.

«Но если человек досидел «до звонка» и не вылечился — тут уже о нашем здоровье должны позаботиться все те многочисленные «соответствующие органы исполнительной власти», работники которых получают за это зарплату. Конечно, харкающего кровью и кашляющего туберкулезника никто не возьмет на работу в ресторан поваром или официантом. Но где гарантия, что их за полцены не наймут мыть посуду, грузить продукты питания и т.п.? За недолеченными заразными больными необходим контроль, и в этом нет никакого недопустимого в демократическом обществе нарушения прав человека, потому что должен соблюдаться баланс прав личности и прав общества» — резюмировал эксперт.

В свою очередь, заместитель главного врача Института легочных заболеваний Ирада Ахундова в беседе с Echo.az заявила, что скорее всего слова Рафаэля Мехтиева были неверно истолкованы журналистами, так как такого, чтобы, к примеру, в сферу общественного питания принимали на работу без наличия медицинской справки, быть не может.

«Работодатели дорожат своей репутацией, а потому никто не будет вступать в конфликт с законом и принимать человека, не прошедшего медобследование. Кстати, медицинское обследование работники должны проходить перед устройством на работу, а потом каждый год. Помимо всего прочего заведения проверяются санитарно-эпидемиологическими службами. Сейчас в стране также создано Агентство пищевой безопасности, которое также будет контролировать данную сферу» — отметила И.Ахундова.