Политика, Эхо

Общественное мнение в Армении готовят к нападению на Нахчыван?

nakhchivanНУРАНИ

Любовь армянских «интеллектуалов» к культурному воровству — факт общеизвестный, Крадут все, что, по мнению ереванских «специалистов», плохо лежит, но при этом привлекательно выглядит: образцы народно-прикладного искусства, кулинарные рецепты, музыку, причем и народную, и «авторскую»…

По имеющимся сведениям, по ту сторону линии фронта собираются ни много ни мало протащить через ЮНЕСКО в качестве своего наследия и «заимствованное», причем весьма грубо, у соседей-азербайджанцев искусство ковроткачества, и музыкальные инструменты, в частности, тар.

Только вот в чем дело. Если музыку и танцы в Армении крадут во всех смыслах из любви к искусству, то с коврами, азербайджанскими тендирами, где пекут хлеб лаваш, грузинскими кувшинами для вина — квеври, все иначе. Это «материальная культура». А значит, присвоив себе грузинские кувшины для вина, можно объявить «частью Великой Армении» любую точку на карте, где эти кувшины будут найдены.

«Приармянив» азербайджанские ковры, точно так же можно будет трактовать результаты раскопок, где обнаружатся остатки ковров или ковроткацкий инструмент.

Вот и теперь вокруг ворованного наследия в Армении разворачивается весьма опасная для всех игра.

Ереванский «Спутник» умильным тоном сообщает: «В селе Ринд Вайоцдзорского района мастер Вардан возрождает древнее искусство карасов — кувшинов для вина и сыра». Если кто не понял, карасы — это грузинские «квеври».

И сразу, без перехода, ереванский «Спутник» заявляет: «Прочитав эту статью, меджлис Нахичеванской автономии, возможно, подаст в суд на худого, 63-летнего человека с жилистыми руками. Мастер Вардан Лазарян — наследник сисианских гончаров. А глину для карасов те возили из Нахичевани не один десяток лет. И это лишь начало. Дальше выяснится, что украли и сами карасы. Ведь армяне (как утверждают наши восточные соседи) только и умеют, что воровать».

А затем банально проговаривается: «Как делают карасы, он никогда не видел. В середине 60-х, когда он был маленьким, в его родном селе Салвард, в Сисианском районе, их никто уже не делал. Старыми пользовались, а на новые мастеров уже не было. И даже в художественном училище в Ереване, где Вардан учился искусству керамики, карасы не делал никто». Правда, «старшие рассказывали, что глину для карасов привозили из Нахичевани».

Здесь бы, конечно, непредвзятому наблюдателю поинтересоваться: куда же вдруг исчезли мастера по изготовлению кувшинов? А то странно как-то получается: кувшины есть, а мастеров нет? Для любого человека, знакомого с историей Кавказа, ответ очевиден: все дело в перманентных «этнических чистках» и планомерном выдавливали с территории Армении ее коренного населения — азербайджанцев.

Казалось бы, ремесленников немало и среди этнических армян, но одно дело — ремесло «современное» и интернациональное, вроде отделочных работ на стройке, и совсем другое — ремесла традиционные, имеющие многовековую историю и плотную «привязку» к земле. Вот и приходится ереванским «экспертам» восстанавливать «древнее армянское искусство» по рассказам стариков.

Но упоминание о Нахчыване здесь вряд ли случайно, потому как в те же дни, когда ереванский «Спутник» рассказывал о сельском гончаре, которому поручена столь деликатная миссия, небезызвестный Вова Варданов, армянский диверсант со стажем и командир одного из диверсионно-разведывательных отрядов, по-своему прокомментировал заявление президента Ильхама Алиева о праве азербайджанцев на возвращение на свои исконные исторические земли.

«Мы должны понять, откуда он должен добраться до Севана, чтобы в нем поплавать, попробовать севанскую форель, — попытался блеснуть остроумием отставной диверсант. — Он ведь должен войти со стороны районов Дашкесан и Кедабек, находящихся около Гехаркуникского марза? Фактически, наши военные понимают, что он готовит нападение по этим направлениям. Если он хочет вторгнуться к Севану, значит, должен напасть на Гехаркуник, а если хочет войти в Ереван, то плацдармом нападения может стать Нахичеван». А затем перешел к сугубо военной тематике.

По мнению Варданова, нужно предупредить «нападение» со стороны Нахичевана, иначе последствия для Армении будут тяжелыми.

Проще говоря, речь идет об «упреждающем ударе». Точнее, старой, как мир, бандитской тактике «бей первым!» Но Вова Варданов и сам понимает: теперь на дворе не начало девяностых, когда он приобретал свой «боевой опыт».

И признает: «Армейский корпус Нахичевана достаточно прогрессировал. Они частично готовы к атакам, но если и смогут собрать единый кулак и нанести удар по нам, это не означает, что они, как прежде, не уязвимы для нас. Нахичеван фактически наш заложник, и они попытаются выскочить через дверь. Я предлагаю подготовить наши войска к нападению. Поведение в духе «обороняться любой ценой» — поведение лентяя, всего лишь нужно геройство». После чего посоветовал «готовиться к реальным боям, если так и продолжать только лишь обороняться, не исключено, что у нас могут быть новые территориальные потери».

Теоретически можно было бы отмахнуться, но это далеко не первое заявление, прозвучавшее в Армении, при помощи которых местное общественное мнение готовят к нападению на Нахчыван. Чуть больше недели назад об «опасности», которая будто бы грозит Армении из Нахчывана, рассуждал экс-министр обороны этой страны Вагаршак Арутюнян, щедро пересыпая свою речь «страшилками» вроде «пантюркизма». А если совпадений больше двух, то это уже не совпадения.

Только вот в этих заявлениях сквозит откровенный страх, потому как несколькими днями ранее тот же «Первый информационный», комментируя заявление президента Ильхама Алиева, нечаянно проговорился.

По мнению «ПИ», «в основе его слов есть подчеркнутая, рассчитанная убежденность в том, что, имея сильный естественный рост и последовательность, тюркский элемент сумеет когда-нибудь вернуться на непосредственную территорию Республики Армения, откуда он последовательно был вытеснен в течение XIX и XX веков».

Проще говоря, в Армении уже не могут не признавать, пусть даже в оппозиционных кругах: исторические права у азербайджанцев на земли современной Армении есть. Более того, наличествует еще одно крайне неприятное для Еревана обстоятельство.

«Наши власти упорно игнорируют то обстоятельство, что источником самоуверенности Алиева является, мягко говоря, позорное положение нашего государства, разрушительная эмиграция». По мнению «Первого информационного», «каждый человек, который уезжает из Армении, этим самым открывает еще одну дверь перед тюркским элементом — даже если и не сознает этого. Если мы так и будем продолжать, Алиев «вернет» не только Ереван, но войдет в дом каждого из нас. Агрессивная тональность выступления Алиева, насколько бы она была неприятной для ушей представителей наших властей, имеет прагматичную политическую основу. Это — опустошаемая Армения, в проявлении институционального и перспективного краха государства».

Здесь, конечно, следует напомнить, что агрессором в регионе является как раз Армения, а граждане страны-агрессора никогда не смогут чувствовать себя в безопасности.

Более того, здесь и корень эмиграции, и других проблем. Но вот попытки остановить этот процесс при помощи тактики «бей первым» приведут, скорее всего, к результатам, обратным ожидаемым. Правда, такие, как Вова Варданян, об этом вряд ли скажут вслух.