За рубежом

Москва вынуждена заморозить проект в оккупированном Крыму

НУРАНИ

Сегодня вряд ли кому-то надо объяснять смысл выражения «вне закона». И растолковывать, что не приведи Всевышний в таком положении оказаться. Но бывают ситуации, когда вне закона оказывается не отдельный индивидуум, а целый регион.

Оккупированный украинский Крым — пример классический. Весной 2014 года многие его жители, и прежде всего хрестоматийные крымские пенсионеры, радовались «присоединению» к большой, влиятельной и богатой России. И даже в страшном сне не могли себе представить, чем обернется реальность.

В числе прочего, работать в Крыму, опасаясь санкций, не решаются не только иностранные, но даже крупные российские компании. В Интернете и социальных сетях активно «постили» отрывок из лекции главы российского Сбербанка Германа Грефа на лекции в ходе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

Напомним: Греф тогда заявил, что Сбербанк не видит схемы, которая позволила бы работать в Крыму. Он признал, что Сбербанк не работает в Крыму после введения санкций Европы и США против РФ в 2014 году. «Как вы думаете, почему мы не работаем в Крыму? Мы были там до всей этой ситуации, до 2014 года», — сказал Греф, отвечая на вопрос, есть ли возможности для Сбербанка работать в Крыму.

«Можете себе представить, что такое цена вопроса для Сбербанка. Это вопрос всей финансовой системы страны, конкурентоспособности страны в целом. Поэтому спекулянты, которые эти темы все время поднимают, — это люди, которые не понимают, что лежит на кону, или они умышленно все это дело раздувают. Нет такой схемы, которая позволила бы нам работать, не попав под весь пул санкций, такой схемы мне не известно… Таких схем нет. Если бы такие схемы были — мы бы обязательно были там», — подчеркнул Греф.

«И выбор на чаше весов — получить весь набор санкций и обречь страну на это, либо выйти из Крыма», — констатировал он. В Крыму работает целый ряд небольших банков, для которых нет такой опасности, как для Сбербанка — быть выключенным из международного потока капиталов, напомнил Греф. «Ответ очевиден — он всем понятен думающим людям. Вокруг этого вопроса много спекуляций», — добавил он.

Теперь же «схлопывается» еще один многообещающий проект. Россия планирует свернуть все работы на Одесском месторождении, на которое приходится половина собственной добычи Крыма, пишет ряд российских СМИ, в том числе газета «Ведомости» и РБК со ссыл

кой на источники в федеральных и крымских органах власти. Таким образом Москва рассчитывает снять претензии Украины, которая в сентябре 2016 г. инициировала в международном арбитраже спор по морскому праву. Его администрирует Постоянная палата третейского суда в Гааге, указывают «Ведомости».

Разбирательства по делу конфиденциальны. По информации издания, Украина обвиняет Россию в ведении на месторождении неразрешенной хозяйственной деятельности. Прекращение добычи может стать формальным способом отклонить эту претензию. Такую рекомендацию дал правовой департамент МИДа, участвующий в споре от имени России. «В МИД решили: если мы там [на Одесском месторождении] деятельности не будем вести, не будет и предмета спора», поясняет собеседник издания.

По его словам, в рамках спора вопрос о принадлежности месторождения не рассматривается. Возвращать Украине контроль над месторождением Россия также не намерена. И теперь, согласно утечкам, крымское предприятие «Черноморнефтегаз» прекратит работу на месторождении 1 июля 2018 г. Долгосрочная инвестпрограмма предприятия также будет скорректирована, следует из внутреннего приказа гендиректора «Черноморнефтегаза» Бориса Зимина от 23 ноября 2017 г. Источники поясняют, что на Одесском месторождении действует около 15 эксплуатационных скважин, которые планируется законсервировать. Это должно произойти до того как по арбитражному спору появится хоть какое-то решение. Первое процедурное слушание состоялось в Гааге в мае 2017 г.

До 19 февраля 2018 г. Киев должен представить арбитражному трибуналу «доказательную базу» по вопросу о нарушении Россией прав Украины в Черном море. Решение по спору будет вынесено не раньше 2020 года. Но Россия, судя по всему, уже не рассчитывает на успех. В Москве уже имели возможность убедиться, что в мире, в том числе и в международных судах, к вопросу территориальной целостности относятся достаточно серьезно.

Это лишь небольшой штрих в общей картине, показывающей, что российская общественность только теперь начинает осознавать для себя реальную цену «крымской эйфории». Тем более что платить и в прямом, и в переносном смысле приходится всем — санкции распространены не только на оккупированный полуостров. Не говоря о российских контр-санкциях.

А тем временем в Украине продолжается судебное расследование обстоятельств аннексии Крыма. Точнее, суд расследует дело о государственной измене бывшего президента Украины Виктора Януковича. Его подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 (государственная измена), ч. 5 ст. 27 ч. 3 ст. 110 (пособничество в умышленных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и государственной границы Украины) и ч. 5 ст. 27 ч. 3 ст. 437 (пособничество в ведении агрессивной войны) Уголовного кодекса Украины.

29 июня 2017 года в суде зачитали обвинительный акт в деле о пособничестве российским властям в аннексии Крыма и ведении агрессивных военных действий на территории Украины. 5 июля 2017 года Янукович объявил, что не желает принимать участие в инициированном Украиной судебном процессе по делу о государственной измене и отзывает из суда своих адвокатов.

Однако 11 декабря адвокат Виталий Сердюк, который участвует в процессе относительно расстрелов на Майдане, снова начал защищать Януковича в деле о госизмене. С того времени суд допрашивает свидетелей. И сенсации здесь следуют одна за другой. На сей раз их автором оказался опальный российский политик Илья Пономарев. В частности, бывший депутат Государственной думы России Илья Пономарев во время допроса по делу о государственной измене Виктора Януковича заявил, что Александр Янукович получил миллиард долларов при покупке Россией украинских еврооблигаций на три миллиарда долларов в 2013 году.

В декабре 2013 года, через несколько недель после начала Евромайдана, тогдашний президент Украины Виктор Янукович договорился с президентом России Владимиром Путиным, что Россия предоставит Украине кредит на 15 миллиардов долларов.

Вскоре первая часть этих облигаций на сумму 3 миллиарда долларов была размещена на Ирландской фондовой бирже и ее и выкупила Россия, напоминает радио «Свобода». Сейчас по «долгу Януковича» продолжается судебное разбирательство в Англии.

Известный киевский журналист Виталий Портников заметил в этой связи: «Миллиард долларов за отказ от европейской интеграции Украины. Нельзя сказать, что бывший депутат Государственной Думы России Илья Пономарев озвучил то, о чем никогда не говорили. Тут важно, что показания опального российского политика прозвучали на суде и стали достоянием права, а не только досужих разговоров и журналистских комментариев».

По его мнению, «еще накануне Майдана в российских и украинских политических кулуарах утверждали, что президент России Владимир Путин ведет по отношению к Виктору Януковичу двойную игру — с одной стороны, запугивает, а с другой — искушает деньгами. И, как это обычно бывало в случае с Януковичем — да и со многими другими украинскими политиками тоже, — деньги оказались сильнее страха. Но, похоже, Янукович продал Путину отнюдь не только европейскую интеграцию своей страны и ее суверенитет. Пройдет несколько месяцев — и он продаст Путину Крым».

Как полагает журналист, «для того, чтобы в условиях очевидной правовой неопределенности подписать представление о назначении новым главой крымского правительства Сергея Аксенова (заменившего, между прочим, близкого соратника самого Януковича Анатолия Могилева) — нужен был мотив. Для того, чтобы подписать письмо с призывом о введении российских войск на территорию своей страны — нужен был мотив. Мы можем, конечно же, считать, что Янукович просто боялся за свое будущее и послушно подписывал то, что ему приказывали, создавая правовую базу аннексии (в путинском понимании права, разумеется). Но еще раз подчеркну: в случае с Януковичем деньги были сильнее страха. Миллиард продолжал работать».

А тем временем Пономарев сделал еще одно интригующее заявление. Как поведал экс-депутат Госдумы, президент РФ Владимир Путин поставил вопрос об аннексии Крыма на срочном совещании в ночь с 22 на 23 февраля 2014 года.

«22 февраля, как позже, уже в марте, рассказывал один из офицеров Федеральной службы охраны, Путин чуть не попал в авиакатастрофу в Сочи на вертолете. Было у него жесткое приземление, и он это расценил как попытку покушения при участии иностранных спецслужб. И в этот день, как известно, произошел побег Януковича, поэтому у него было такое настроение, что вокруг заговор. И в ночь с 22 на 23 февраля было собрано «узкое» совещание, на котором, как мне говорил один из его участников, имя которого не могу назвать, чтобы человек не пострадал, обсуждали, что будут делать в связи с событиями в Украине. Неблагоприятными с точки зрения Кремля. Именно на этом совещании был поставлен Путиным вопрос об аннексии Крыма», — сказал Пономарев.

Он отметил, ссылаясь на слова своего собеседника, что большинство на этом совещании было против аннексии Крыма.

В Москве показания Пономарева прокомментировал пока что только пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший, что «это чушь». Но вряд ли заявление Пономарева пройдет совсем уж незамеченным для российской аудитории. Что особенно беспокоит Москву накануне выборов. каким бы «предопределенным» ни представлялся сегодня их исход.