Экономика, Эхо

Азербайджанская экономика выходит из тени?

С.АЛИЕВА

Теневая экономика характеризуется своими негативными последствиями для экономики страны и всего общества.

Теневая экономика безусловно отрицательным образом сказывается на всех сферах жизни государства, а потому правительство всегда будет пытаться максимально снизить объемы теневой экономики.

По оценкам экспертов Международного валютного фонда, в Азербайджане доля теневой экономики стала уменьшаться.

Как следует из недавнего отчета МВФ, в Азербайджане на долю теневой экономики в 1991-2015 годах приходилось в среднем 52% ВВП, а за последний рассматриваемый отчетный период в 2015 году — 44 % ВВП. Данный показатель приводится в докладе эксперта африканского департамента МВФ Леандро Медины и Фридриха Шнейдера из Университета имени Кеплера (Линц), которыми сделаны оценки объемов теневой экономики в 158 странах мира.

Как заявил в беседе Echo.az экономист Натиг Джафарли, отчет МВФ говорит о снижении уровня теневой экономики в Азербайджане, что не может не расцениваться как положительная тенденция.

«Еще несколько лет назад доклад МВФ говорил о том, что уровень теневой экономики от ВВП Азербайджана превышал 60%, то есть за несколько лет правительству удалось достичь немалого успеха. Это удалось сделать за счет усиления прозрачности в таможенных и налоговых структурах, благодаря чему увеличились поступления в бюджет государства,» — отметил эксперт.

«Но в любом случае на сегодняшний день у нас все еще очень высокий показатель теневой экономики. Мировые тренды говорят о том, что в развитых странах Запада данный показатель от ВВП государства не должен превышать 5-10%. Одним словом, нам предстоит работать в направлении снижения уровня теневой экономики еще не один год», — сказал Джафарли.

По словам Н.Джафарли, теневая экономика Азербайджана складывается в основном из скрытой занятости.

«Объемы скрытой занятости в стране очень велики. Из 5 миллионов работоспособного населения в Азербайджане официально занятыми числятся всего 1,7 миллиона граждан, получается, что все остальные трудятся на благо как раз-таки теневой экономики. Именно поэтому борьба со скрытой занятостью должна быть приоритетной в стране», — уверен экономист.

БИЗНЕС ЧИНОВНИКОВ

В свою очередь, руководитель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев заявил в беседе с Echo.az о том, что, пока у чиновников будет иметься личный бизнес, побороть теневую экономику полностью не удастся.

«Думаю, что при нынешнем положении дел, максимальный результат которого нам удастся добиться, — это 25% теневой экономики от ВВП Азербайджана. Сегодня одной из самых больших проблем, связанных с теневой экономикой, является нерациональное использование бюджетных средств,» — сказал Агаев.

«Конечно, правительство может, что называется, «закрутить гайки» и вывести на чистую воду экономику, находящуюся в тени, но это чревато последствиями негативного характера, что может привести к настоящему социальному взрыву, а потому это вряд ли произойдет в обозримом будущем. Государство будет применять более мягкие методы выведения экономики из тени», — отметил эксперт.

Безусловно, влияние теневой экономики на развитие государства по большому счету отрицательное. Она приводит к снижению уровня собираемости налогов, занижению экономических показателей и т.д. Теневые экономические отношения негативно влияют на развитие предпринимательства.

Так, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой отрицательно сказывается на создании эффективно работающих предприятий, поскольку необходимо выделять определенные ресурсы на то, чтобы вас не обнаружили. Часто это ведет к ограничению размера предприятия, сдерживает его рост, препятствует приему людей на работу и осуществлению технологической модернизации.

Нередко такая ситуация на руку фирмам, которые лучше приспособились к полулегальным условиям, например, тем фирмам, которые вкладывают больше средств в поддержание хороших отношений с чиновниками. Эти фирмы не обязательно выжили бы в условиях чистой конкуренции. В итоге потенциально более эффективным «чистым» фирмам оказывается сложно конкурировать.

Иными словами, деформируется конкуренция, — один из основных факторов экономического роста. Как уже было отмечено, теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, пользуясь при этом многими ресурсами, созданными за счет последних, например, дорогами и прочими видами инфраструктуры, поэтому она увеличивает затраты официального сектора экономики. Система неформальных отношений, установленных в теневом секторе, стала главным камнем преткновения на пути реализации правительственных реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране.

Но, с другой стороны, как это ни странно, но и у теневой экономики есть определенные положительные моменты.

ПРОБЛЕМА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ — ДВОЯКАЯ

Как отметил в интервью Echo.az независимый экономист Сейфал Алиев, к примеру, известный швейцарский экономист Дитер Кассел указывает на три позитивные функции теневой экономики.

«Он говорит о том, что теневая экономика — это своего рода «экономическая смазка», которая сглаживает перепады в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой. Кроме того, теневая экономика — это своего рода амортизатор, который смягчает нежелательные социальные противоречия, в первую очередь неформальную занятость, облегчает материальное положение малоимущих. Также теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную экономику», — отметил С.Алиев.

По его словам, с данным утверждением нельзя не согласиться, ведь и правда, теневая экономика — это прежде всего сокращение безработицы, которая в Азербайджане цветет пышным цветом. Не будь теневой экономики, куда отправятся миллионы занятых в ней граждан? Одним словом, по словам С.Алиева, проблема теневой экономики двоякая, и, выбирая методы борьбы с ней, нужно быть крайне осторожными.