За рубежом

Чем пахнет армянская политика

НУРАНИ

Стоит ли соблюдать меры предосторожности при посещении зоопарков?

Казалось бы, клетки и вольеры сконструированы таким образом, чтобы посетителю ничего не угрожало — если, конечно, ему не взбредет в голову перелезать через ограждение или протискиваться между прутьями клетки. Но не только.

Во многих зоопарках приматы, как бы это помягче, могут бросить в посетителей отходы собственной жизнедеятельности.

Казалось бы, в человеческом обществе, а тем более в большой политике, такие методы не приветствуются. Но, как оказалось, не везде.

В Ереване обсуждают дурно пахнущий по всех смыслах инцидент. На заседание Совета старейшин Еревана представители оппозиционной фракции «Еркир цирани» («Страна абрикосов») принесли… банки с фекалиями. Члены «Еркир цирани» заявили, что жители столичного административного округа Нубарашен каждый день вынуждены «наслаждаться» запахом канализационных вод из-за преступного бездействия коммунальных служб, которые не предпринимают мер для починки прорвавшей канализационной трубы.

Сделав такое многообещающее заявление, оппозиционеры надели маски и открыли стеклянные емкости, после чего по залу поплыло ожидаемое «амбре». Гор Варданян и несколько членов фракции РПА попытались остановить Мариам Хачатрян, которая направлялась к мэру Еревана Тарону Маркаряну.

Возникла потасовка, все сопровождалось руганью и криками. Мариам Хачатрян тащили за волосы, отвесили несколько оплеух. В ответ вмешались члены оппозиционного блока «Выход». В результате содержимое банок пролилось на пол. Для того, чтобы успокоить разбушевавшихся членов совета старейшин, пришлось вызвать полицию.

Заседание Совета старейшин было прервано, журналистов попросили покинуть помещение. Затем дурно пахнущие стеклянные баночки с мутной канализационной водой и мусор оказались в кабинете фракции «Еркир Цирани». Руководитель фракции «Еркир Цирани» Заруи Постанджян заявила журналистам, что это сделано по указанию мэра Еревана Тарона Маргаряна.

Затем наступило продолжение. Заруи Постанджян представила генеральному прокурору Армении Артуру Давтяну, начальнику Специальной следственной службы РА Ваграму Шаиняну, главе Полиции РА Владимиру Гаспаряну, а также омбудсмену Арману Татояну заявление о совершенном преступлении.

По версии Заруи Постанджян, в ходе состоявшегося 13 февраля заседания Совета Старейшин Еревана имело место нападение на членов фракции «Еркир цирани». «В числе нападавших были мэр Тарон Маргарян, Сурен Нерсисян, Гор Варданян и ряд других лиц. Нападавшие озвучили угрозы в адрес членов фракции «Еркир цирани». В зал заседаний прибыли ряд высокопоставленных полицейских, осадив и оцепив помещение», — отмечается в заявлении.

Также З. Постанджян потребовала возбудить уголовное дело по факту инцидента, произошедшего в ходе заседания Совета старейшин Еревана. Полиция Армении подготавливает материалы в связи с инцидентом на заседании Совета старейшин Еревана, сообщили в пресс-службе ведомства.

А тем временем у стен мэрии Еревана прошла акция протеста — как передает epress.am, против произвола над членами фракции «Страна абрикоса». Также демонстранты осудили безразличие, с которым члены Совета старейшин как ни в чем не бывало продолжили заседание после инцидента.

Плакаты говорили сами за себя: «Нос твой не выдержал запаха, а к насилию глаза привыкли?», «Насильнику место в тюрьме», «Преступник как насильник, так и тот, кто его оправдывает», «Из-за вас вся страна в дерьме». Демонстранты скандировали: «Мэрия — тирания». Уже через полчаса полицейские принялись выводить демонстрантов, те в ответ назвали полицейских «рабами Тарона».

Группа протестующих, тем не менее, осталась в здании и продолжала акцию у входа в музей истории. Однако силу применили и к ним. На улице участники акции выступили с заявлением: «Мы, собравшиеся перед мэрией Еревана, не находим никакого иного выхода, как прийти и потребовать избавить Совет старейшин от мужчин, атакующих женщин-оппозиционерок, подвергающих их избиению и сексуальным посягательствам, и привлечь преступников к уголовной ответственности».

По мнению участников акции, «давление и насилие над женщинами носят повсеместный и системный характер», и происшедший инцидент «является частью этого».

Тарон Маргарян, конечно, не Харви Вайнштейн, хотя стремление армянских оппозиционеров держаться в тренде мировой политики нельзя не отметить. Впрочем, известно и другое. Прежде всего, мэрию армянской столицы уже давно критикуют, скажем так, за невыполнение своих обязанностей. Достаточно вспомнить, как горячо минувшим летом ереванские соцсети обсуждали и зловоние, охватившее армянскую столицу, и расплодившихся сверх меры крыс. Власти отмахнулись: все дело в арбузах и дынях.

Но местная аудитория не поверила. Вердикт «юзеров» был однозначным: арбузы и дыни в Ереване ели в сезон и в прошлые годы, но такой вони и такого количества крыс не было. И дело не в сезонных фруктах, а в том, что мэрия не справляется со своевременной уборкой бытового мусора. Теперь вот к блестящему перечню добавились и сточные воды, «ароматом» которых дышат жители района Нубарашен.

При этом в собственных расходах градоначальники не особенно сдерживаются. По данным популярного сайта shame.am, ереванский градоначальник «пользуется репутацией лучшего чиновника, пускающего на ветер государственные средства, и чтобы не уступить свой высокий титул кому-либо, Маргарян создал все основания и возможности для нещадной траты бюджетных сумм».

По сведениям сайта, «в 2018 г., согласно появившейся в прессе информации, мэрия Еревана собирается не только осуществить крупные закупки, но и сделать чиновников сытыми и счастливыми. Так, только на ресторанные застолья мэрия из муниципального бюджета намерена потратить 35 млн драмов (примерно 72 тыс. USD — Ред.). Если поделить эту сумму на 12 (количество месяцев в году), то получится, что Тарон Маргарян ради благополучия города бoльшую часть своего рабочего (и нерабочего) времени будет проводить в ресторанах и увеселительных заведениях».

Кроме того, «г-н Тарон, по старой привычке, собирается потратить 45 млн драмов на приобретение сувениров. Еще 20 млн он отдаст на длинные воздушные перелеты. Что же касается сухопутного транспорта, то здесь также будет много поводов для растрат: в текущем году мэрия предусмотрела потратить на автомобили свыше 41 тысячи долларов». То есть на рестораны, перелеты и автомашины для чиновников деньги у мэрии есть, а вот на современные мусоровозы — уже нет.

Только вот дело не только в мусоровозах и деньгах, вернее, в их отсутствии. В том же Ереване, к примеру, мусор в многоэтажках выбрасывают просто в шахту лифта, а потом жалуются, что здесь завелись крысы, они перегрызают кабели, попадают под тросы, и лифт в любой момент может застрять и обрушиться.

А старожилы помнят, как накануне новогодних каникул 2009-2010 гг. на первой странице «Голоса Армении» появился набранный достаточно «серьезным» шрифтом призыв: «Пользуйтесь канализацией ответственно!». Газета старательно увещевала читателей, «компания «Ереван-Джур» призывает жителей столицы ответственно отнестись к системам водоснабжения в дни новогодних праздников. После чего цитировала директора этой конторы Вараздата Авояна: «Мы просим жителей быть более ответственными и не сбрасывать остатки пищи в канализационные системы».

И самое главное, «вонючий инцидент» в мэрии Еревана, как его окрестил «Спутник», дает еще и изрядную пищу для размышлений относительно уровня и политической, и общей культуры в Армении. Где на заседание мэрии приносят банки с фекалиями, а женщин таскают за волосы.