Культура и Общество, Эхо

Отравления в Азербайджане: что скрывает Минздрав

vrach-doctor-medicine-pomosh-helpС.АЛИЕВА

Пищевые отравления — явления достаточно распространенные, и каждый человек хоть раз в жизни страдал от серьезного отравления едой.

Одно дело, если отравление произошло по вине самого человека, который проигнорировав какие-то нормы приготовления пищи или хранения продуктов питания съел что-то не то, но совсем другое дело, если отравление произошло в месте общественного питания, по вине заведения общепита.

В этом случае человек пострадал — он должен получить компенсацию. Практика подобных дел показывает: у нерадивых производителей или недобросовестных рестораторов можно отсудить не только полную стоимость продукта, но и компенсацию за причиненный моральный ущерб, ущерб здоровью.

Размер компенсации, как правило, зависит от решения суда. Увы, но в Азербайджане факт того, что вы отравились именно в этом заведении доказать весьма сложно, и причина в том, что врачи не выдают справок, подтверждающих факт отравления, не проводят необходимых процедур освидетельствования и т.д.

Одним словом, для обращения в суд нет никакой доказательной базы, и выживший после тяжелого отравления гражданин радуется уже только тому факту, что ему удалось остаться в живых.

Как заявил в интервью Echo.az юрист Эльчин Гамбаров, в Азербайджане нет какого-то специального закона «О пищевой безопасности», но в любом случае имеющееся законодательство позволяет гражданам подавать в суд на то или иное предприятие питания в случае отравления.

«Другое дело, что таких обращений просто нет, хотя отравления происходят довольно часто. У нас не принято отстаивать свои права, доказывать свою правоту. Граждане мотивируют свое нежелание подавать в суд тем, что изначально настроены на проигрыш в суде, на решение не в свою пользу. Они говорят, что только впустую потратят время и деньги. Однако я знаю, что есть дела, которые гражданин легко бы мог выиграть, в случае если бы проявил большую настойчивость и не боялся бы идти в суд», — сказал юрист.

По его словам, размер компенсации нефиксированный, суд принимает решение на основании того, каков ущерб здоровью был причинен, на какое время была потеряна трудоспособность человеком и т.д.

«Помимо основной компенсации, гражданин вправе требовать компенсацию за моральный ущерб», — добавил юрист.

«Размер моральной компенсации определяет сам пострадавший, по закону он может потребовать любую сумму, в которую он оценивает свой моральный ущерб от произошедшей неприятности, а суд уже может либо принять иск, либо отклонить его», — отметил Э.Гамбаров.

В свою очередь глава Союза свободных потребителей Азербайджана (ССПА) Эюб Гусейнов в беседе с Echo.az отметил, что отравления происходят во всем мире, но Азербайджан по непонятным причинам занимает последнее место в рейтинге стран мира по числу отравлений на каждые 100 тысяч населения.

«У нас в стране, якобы, самый низкий процент отравлений среди всех стран мира. В год в Азербайджане, согласно официальным данным, происходит всего 300-400 отравлений, погибает 1 человек — это крайне низкий показатель, такого просто быть не может. К примеру, в США, где население почти 328 миллионов человек, каждый год от пищевых отравлений страдают 76 миллионов, или на каждые 100 тысяч населения приходится 26000 тысяч отравлений, из них 4500 тысяч погибают», — сказал Э.Гусейнов.

По его словам, то, что в Азербайджане такой низкий показатель по отравлениям объясняется тем, что Минздрав предпочитает умалчивать о реальном положении дел.

«Дело в том, что Минздрав выдает гигиенические сертификаты на все продукты, и если кто-то начнет выяснять и что называется копать глубже, может выясниться, что сертификат на тот или иной продукт выдавать было нельзя,» — говорит Гусейнов.

«Когда происходит отравление, врачи сразу делают промывание желудка, тем самым уничтожая все доказательства случившегося отравления. Если вы попросите провести экспертизу и выдать справку о том, что у вас произошло пищевое отравление из-за некачественных продуктов или алкоголя, никто такую справку вам не выдаст. Тут никто не будет вступать в конфликт с Минздравом, тем более, получается, что работник «минздравовской» системы должен выступить против системы, в которой работает сам. Так как этого никогда не произойдет, поэтому у нас и нет судебных разбирательств на этой почве», — пояснил эксперт.

По его словам, за более чем 20 лет работы ССПА в Азербайджане не было рассмотрено ни одного судебного дела в отношении заведения общепита, в котором произошло массовое или единичное отравление.