Спорт, Эхо

Марк КОГАНОВ: Могут что-то кинуть в арбитра, к примеру, в меня кидали монетки

Т.ТУШИЕВ

В конце минувшего года стало известно о том, что гражданин Азербайджана, теперь уже бывший генсек национальной Федерации гимнастики Фарид Гаибов был избран на пост президента Европейского союза гимнастики. Азербайджанец впервые занял столь высокую должность в международной спортивной организации.

Однако Фарид Гаибов является не единственным нашим соотечественником, занимающим высокий пост в зарубежных федерациях.

К примеру, можно отметить вице-президента Национального олимпийского комитета (НОК) Азербайджана Чингиза Гусейнзаде, который занимает аналогичную позицию в спортивной федерации исламской солидарности.

Есть наш представитель и в одном из самых медалоемких видов спорта — водных видах спорта. Наш соотечественник, вице-президент Федерации плавания Азербайджана Марк Коганов уже более года является членом технического комитета европейской Федерации плавания, а летом прошлого года был избран также вице-председателем технического комитета Всемирной Федерации плавания (FINA).

Стоит отметить, что такие страны, как Черногория, Италия, Франция, где ватерполо развит на высочайшем уровне, не имеют своих представителей в руководящем органе FINA, и тот факт, что представитель нашей страны занимает высокую должность в столь медалоемком виде спорта, является большим почетом для Азербайджана.

В беседе с Echo.az Марк Коганов рассказал о своей судейской карьере, в ходе которой он обслуживал матчи по ватерполо, как чемпионатов Европы, мира, так и Олимпийских игр, а также поведал о тех изменениях, которые могут ожидать в ближайшие годы этот вид спорта. Заметим, что, как в качестве судьи в прошлом, так и в составе технических комитетов, Марк Коганов работает в качестве представителя от Азербайджана.

ИНТЕРВЬЮ

— Как начиналась ваша судейская карьера?

— На международной арене я начал судить с 2003 года, а завершилась карьера в 2016 году, после Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Самыми значимым соревнованиями, конечно же, были Олимпийские игры, а также чемпионаты мира, Европы, финалы Кубки европейских чемпионов, Азиатские игры, Европейские игры в Баку. Причем на Евроиграх в Баку я также работал в менеджменте операционного комитета соревнований.

— Какие интересные эпизоды судейской карьеры могли бы вспомнить?

— Было много чего интересного. Конечно же, меня не били. Но, к примеру, падал в бассейн. Судьи по ватерполо работают на специальном помосте, который находится на высоте одного метра. И вот однажды я оступился и упал в бассейн. Это случилось в 2008 году в матче за третье место чемпионата Европы. Помню, зрители в этот момент начали мне аплодировать. В тот момент, конечно же, было не до смеха. Кстати, это произошло в Малаге, и тогда там была 40-градусная жара, так что я очень быстро высох. Бывает также, что ватерпольных судей специально сталкивают в воду, если страсти совсем накалятся. Хотя это происходит очень редко и карается очень жестко.

— В чем особенность судейства в ватерполо, в сравнении с другими командными видами спорта?

— В действительности, отличий очень много. К примеру, в остальных командных видах спорта судьи зачастую находятся среди игроков. В ватерполо же арбитр не находится на поле и наблюдает за игрой со стороны, а специфика нашего вида спорта такова, что три четверти того, что происходит в игре, происходит под водой. В нашем случае только судья может понять, что произошло в тот или иной момент. Именно в этом и состоит квалификация судьи, способного понять, какие действия игрока под водой повлияли на ход самого матча.

Еще одна особенность заключается в том, что ватерполо является единственным командным видом спорта, в котором судья всегда находится спиной к зрителям. Иногда это не очень приятно (смеется). Порой слышишь определенные комментарии, на которые хочешь ответить, но ты не знаешь, в чей адрес это необходимо сделать. Или могут что-то кинуть в арбитра, и у него не будет возможности увернуться. К примеру, в меня кидали монетки.

— Вспомните самый сложный матч в вашей судейской карьере?

— Все же самыми тяжелыми традиционно являются финалы чемпионатов мира или других крупнейших соревнований. Где очень высоки ставки, там также и большая ответственность на арбитре. По накалу и значимости, это все же финалы чемпионатов мира, Европы и стадии нокаута на Олимпиадах, где я судил четвертьфиналы и полуфиналы ватерпольного турнира.

Что касается того, какой матч мне запомнился больше всего, то, наверное, это финал чемпионата мира в Риме в 2009 году между сборными Сербии и Испании. Этот матч был очень напряженным, но помимо этого, в техническом и тактическом плане этот матч был одним из лучших в истории. В основное время этот матч завершился вничью, также ничейный счет был зафиксирован и в овертайме. И лишь в серии пенальти сербам удалось вырвать победу. По драматизму и зрелищности эта игра, наверное, была самая запоминающаяся.

— Какой матч стал последним в вашей судейской карьере?

— Последний матч я отсудил на Олимпиаде в Рио. Это был матч в последний день Игр между мужскими сборными Венгрии и Греции за пятое место. А накануне я обслуживал полуфинальный матч между женскими сборными России и Италии. За три месяца до Игр в Рио я был избран в технический комитет Европейской Федерации плавания (согласно регламенту, нельзя совмещать работу в техническом комитете и судейство), поэтому знал, что Олимпиада в Рио станет для меня последним турниром в качестве судьи. Хотя возраст позволяет мне еще заниматься судейством.

— Не жалеете, что преждевременно завершили судейскую карьеру?

— Откровенно говоря, нет, потому что в судействе нет ничего того, чего бы я не достиг. Сейчас мне интереснее поработать в качестве менеджера, в организаторской структуре, реально влиять на развитие нашего вида спорта. Это уже совершенно другая работа. В частности, технический комитет FINA занимается проведением соревнований, изменением в правилах, подготовкой спортивных сооружений, развитием ватерполо во всем мире, назначением и подготовкой судей, жеребьевкой турниров, подготовкой к таким соревнованиям, как Олимпийские игры, чемпионаты мира и так далее.

— Какие тенденции в настоящее время наблюдаются в мировом ватерполо?

— Предыдущее руководство технического комитета FINA руководило мировым ватерполо на протяжении более 20 лет, и в данный момент накопились кое-какие проблемы. В частности, игровая составляющая нашего вида спорта стала менее зрелищной, больше зависящей от физических данных спортсменов. Ватерпольные правила, существующие на протяжении последних 20 лет, только способствовали этому. Сейчас же поставлена задача популяризировать ватерполо не только в странах с высокорослым населением, но и в государствах с невысоким населением.

Кстати, эта проблема касается, в том числе, и Азербайджана. В силу определенных причин, у нас сложно найти высокорослых ватерполистов, футболистов, волейболистов. У нас традиционно были недостаточно рослые игроки, но они всегда были техничными и смышлеными. Поэтому будет вестись работа, чтобы люди, не имеющие выдающихся антропометрических данных, могли играть ватерполо на высоком уровне.

В частности, в апреле намечается проведение большой мировой конференции по развитию водного поло до 2024 года, в которую будут вовлечены также представители медиа, маркетологи, представители популярных профессиональных лиг. В ходе конференции будет рассмотрен весь комплекс проблем, начиная от правил, заканчивая вопросами развития сопутствующих видов, таких, как пляжное ватерполо, теле- и интернет-трансляций и так далее. То есть перед нами стоит задача создать качественный и зрелищный продукт. Предстоит провести серьезные реформы, чтобы наш вид спорт отвечал всем требованиям ХХI века.

— Если изменения будут приняты, то они вступят в силу в текущем олимпийском цикле или же в следующем?

— Вопрос действительно хороший. На предстоящей апрельской конференции лишь будут представлены варианты решения нынешних проблем. Данные опции еще необходимо опробовать на практике, на что может уйти довольно-таки приличное время. Скорее всего, полностью данные реформы будут реализованы уже в следующем олимпийском цикле, так как квалификационные соревнования должны проводиться по тем же правилам, по каким проводится олимпийский турнир. Квалификационная кампания же в ватерполо начинается уже осенью этого года. Реформы могут быть осуществлены в два этапа. В первом из них изменения не будут касаться непосредственно игрового процесса, но в то же время будем тестировать те изменения, которые сможем внести уже после Токио-2020.

— Какую помощь оказывает FINA странам, где ватерполо не сильно развит, к которым можно причислить и Азербайджан?

— В FINA есть ряд инновационных проектов, которые способствуют развитию нашего вида спорта в тех странах, где он слабо развит. К примеру, на последнем конгрессе в Будапеште была принята программа по развитию, которая как раз-таки и предназначена для таких стран, как Азербайджан. Кроме того, на уровне личных связей всегда имеется ряд предложений по развитию ватерполо в нашей стране. Но необходимо учесть, что это всегда дорога с двусторонним движением.

Кстати, надо отметить, что Федерация плавания Азербайджана взяла курс на развитие детского спорта, и это направление я всецело поддерживаю. Насколько мне известно, на сегодняшний день в великолепном «Акватик центре» водным поло занимаются порядка 300 детей, и это очень хороший показатель.

Здесь надо отдать должное энтузиастам тренерам, которые занимаются взращиванием юных ватерполистов, мотивируют детей к дальнейшему занятию этим видом спорта. К примеру, в прошлом году ребятам была организована поездка на сборы и международный турнир в Венгрию, были организованы турниры с участием команд из Ирана и Грузии. Такая активность действительно мотивирует и способствует привлечению молодого поколения в ватерполо.