За рубежом, Эхо

«Добро пожаловать» или «вход воспрещен»?

rus-usa-flagsА.ШАКУР

«Персональные санкции» в мире практикуются достаточно давно. И нынешние российские госчиновники — далеко не первые и вряд ли последние их жертвы. Другое дело, насколько скрупулезно эти санкции соблюдаются, и не на уровне пограничника, у которого может не так сработать компьютер и т.д.

В 2003 году в Париже состоялся саммит государств-франкофонов, который журналисты окрестили саммитом «Франция-Африка»: среди его участников были главы 53 государств Черного континента. В числе итоговых документов саммита оказались заявления по урегулированию внутриполитического кризиса в Кот-д’Ивуаре и по ситуации вокруг Ирака.

Возможно, саммит «Франция-Африка», несмотря на участие в его работе тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана, не привлек бы к себе особого внимания прессы, если бы среди его участников не оказалось зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе. Скандал получился громким: самому Мугабе и его приближенным был запрещен въезд в страны ЕС. Но, тем не менее, Жак Ширак направил Мугабе приглашение и даже принимал его вместе с другими участниками саммита в Елисейском дворце. А газеты в дни работы саммита, публикуя фотографии первой леди Зимбабве — Грейс Мугабе, посещающей шикарные парижские магазины, в то время как половина населения Зимбабве умирает от голода, отмечали: Шираку следовало бы арестовать чету Мугабе по обвинению в геноциде, а «не стелить перед ними красный ковер».

Впрочем, по мнению большинства экспертов, вряд ли в Париже не понимали, какую реакцию у европейской либеральной общественности вызовет появление в Елисейском дворце четы Мугабе. И уж тем более трудно поверить, что тут забыли о введенном Евросоюзом запрете на въезд в шенгенскую зону членов зимбабвийской правящей клики. Скорее всего, пересилили «насущные интересы». А скандал посчитали меньшим злом.

Теперь похожий скандал разгорается в США. Но здесь последствия могут быть куда драматичнее. Находящийся под персональными санкциями глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин посетил США. Об этом в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия 1» рассказал посол России в США Анатолий Антонов. По его словам, Нарышкин провел встречи со своими американскими коллегами, обсуждалась проблема борьбы с терроризмом.

Посол заявил, что в самое трудное время контакты между российскими и американскими спецслужбами продолжались.

«Политика политикой, а работа — работой, — заметил он. — Есть политические лозунги, а есть реальная работа».

Москва и Вашингтон находились в контакте в 2014 году, когда проходила Олимпиада в Сочи. Он выразил надежду на то, что работа будет продолжена во время чемпионата мира по футболу в этом году.

«Работа идет. Просто она, наверное, и правильно, очень не видна нашему зрителю, нашему читателю», — добавил Антонов.

По традиции, в пресс-службе СВР отказались комментировать информацию о визите Нарышкина в США. «Мы эти сообщения не комментируем», — заявил «Интерфаксу» руководитель пресс-бюро СВР Сергей Иванов.

Однако информацию о визите Антонов раскрыл в интересной «связке». Как напомнил президент России Владимир Путин, в декабре 2017 года благодаря сотрудничеству спецслужб удалось раскрыть ячейку группировки «Исламское государство» (запрещена в России). Террористы готовили целую серию атак в Санкт-Петербурге. Один из боевиков должен был взорвать бомбу в Казанском соборе прямо во время богослужения.

«Американцы, я об этом сказал публично, и позвонил президенту, поблагодарил его, дали нам информацию по готовящемуся теракту в Петербурге. Мы действительно очень благодарны», — отметил кремлевский лидер.

Теперь же выясняется: в США летал не только Нарышкин.В СМИ появилась информация о визитах в США еще двух руководителей разведывательных служб России, сообщает радио «Свобода». По сведениям The Washington Post, на прошлой неделе Вашингтон посетили глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, глава ФСБ Александр Бортников, а также Игорь Коробов, руководитель главного управления Генштаба Вооруженных сил России (бывшее ГРУ), указывает РБК.

Как рассказали изданию бывший и нынешний сотрудники разведслужб США, Нарышкин и Бортников встречались с директором ЦРУ США Майком Помпео и обсуждали противодействие терроризму. Принимал ли Коробов участие во встрече, изданию установить не удалось.

Во встрече с Помпео, по сведениям WP, также принимал участие «высокопоставленный сотрудник спецслужб США», работающий в Москве и специально приехавший в Вашингтон. Действующие и бывшие сотрудники спецслужб США, опрошенные The Washington Post, отмечают, что не могут вспомнить другого такого случая, когда в Вашингтон одновременно приезжали бы так много руководителей российской разведки и органов безопасности.

Генерал-полковник Коробов с декабря 2016 года находится под персональными американскими санкциями, которые предполагают блокировку активов на территории США и запрет на въезд. Санкции были введены в связи с попытками вмешательства в выборы президента США посредством хакерских атак, в которых Вашингтон обвиняет Москву.

Помимо Коробова, под санкции тогда попали его заместители Игорь Костюков, Владимир Алексеев и Сергей Гизунов, а также обвиняемые США в хакерских атаках Алексей Белан и Евгений Богачев. Главное управление Генштаба ВС России, по версии Вашингтона, курировало деятельность хакерских групп, которые атаковали компьютеры Демократической партии США.

Александр Бортников, в отличие от Нарышкина и Коробова, не входит в санкционные списки США: против него ввели санкции лишь ЕС и Канада. Фамилии Бортникова и Нарышкина есть в опубликованном 29 января списке высокопоставленных и влиятельных россиян, составленном Минфином США в рамках так называемого кремлевского доклада.

Реакция в США оказалась весьма жесткой. Лидер демократов в Сенате Конгресса США Чарльз Шумер потребовал объяснений от администрации президента Дональда Трампа насчет прошедшего визита в страну директора Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина.

«Администрация Трампа должна немедленно внести ясность и ответить на вопросы: с какими должностными лицами США он встречался, виделся ли Нарышкин с кем-либо из Совета национальной безопасности при Белом доме, что они обсуждали?» — сказал Шумер журналистам.

«Конечно же, он не приезжал один, так каких еще попавших под санкции лиц из российской разведывательной службы администрация Трампа допустила в нашу страну? — продолжил политик. — И самое главное — стал ли этот визит причиной, по которой администрация Трампа отказалась от (введения новых) санкций (в отношении России)?»

В аппарате директора национальной разведки США факт поездки Нарышкина не отрицали, отказавшись при этом отвечать на вопросы о повестке дня и результатах встреч. «Мы не обсуждаем рабочие графики руководителей разведслужб США, но можете не сомневаться в том, что любое взаимодействие с иностранными разведывательными ведомствами проводится в соответствии с американскими законами и при консультации с профильными министерствами и учреждениями», — сказал корреспонденту ТАСС представитель аппарата Тимоти Барретт.

Как указывает РБК, согласно американскому законодательству, в отношении людей, попавших под персональные санкции, могут применяться исключения «в случае, если въезд в Соединенные Штаты не противоречит интересам Соединенных Штатов, что определяется государственным секретарем». Госсекретарь предварительно должен посоветоваться с министром внутренней безопасности США. И примерно так же въезд в США руководителей разведслужб прокомментировали в Госдепартаменте.

Официальный представитель Госдепа США Хизер Науэрт заявила, что Штаты могут приостановить действие запрета на въезд, если это касается интересов страны. «Если что-то касается национальных интересов США в области безопасности… у нас есть возможность делать исключения, чтобы люди могли въехать в США», — заявила Науэрт.

ЦРУ регулярно встречается с российскими коллегами для переговоров по различным вопросам, однако бывшие сотрудники спецслужб считают «очень необычным» практически одновременное присутствие сразу трех чиновников спецслужб, к тому же во время расследования возможного вмешательства России в президентскую кампанию США 2016 года, указывает радио «Свобода». «Я не могу вспомнить такого за последние 15 лет», — заявил бывший глава миссии ЦРУ в Москве Стивен Холл.

Плюс ко всему скандал разразился на чувствительном для Дональда Трампа фоне. Нынешнего главу Белого дома и так обвиняют в излишней близости с РФ и зависимости от Кремля. Теперь же президент дал новые поводы для критики. В своем ежегодном послании Конгрессу Дональд Трамп лишь вскользь упомянул о России, ни словом не обмолвившись о вмешательстве Москвы в американские выборы, передает CNN.

Как отмечает канал, такая позиция, а также нежелание американского президента вводить новые санкции серьезно контрастируют со словами Трампа о том, что проявление слабости перед лицом таких противников, как Китай и Россия, — это не лучшая стратегия для Вашингтона.

И уж тем более это не самая выгодная позиция для Трампа, которому надо еще отбиваться от обвинений в ходе двух расследований российского вмешательства в выборы, так что визовый скандал в США может иметь весьма громкое политическое эхо.