За рубежом, Эхо

Ереван теряет поддержку московского политического класса

garegin-njdeНУРАНИ

В Государственной думе РФ вновь ищут пути реального противодействия попыткам возрождения фашизма и реабилитации гитлеровских пособников. Здесь прошел «круглый стол» на тему «Борьба с героизацией фашизма и возрождением неонацизма: законодательные аспекты».

В этом мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и общественной палаты, кандидаты в президенты России, политологи, эксперты и представители СМИ.

Тема для российской политической жизни не нова. Но в основном в российских СМИ речь идет о странах Балтии или Украине. А вот Армения чаще всего остается за кадром. Но на сей раз события развиваются по-другому. В ходе «круглого стола» политологи Сергей Марков, Дионис Каптарь и другие подчеркивали, что Армения оказалась в числе тех стран, где сегодня возведены памятники коллаборационистам и пособникам фашизма, хотя Ереван и позиционирует себя в качестве «стратегического союзника Москвы».

И как заявили участники «круглого стола», памятник Нжде необходимо снести. На мероприятии упомянули и о петиции против героизации фашизма, подписи под которой поставили 200 тыс. человек — в этом документе тоже особо отмечалось требование о сносе памятника в Ереване пособнику фашизма Гарегину Нжде. Как было подчеркнуто, по результатам «круглого стола» будет написана рекомендация, касающаяся как усиления, так и упорядочивания применения законодательства о запрете пропаганды нацизма и фашизма.

Тема эта поднимается в Москве уже не в первый раз. Еще в конце октября 2017 года, напомним, группа российских депутатов, членов Общественной палаты, аналитиков и юристов создала рабочую группу для подготовки обращения в Международный суд ООН по линии Государственной думы РФ по фактам героизации фашизма в Армении и ряде других стран постсоветского пространства.

Решение о создании рабочей группы было принято по итогам круглого стола, организованного членом Общественной палаты РФ Сергеем Марковым в пресс-центре «Парламентской газеты» — официального органа Федерального собрания России. Уже тогда участники встречи подчеркивали, что петицию политолога Александра Перенджиева «Мы должны остановить фашизм!» подписали свыше 200 тыс. человек и, Госдума не может оставаться безучастной к данному вопросу. Причем российские депутаты и аналитики были поражены тем, что героизация фашизма на государственном уровне происходит не только в странах, у которых натянутые отношения с Москвой, но и в Армении, позиционирующей себя стратегическим союзником России.

«В плане героизации Нжде мы имеем двойную героизацию. Героизацию человека, который боролся против российской государственности в рядах преступной бандитской организации, которая проходила по суду до революции. И этот же самый Нжде спустя время всплыл как нацистский пособник. И, мы в итоге видим, что на видном месте в Армении, которая позиционируется как союзник России, появляется памятник дважды антироссийскому деятелю. Это действительно редкость», — предупреждал уже тогда член Общественной Палаты Союзного государства Россия-Беларусь Дионис Каптарь.

Официальной реакции от Армении на заседание «круглого стола» не последовало — по крайней мере пока. Что неудивительно. Выступать с особенно резкими протестами в адрес российских политиков, да еще к тому же явно неоппозиционных — для Еревана шаг слишком рискованный. Армения находится в столь сильной зависимости от России, что позволить себе резких телодвижений на российском «треке» не может по определению.

Другой вопрос, что та же степень зависимости Еревана от Москвы заставляет Армению всерьез нервничать: а что, если завтра в России действительно обратят внимание на расположенный прямо в центре Еревана памятник пособнику Гитлера? И потребуют его снести? Гарегина Нжде объявляли в Армении едва ли не символом «армянского духа», в его честь называли улицы, площади, чеканили памятные монеты, в открытии этого дурнопахнущего памятника принимал участие президент Армении Серж Саргсян собственной персоной, и если теперь по требованию Москвы монумент будет демонтирован, местный «пипл» может, вопреки расхожему выражению, и не «схавать» — со всеми прогнозируемыми внутриполитическими последствиями. В особенности на фоне очередного разочарования — поставок в Азербайджан очередной партии российской бронетехники.

Не говоря о том, что Ереван по понятной причине волнует и другое: а что если в РФ действительно сменились приоритеты? Нынешнее сближение Москвы и Анкары дает Еревану изрядную пищу для размышлений, как и поставки в Азербайджан российского оружия, которые Москва, несмотря на всю истерику своего форпоста, и не думает прекращать.

И если прежней поддержки Армении со стороны России больше не будет? Прекращение субсидий в экономике закончится для Еревана катастрофой — тут достаточно вспомнить опыт 2013 года. Еще хуже, если прекратится подпитка военная.

Впрочем, не исключено, что в Армении постараются задействовать, скажем так, «невидимые рычаги влияния», как это уже имело место по горячим следам после подписания Ереваном соглашения о расширенном партнерстве с ЕС.

Другое дело, что памятник Гарегину Нжде превращается в лакмусовую бумажку монументальных размеров уже для самой России. Повторимся: тема противостояния попыткам реабилитации нацизма и т.д. занимает в российской политике и пропаганде более чем заметное место. Но…

В самом деле, как отмечают многие эксперты, обоснованность и «чистота» российской аргументации здесь как минимум вызывают вопросы. В частности в Украине напоминают, что Степан Бандера при гитлеровцах находился в концлагере, что боевики ОУН-УПА вели партизанскую войну против гитлеровцев и т.д. Наконец, за всей пропагандистской кампанией слишком уж сквозит стремление вернуться ко временам дележа сфер влияния на банкетной салфетке и, самое главное, к прочерченному тогда дележу.

Но вот на этом фоне кампания возвеличивания нацистского пособника Нжде в государстве, которая позиционирует себя как союзник России и получает от Москвы впечатляющую подпитку в политике, экономике и тем более военно-силовой сфере, ставит весьма в двусмысленное положение власти самой же России.

В самом деле, если речь идет о совершенно оправданном, искреннем и неподдельном возмущение попытками реабилитации пособников Гитлера, продиктованными долгом памяти перед павшими во Второй мировой войне и осознанием той исключительной роли, которую сыграла Россия в победе над Гитлером… то как объяснить полное равнодушие властей РФ ко всему тому, что происходит в сегодняшней Армении?

Особенно с учетом такой милой детали: в отличие от стран Балтии или Украины, тут и факты не вызывают сомнений, и возможностей «воздействовать» на Армению у Кремля несоизмеримо больше. А если никакой реакции не последует, то здесь уже молчание российских дипломатов, депутатов и т.д. будет куда красноречивее всех слов о недопустимости реабилитации нацизма.

Потому как на фоне нулевой реакции на эту самую реабилитацию нацизма в Армении любое возмущение по поводу маршей легионеров в нелюбимых Москвой странах превращается — назовем вещи своими именами — в дешевое фарисейство. Так что мяч теперь на российской половине поля. И очень важно не закатить его в свои же ворота.