За рубежом, Эхо

В Казахстане выбирают многовекторность — Как это отразится на прочности ЕАЭС?

eaes-eeuА.ШАКУР

СМИ постсоветского пространства обсуждают очередную новость. Американский лидер Дональд Трамп проведет встречу в Вашингтоне с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 16 января. Об этом объявил Белый дом, указывает ТАСС.

«Президент Трамп и президент Назарбаев обсудят пути укрепления и расширения нашего стратегического партнерства по вопросам региональной безопасности и экономического сотрудничества», — говорится в распространенном заявлении. «Президенты также обсудят лидирующую роль Казахстана в урегулировании нескольких международных проблем, в частности ситуации в Афганистане, во время председательства Казахстана в Совете Безопасности ООН», — указали в Белом доме.

Кроме того, Трамп и Назарбаев затронут вопросы «двустороннего партнерства, касающиеся оружия массового уничтожения» и его нераспространения, отмечается в заявлении.

Факт сам по себе примечательный. Особенно с учетом нарастающего соперничества России и Запада на постсоветском пространстве. На следующий день после появления релиза Белого дома президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после церемонии вручения верительных грамот послов Швеции, Кубы, Индии и Великобритании напомнил о многовекторной внешней политике своей страны, передает «Вестник Кавказа».

«Казахстан с первых дней своей независимости проводит многовекторную внешнюю политику, направленную на сотрудничество и диалог со всеми членами международного сообщества», — заявил он.

В Москве, впрочем, уверены: ее влиянию новые «подвижки» не грозят. Предстоящие переговоры Дональда Трампа и Нурсултана Назарбаева будут работать на укрепление связей двух стран, но не представляют угрозы для России — стратегия Казахстана такова, что США не смогут с его помощью закрепиться в центральноазиатском регионе, в части постсоветского пространства, уверен генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Резкого поворота в отношениях Москвы и Астаны от контактов США и Казахстана не случится, наоборот, эти контакты тактически полезны России как дополнительный канал cвязи. Стратегия Казахстана определена, стратегия США ситуативна, а стратегия России — иметь союзника в регионе в лице Назарбаева. В стратегическом смысле все сложней, так как ясно, что Соединенные Штаты хотят решать с помощью Казахстана свои задачи. Но пока Назарбаев у власти, положение сносное, все-таки Россия и США находятся на разной политической удаленности от Казахстана, Москва ближе», — сказал эксперт.

Для Соединенных Штатов центральноазиатский регион — большая проблема, Вашингтону там не закрепиться, за исключением Афганистана.

«Ни Туркменистан, ни Кыргызстан взять не удалось, там уже экономически осели китайцы. С Узбекистаном американцы поссорились, а Казахстан им не ухватить. То есть у Вашингтона в этом регионе, в отличие от Москвы, нет стратегического союзника», — подытожил Дмитрий Журавлев.

Однако столь благодушное настроение разделяют в «первопрестольной» не все. Казахстан, конечно, инициатор создания ЕАЭС, он входит и в эту организацию, и в военный союз — ОДКБ, но в Астане дают понять: собственную независимости здесь ценят. Более того, в самих этих «интеграционных объединениях» нарастают трения и «раздрай».

Газета.ру осмелилась даже напомнить прогноз Збигнева Бжезинского:»Я сомневаюсь, что Евразийский союз просуществует 10-20 лет, особенно если за это время его лидерский состав изменит свое мировоззрение. К тому же ЕАЭС станет ненужным по мере нормализации отношений России с западной частью Европы, а также с признанием российскими властями того факта, что страна в конечном счете является европейским, а не евразийским государством».

Сегодня, конечно, до нормализации отношений России с Европой ой как далеко. Теоретически это должно было бы повысить интерес к Евразийскому союзу. Но…

«Газета.ру», анализируя ситуацию внутри Евразийского союза, напоминает: властная элита Казахстана «без скандалов, по-тихому, в долгую, но готовится к разводу» с Москвой. После чего напоминает: «Президент Нурсултан Назарбаев подписал указ «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику». Обеспечить поэтапный перевод алфавита на латиницу планируется до 2025 года.

Этим указом Назарбаев четко дал понять, в семье каких народов он видит будущее своей страны и с кем хочет говорить на близком языке». Кроме того, «Казахстан активно разворачивается на запад — к Евросоюзу, или на восток — к Китаю. И Китай отвечает взаимностью, обещая проложить новый Шелковый путь в Европу через пограничные пункты на китайско-казахской границе». Кроме того, по мнению газеты, «проблема еще и в том, что Россия нередко сама подкидывает новые поводы, чтобы страны-партнеры задумались, с кем им в светлое будущее по пути, а с кем нет».

В частности, серьезный удар по единству ЕАЭС нанесли и российские «контр-санкции», при помощи которых Москва рассчитывала «наказать» Запад. Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) считает, что Россия вводила антисанкции, не посоветовавшись со странами-партнерами по ЕАЭС, и создала прецедент по принятию решений, которые выгодны только на национальном уровне. Он назвал это примером национального эгоизма.

«Партнеров России по ЕАЭС поведение России раздражает. Казахские СМИ пишут, что Россия занимается «поиском врагов», когда вводит запреты на ввоз санкционных товаров с территории Казахстана. С ноября по декабрь этого года на казахско-российской границе таможенники задержали 120 тонн подсанкционных груш и яблок, их пытались провезти в Россию под видом киргизской и китайской продукции. Минсельхоз Казахстана вежливо дал понять, что не согласен с этими претензиями. А местные эксперты не стесняются в выражениях» — продолжает «Газета.ру».

После чего приводит отрывок из интервью, которое дал экономист Магбат Спанов, которого цитирует казахскому порталу 365info.kz: «Их система не выдерживает санкций, соответственно, им нужен враг для сплочения в условиях начала предвыборной гонки. Понятно, что с внешними врагами они не справляются, поэтому они начинают бить союзников».

Другие аналитики, в том числе Андрей Гурков, экономический обозреватель «Немецкой волны», называют другую угрозу единству ЕАЭС — «неистребимую имперскую спесь Москвы». Которая напомнила о себе совсем недавно, в ходе «свиной войны» России и Евросоюза.

Как пояснял Гурков, «в Москве на достаточно высоком политическом уровне прозвучали призывы к выходу России из Всемирной торговой организации (ВТО). Возмущенный требованиями Евросоюза о компенсации в размере 1,4 миллиарда евро за российский запрет на импорт свинины из стран ЕС, первый заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации РФ Сергей Калашников заявил 8 января: «В случае удовлетворения иска Евросоюза мы, наверное, должны будем ограничить свое участие во Всемирной торговой организации, возможно и полностью».

К решительным действиям «вплоть до выхода из ВТО» призвал и первый заместитель председателя комитета по международным делам Совфеда Владимир Джабаров».

По словам немецкого аналитика, «у громогласных заявлений российских сенаторов про выход из ВТО есть один побочный аспект, на который в России, похоже, мало кто обратил внимание, но отсюда, из Европейского союза, выступающего во Всемирной торговой организации от лица всех своих членов как единое целое, сразу же бросается в глаза. Интересно, как почтенные российские сенаторы представляют себе выход своей страны из ВТО в ситуации, когда партнеры России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Армения, Казахстан и Кыргызстан покидать Всемирную торговую организацию вовсе не собираются, а Беларусь как раз сейчас активизирует свои усилия по вступлению в ее ряды? Господа Калашников и Джабаров хотя бы на секунду подумали о том, не противоречит ли их призыв интересам ближайших экономических союзников РФ? Они предварительно посоветовались с казахстанскими или, скажем, армянскими коллегами о том, не повредит ли их странам и в целом торговле внутри ЕАЭС столь серьезный шаг, как отказ России от норм ВТО? Тот факт, что не просто сенаторы, а руководители двух профильных комитетов Совета Федерации, экономического и внешнеполитического, в порыве столь модного ныне в России антиевропейского гнева продемонстрировали вопиющее презрение к интересам партнеров по ЕАЭС, наглядно демонстрирует истинное отношение российской политической элиты к этому интеграционному проекту».

Как уверен Гурков, «это легковерным западным бизнесменам и доверчивым телезрителям российские начальники любят рассказывать сказки про то, что Россия теперь — член большого экономического союза на евразийском пространстве и уже не может принимать решения самостоятельно, а согласовывает их со своими равноправными партнерами. На самом же деле в политической Москве по-прежнему царит неистребимая имперская спесь, и на бывшие союзные республики продолжают смотреть как на покорные государства-сателлиты, которые при необходимости скушают любой каприз большого брата. Так что сенаторы Калашников и Джабаров походя, даже не заметив этого, дали звонкую пощечину Астане, Бишкеку, Еревану и Минску. Думается, что там этот очередной наглядный урок «равноправия и взаимного уважения» наверняка запомнят».

А вот тут уже эксперты советуют вспомнить события не такого уж давнего прошлого — распад СССР. Которому предшествовали «дезинтеграционные процессы» в политических и военных блоках, возглавляемых Москвой.

Из-под влияния Кремля выходили Чехословакия, которая тут же разделилась на Чехию и Словакию, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, в Берлине рушили ненавистную Стену… В Москве были уверены: это «частичное отступление», и эти «бархатные революции» уж точно не затронут сам СССР. И просчитались.

Теперь же, предупреждают эксперты, «раздрай» в ЕАЭС тоже может перекинуться на территорию самой РФ. Где в «национальных субъектах» накопилось предостаточно взрывного материала.