За рубежом, Эхо

Политическая дилемма Реджепа Эрдогана

recep-tayip-erdoganНУРАНИ

В Анкаре вновь выступают с жесткими заявлениями в адрес США. Президент Турции Тайип Эрдоган, передает «Российская газета» со ссылкой на «Анадолу», на заседании Партии справедливости и развития рассказал собравшимся о новой «попытке политического переворота» в его стране.

«Судебное дело в США является совместной операцией ФЕТО, ФБР и ЦРУ по оказанию давления на Турцию. Однако у них не удастся нас удержать от проводимой политики, у них не получится, — цитирует ТАСС Эрдогана. — Громкое дело в США является попыткой политического переворота».

Речь идет действительно о болезненной для Эрдогана теме. Еще 3 января жюри присяжных федерального суда на Манхэттене признало турецкого банкира Хакана Атиллу виновным в том, что он организовал перевод средств (в обход антииранских санкций), полученных Тегераном от продажи нефти и газа. Уже на следующий день вице-премьер Турции Бекир Боздаг заявил, что «дело Атиллы», без сомнения, нанесло огромный ущерб турецко-американским отношениям. Теперь в дискуссию вступил Эрдоган.

Напомним: речь идет о весьма громком уголовном деле, одним из ключевых фигурантов которого является Рза Зарраб, турецкий бизнесмен иранско-азербайджанского происхождения и бывший муж популярной певицы Эбру Гюндеш.

Мехмет Хакан Атилла, заместитель главного исполнительного директора Turkiye Halk Bankasi, был арестован в США в марте 2017 года по обвинению в сговоре с турецко-иранским дилером рынка золота Рзой Заррабом с целью отмывания сотен миллионов долларов через финансовую систему США в интересах Ирана и иранских компаний, сообщал тогда Bloomberg.

Об этом уже рассказывалось в прессе, в том числе в нашей газете. Тем не менее напомним: еще в декабре 2013 года в Турции грянул коррупционный скандал с упоминанием имен министра экономики Турции Зафера Чаглаяна и министра финансов Али Бабаджана и… Рзы Зарраба. 17 декабря 2013 года в Турции в рамках борьбы с коррупцией прошли аресты крупных чиновников и бизнесменов.

За решеткой оказались не менее полусотни человек, включая сына бывшего министра внутренних дел Муаммера Гюлера Барыша Гюлера, сына бывшего министра экономики Зафера Чаглаяна Салиха Кана Чаглаяна, главу муниципалитета Фатих города Стамбул Мустафу Дамира и крупных бизнесменов. Арестовали и Зарраба. Задержанных вскоре отпустили, Эрдоган обвинил в происшедшем сторонников Гюлена и его «глубинное государство».

В то же время Турция уже тогда признала, что оплачивает золотом поставки природного газа из Ирана. В оппозиционных кругах, правда, выдвигали свою версию: при помощи поставок золота власти Турции просто улучшают внутреннюю экономическую статистику, а отдельные персоны заодно и греют на этом руки. Но теперь история получила весьма опасное продолжение.

С 2012 по 2016 годы ИРИ была отключена от международной платежной системы SWIFT. Это вынуждало Тегеран осуществлять финансовые операции с внешним миром «обходным путем», в том числе через турецкие банки.

По данным турецкой прессы, Зарраб также закупал крупные партии золота, которые затем переправлялись в Иран. А это уже не только махинации, но и обход наложенных на ИРИ санкций. Со всеми вытекающими. Когда стало известно о том, что в США арестован Зарраб, власти Турции хранили молчание, а оппозиция вслух говорила о том, что теперь могут быть разоблачены коррупционные схемы в окружении Эрдогана.

Тем более что газета Sabah сообщила: предприниматель Рза Зарраб, который признал на судебном процессе в Нью-Йорке свою вину, будет давать показания в качестве ключевого свидетеля стороны обвинения. Он уже успел заявить, что к схемам были причастны представители руководства страны, включая тогдашнего премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и управляющего госбанком Halkbank Мехмета Хакана Атиллу, который был арестован в США в марте этого года.

Привела и подробности: размещенные в Halkbank деньги, якобы, использовались для покупки золота, которое вывозилось в Дубай, а полученные за его продажу наличные передавались Ирану. Существовала и другая схема взаимозачетов — под видом сельскохозяйственных закупок. Зарраб утверждает, что к схемам были причастны министр экономики Турции Зафер Чаглаян и министр финансов Али Бабаджан. Все они, якобы, получали от Зарраба многомиллионные взятки.

Власти Турции все отрицали. Но теперь в Анкаре явно проявляют нервозность. И не без оснований. Возможно, если бы у власти в США находилась Хиллари Клинтон со своей «командой», то у Эрдогана еще были бы надежды, что на махинации с санкциями в Вашингтоне просто закроют глаза, но теперь Дональд Трамп взял курс на ужесточение политики в отношении Ирана. Формально эти решения не касаются судебных органов, и суд в США независимый, но «дело Атиллы и Зарраба» — именно тот случай, где без политики вряд ли обойдется.

Наконец, отношения США и Турции тоже находятся не в лучшей фазе, и Эрдоган это тоже понимает. В Анкаре не скрывают своих обид на США и за поддержку сирийских курдов, и за отказ выдать Турции проповедника Фетхуллаха Гюлена. Но и в США, как выясняется, не на шутку раздражены сближением Анкары и Москвы.

Дело не только в известных разногласиях между Вашингтоном и Анкарой в отношении сирийских и иранских курдов — куда опаснее то раздражение, с которым в Вашингтоне следят за развитием отношений между Анкарой и Москвой. В том числе, вернее, прежде всего в таком вопросе, как приобретение Турцией российских ЗРК С-400 «Триумф».

Можно, конечно, долго спорить, на самом ли деле в Анкаре собирались корректировать свою внешнюю политику или же сближению с Россией с самого начала отводилась роль предмета торга с США. Как и поинтересоваться, какую роль здесь сыграло нежелание Вашингтона делиться с Анкарой технологиями производства ЗРК Patriot. Но теперь, когда в Вашингтоне открыто выражают недовольство, в Анкаре не могут не понимать: отношения Турции и России грозят превратиться из «козыря» на американском треке во впечатляющую проблему на нем же.

Но самое главное, и самое неприятное, судебный процесс в США разворачивается в то время, когда его результатами, даже гипотетическими, готовы воспользоваться многие на внутритурецкой арене. Где положение Эрдогана становится все более шатким.

Уже в первые дни января в СМИ замелькали слухи о том что в ближайшее время в Турции могут произойти серьезные изменения в составе правительства Турции — в частности, прогнозируется отставка ни много ни мало 18 министров. Если учесть, что правительство Турции состоит из премьер-министра, его 5 заместителей и 21 министра, то масштаб обещанных кадровых рокировок можно себе представить.

Более того, по данным Day.az, в СМИ Турции указывается, что в политических кругах обсуждается внеочередное проведение парламентских выборов. Конференции в местных организациях правящей партии справедливости и развитии (АКР) завершатся в марте этого года. После состоится съезд партии. На этом мероприятии будет избрано новое руководство АКР. После формирования нового руководства будет создано «избирательное правительство» для проведения парламентских выборов.

По другой информации, президент Турции, председатель АКР Реджеп Тайип Эрдоган сменит состав Кабмина в январе, не дожидаясь съезда — в частности, отправит в отставку 18 министров и назначит новых на их места. Наконец, в кулуарах АКР ходят слухи, что некоторые нынешние министры после отставки будут назначены губернаторами, либо председателями муниципалитетов в Анкаре, Стамбуле, Измире, Бурсе, Газиантепе, Анталье и других подобных крупных городах.

Такие рокировки, как правило, являются проявлениями нарастающих противостояния внутри самой правящей партии. И справедливости ради, слухи о кадровых перестановках — не единственное их проявление. Еще в последние дни ушедшего года политику нынешнего главы государства подверг резкой критике экс-президент Турции Абдулла Гюль. По мнению последнего, действия и решения Реджепа Эрдогана могут привести к необратимым последствиям для страны и граждан. «Если и дальше так продолжится, то будет плохо всем», — приводит слова Гюля t24.com.tr.

По словам Гюля, нынешние власти под видом борьбы с терроризмом уволили десятки тысяч госслужащих, что является крайне тревожной тенденцией. Ранее Абдулла Гюль отказался от участия в торжественном мероприятии, приуроченном к 16-летию создания АКР.

Реакция Эрдогана не заставила себя ждать. Как сообщает АПА со ссылкой на турецкий телеканал NTV, выступая на заседании парламентской группы АКР, Эрдоган посетовал, что те, кто не выразил вовремя отношения к происходящим событиям в стране, ведущие кампании против проведения референдума по переходу на президентскую форму правления, считают себя вправе сегодня высказать свое мнение, и добавил: те, кто выступает против единства рядов АКР, уже не могут искренне находиться в составе этого каравана:

«Покинувшие этот караван останутся там, где находятся сейчас. Мы же продолжим наш путь. Главная наша задача не допускать ошибок, вынести урок из предыдущих ошибок», — заявил Эрдоган. Затем, намекнув на Гюля, добавил: те, кто прежде был в рядах АКР, а сейчас покинул их, не имеют права говорить о партии.

Но одной словесной перепалкой дело может не ограничиться. Ряд местных СМИ отмечает, что Гюль может выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2019 году. И вот это для Эрдогана весьма опасный сценарий: Абдулла Гюль, один из основателей АКР, оттянет на себя часть электората АКР — потенциальных избирателей Эрдогана.

Прошлые выборы в 2014 году нынешний президент выиграл в первом туре с минимальным перевесом — 51% голосов с небольшим, и при нынешнем раскладе, без поддержки со стороны приверженцев Гюлена, а теперь и Гюля, победа в первом туре становится проблематичной. Чем не преминут воспользоваться соперники и внутри АКР, и за ее рамками.

Для них суд над Заррабом и Атиллой — это настоящий подарок. Так что у Реджепа Тайипа Эрдогана действительно есть повод для беспокойства. Вопрос в том, есть ли у него выигрышная стратегия поведения с учетом новых вызовов.