За рубежом

Ереванское ДТП с политическим продолжением

dtp-avariyaНУРАНИ

ДТП — тема вечная. В мире каждый год их жертвами становится более миллиона человек — население целого мегаполиса. Понятно, что за каждым таким «автопроисшествием» — чья-то личная трагедия.

Но в реальности, увы и ах, в современном мире большинство инцидентов на дорогах внимания широкой публики не удостаивается. Исключение составляют разве что «резонансные ДТП», где. простите за цинизм, или число погибших окажется слишком уж впечатляющим, или обнаружатся среди виновных «примечательные личности».

Вот и в Армении обсуждают свое «резонансное ДТП». Утром 8 января в Ереване столкнулись автомобили марки BMW X6 и Toyota Corola. Сотрудник Дорожной полиции Армении Арег Давтян скончался в карете «скорой помощи». Другой пассажир Toyota — 34-летний Хачик Гаспарян — был доставлен в больницу.

Врачи боролись за его жизнь, однако полученные травмы оказались несовместимыми с жизнью, он скончался вечером 8 января. BMW после столкновения врезалась еще и в рекламный щит. Водитель машины скрылся с места аварии. В BMW было найдено несколько автомобильных номеров — в том числе российских. «Возбуждено уголовное дело, правоохранительные органы ищут предполагаемого водителя BMW», — оперативно передавали информагентства.

Вскоре СМИ, в том числе ереванский «Спутник», сообщили: житель Еревана, 26-летний Саркис Варданян, спровоцировавший в ночь с 7 на 8 января аварию, приведшую к гибели сотрудника Дорожной полиции Арега Давтяна, добровольно сдался правоохранительным органам. «В результате предпринятых разъяснительных работ житель Еревана Саркис Варданян явился в полицию спустя несколько часов после инцидента»,- сообщает пресс-служба полиции.

Здесь, наверное, можно было бы поставить точку. Но…

Уже по горячим следам аварии появились сведения, что автомобиль BMW водит сын умершего криминального авторитета «Чвчв Аро» — Саркис Варданян по прозвищу «Сакулик». И вот по этому поводу ереванская «Лрагир» замечает: «Считавшийся криминальным авторитетом Чвчв Аро был в свое время членом Совета старейшин Еревана и скончался в прошлом году. Он и его сын, по данным прессы, были замешаны в разного рода историях — авариях, разборках, в результате которых пострадали многие граждане. Сакулика в свое время даже лишили водительских прав, и он проходил по разным уголовным делам. Но он оставался на свободе, продолжал водить машину и вновь и вновь становился причиной аварий, в которых страдали граждане. Теперь выпестованный избирательным правосудием, безнаказанностью и «всевышним позволением» полицейских человек становится причиной аварии, в которой погибает полицейский».

Озаглавила же «Лрагир» свою статью весьма красноречиво: «Страшный удар для Вовы Гаспаряна». Поясним: Вова Гаспарян — это глава полиции Армении. Свой пост он занимает еще с ноября 2011 года и не без оснований считается в ереванском «бомонде» персоной весьма и весьма влиятельной. Особенно с учетом той роли, которую играет в Армении полиция в решении «деликатных политических вопросов», а проще говоря, готовности Гаспаряна давать «отмашку» своим офицерам на расправу над оппозиционными активистами.

Именно это влияние позволяло Вове Гаспаряну выходить сухим из воды в результате многих скандалов. Самый громкий разгорелся в июле 2016 года, когда боевики «Сасна Црер» взяли штурмом полицейскую базу в одном из районов Еревана и больше двух недель удерживали там заложников. Как напоминают профессионалы, любой «реализованный» теракт — это априори просчет «силовых структур», которые где-то что-то недоглядели и т.д. Но в случае с «Сасна Црер» были и другие неприятные обстоятельства.

Прежде всего, напомним еще раз: полицейская база — это не театральный зал, где проходит показ популярного мюзикла, не родильное отделение провинциальной больницы и не посольство. Это «силовой объект», где по идее должны находиться вооруженные люди. И если полицейскую базу террористы без труда взяли под контроль, а полицейские не оказали им должного сопротивления — это, будем откровенны, говорит о многом.

И это еще не все. Тогда же, напомним, террористы получили доступ и к кабинетам полицейского «начальства». И в кабинете командира захваченного полка ППС обнаружили весьма пикантные часы, которые СМИ тут же окрестили «часами камасутра». Нашлись и списки местных «дамочек с пониженной социальной ответственностью», которых полицейские «крышевали».

В полиции тут же представили официальную версию: «В функции ППС входит также предотвращение проституции, следовательно, неудивительно, что для осуществления данной функции ведется определенный учет». Для часов официальной версии не нашлось, и их просто оставили «за скобками». Положения Вовы Гаспаряна все эти пикантные артефакты не пошатнули.

Уцелел он и в другом скандале. Заняв в ноябре 2011 года пост главы полиции Армении, в январе 2012 года Вова Гаспарян объявил о создании особого подразделения, получившего неофициальное название «батальон ангелов», куда собрались отбирать наиболее благообразных, культурных, владеющих иностранными языками полицейских, в том числе и женщин.

В марте 2016 года батальон демонстрировали иностранным гостям. А в июле того же года в соцсетях активно «постили» фотографию, где на митинге в поддержку «саснацреровцев» сотрудница полиции с накачанными силиконом губами и профессиональным макияжем заламывает руку пожилой женщине. И еще с удовольствием позирует при этом. Героиню тут же опознали: Маргарита Карапетян, или Мага. До того, как поступить работать в полицию, она…была стриптизершей в клубе «Крэйзи». Имидж «ангелов» оказался безнадежно испорчен. Но Вова Гаспарян уцелел и тогда.

И вот теперь начальнику полиции предстоит новая «проверка на прочность». В Армении уже давно жизнью общества руководят не законы, а правила этакой «зоны шпаны». Где абсолютно не важно, кто с точки зрения закона прав, а кто неправ — куда важнее нюансы распределения влияния, «авторитета», соображений, «кто под кем ходит» и кто кому ближе. Из чего делается простой вывод: если Сакулика признают виновным и отмерят реальный срок — значит, в необъявленной подковерной «схватке за влияние» победил Вова Гаспарян.

Если же Сакулик вновь уйдет от ответственности, фальшивые номера в его машине признают мелочью, не достойной внимания, а в ДТП обувинят самих погибших полицейских — значит, начальник полиции уже не так силен, как прежде. А на носу — будущие кадровые перестановки 2018 года, когда ожидается нехилая «перезагрузка» политического поля в Армении, в том числе и его «подковерной» части. Здесь, по законам жанра, можно было бы сказать что-то вроде «гражданам Армении стоит запастить попкорном», но им сегодня на фоне бедности и разгула криминала вряд ли до популярного лакомства.