Культура и Общество, Эхо

Криминальная идеология 90-х возвращается в Азербайджан

Э.РУСТАМОВА

«После распада Союза популярность «блатной романтики» начала расти угрожающими темпами. Даже появились на книжных полках литература про воров в законе на разных языках, в том числе на азербайджанском. Об этом заявил в интервью Echo.az психолог Азад Исазаде.

«Среди молодежи стало модно использовать воровской сленг, набивать свои тела тюремными наколками. Наблюдалось массовое подражание «блатным»,» — сказал Исазаде.

По его словам, вокруг воровского мира, действительно, витает определенная романтика. Мол, воровская романтика тесно связана якобы со справедливостью.

«У таких людей налицо синдром Робин Гуда, который грабил только богатых и помогал бедным. Многие воры в законе пытались свои преступления оправдать добрыми мотивами, которые вызывали большие сомнения,» — отметил он.

«С момента распада Советского союза прошло 30 лет, и за это время число граждан, которые жили по воровским законам, заметно поубавилось. Тем не менее миф о блатном романтизме остался,» — говорит психолог.

«Не секрет, что мальчики в подростковом возрасте часто совершают поступки, находящиеся на грани дозволенного. Меняются жизненные приоритеты детей, драки и сквернословие — становятся нормой, начинают употреблять «блатной» сленг, вести себя развязно, грубо, учеба отходит на задний план, на переднем же — самоутверждение среди своих сверстников. Заводят знакомства с более старшими парнями. Авторитет родителей становится крайне низким для подростка,» — рассказывает Исазаде.

По его словам, та группа, в которую подросток попадает, оказывает на него максимальное влияние.

«Поэтому очень важно уберечь его от «блатного мира». Для этого нужно больше времени проводить с ребенком, знать его интересы и то, как проводит свое свободное время. Это элементарные правила, которые смогут уберечь ребенка от криминального мира», — отмечает Азад Исазаде.

«На мой взгляд, число молодежных блатных банд или группировок, которые занимаются торговлей наркотиками, рэкетом, вымогательствами, избивают детей, подростков и взрослых, в республике немного. Другое дело, что у нас много дворовой шпаны, которая терроризируют своих сверстников в своем районе. Кстати, стоит отметить похороны криминального авторитета, вора в законе «Ровшана Ленкоранского (Ровшан Джаниев — Авт.). Немыслимое количество граждан приняли участие в похоронном процессе. За гробом шла толпа в несколько тысяч человек, в основном это были молодые люди. А ведь на похороны далеко не каждого государственного деятеля, писателя или артиста Азербайджана приходит такое количество граждан. Это говорит о многом. Это один из элементов той романтики, которая витает вокруг воровского мира», — Азад Исазаде.

В свою очередь юрист Эльчин Гамбаров в беседе с Echo.az посетовал на то, что «90-е возвращаются, точнее криминальная идеология того времени повторяется».

«Телевидение играет не последнюю роль в формировании человека. Если постоянно демонстрируют фильмы про прелести воровской жизни, естественно, это откладывается на психике зрителя, то есть молодежи. У подростков появляется ложная мысль, что можно легко зарабатывать деньги, помогать родным и друзьям, словом, жить припеваючи. Но по телевизору не показывают, что 90% криминальных авторитетов погибают в молодом возрасте, их родные всю жизнь вынуждены покинуть страну или жить тайной жизнь, чтобы никто не бросал в них «камни», а легко заработанные нечестным образом деньги также быстро исчезают. Все эти нюансы в фильмах и передачах не раскрывают», — говорит юрист.

«Активность азербайджанской общественности тоже оставляет желать лучшего. Наблюдается полная деградация общественного вмешательства в дела молодежи. Школа, семья, общественность закрывают глаза на ненормальное поведение подростков. Никто не делает замечание, когда дети между собой нецензурно разговаривают. Общественность перекладывает эту работу на семью, а мамы и папы считают, что у них самый воспитанный ребенок во всей республике,» — говорит Гамбаров.

«А между тем сегодня в местах лишения свободы огромное количество молодых людей отбывают наказание. Большинство из осужденных избрали себе жизненный путь криминального авторитета. Сотни, если не тысячи подростков строят жизнь по «воровским понятиям». Масштабы, конечно, не такие большие, как, например, в России, где количество тяжких преступлений, совершенных подростками, стабильно высокое. Но тенденция в нашей республике идет по нарастающей. Победить в стране подростковые банды, огородить молодежь от блатной романтики можно, если Минкультуры, Минобразования и правоохранительные органы будут совместно работать в этом направлении», — сказал Эльчин Гамбаров.

Согласно официальной статистике, из общего числа 25-26 тысяч преступлений в Азербайджане ежегодно на долю несовершеннолетних приходится порядка 500-600 преступлений в год, то есть, около 5%. Преимущественно это кражи или же преступления, связанные с продажей наркотических средств.

Отметим, что в Баку действует социально-реабилитационный центр, расположенный в Сабунчинском районе, где принимают детей от 10 до 18 лет в качестве альтернативы предварительному заключению, а также детей, имеющих психологию преступников, либо находящихся под угрозой попадания в криминальный круг.

Детей в центр направляют из различных учреждений — полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти, Госкомитета по делам семьи, женщин и детей, офиса омбудсмена. Также действует и горячая линия, по которой часто обращаются сами родители.