За рубежом, Эхо

«Газовая война» — против Украины или всей Европы?

russia-ukraina-gas-energyНУРАНИ

В конце ХХ века, когда в австрийскую политику ворвался неонацист Йорг Хайдер, многие аналитики приводили и такое, достаточно неожиданное, объяснение взлета популярности его Австрийской партии свободы: Европе после десятилетий «больших коалиций» и попеременного правления «правоцентристов» и «левоцентристов» захотелось «чего-нибудь поострее и погорячее».

В результате в Австрии в политику врывался Хайдер, в Германии — бывший левый радикал, а потом глава партии «зеленых» Йошка Фишер…

Теперь эксперты с тревогой говорят о росте влияния «евроскептиков», в число которых входит и французский ультраправый «Национальный фронт» Марин Ле Пен, и голландские сторонники Вилдерса, еще одного политика, сделавшего ставку на ксенофобию…

Свои «евроскептики» есть и в Италии. Лидер главной оппозиционной партии Италии Луиджи Ди Майо, человек, которому прочат роль кандидата на пост премьер-министра политической партии «Движение пяти звезд», заявил, что он сохраняет возможность проведения референдума по вопросу членства в ЕС, в том случае если его партия выиграет выборы и не сможет убедить Брюссель в необходимости изменения некоторых экономических правил еврозоны. Точнее, в комментариях, сделанных на государственном телевидении в воскресенье, Луиджи Ди Майо пояснил, что хочет договориться о концессиях по управлению ЕС.

«Если мы добьемся успеха, Европа изменится, и нам не понадобится референдум по евро. В противном случае, мы спросим итальянцев, хотят они остаться в составе ЕС или нет», — сказал он.

Ранее в этом месяце Ди Майо сказал, что партия «Движения пяти звезд» не полностью отозвала идею референдума по евро, но назвала его «последним средством» для использования только в том случае, если будет невозможно смягчить правила управления ЕС. Комментарии партийного лидера появились за несколько недель до того, как парламент Италии, согласно прогнозам, будет распущен в преддверии выборов. Их намечено провести в начале следующего года.

Однако, по мнению аналитиков, эти выборы вряд ли приведут к явному лидерству одной из политических сил. Вероятно всего, что в нынешнем раскладе «Движение пяти звезд» станет крупнейшей отдельной партией в следующем парламенте, потому как сама эта партия уже неоднократно исключала возможность присоединения к любой коалиции. К тому же Италия только что представила новую избирательную систему, которая может стать препятствием для «Движения пяти звезд», поскольку в ней отдается предпочтение основным политическим блокам.

Но вот в чем дело. Партия «Движение пяти звезд», в числе прочего, стоит за протестами в итальянской Апулии против строительства трубопроводов ТАР и TANAP. И — любопытное совпадение! — выступает за снятие санкций с РФ.

Связи России с такого рода маргинальными группами — тема известная. Как и использование «евроскептиков» для выполнения разного рода деликатных поручений. «Высокопоставленный сотрудник парламентской группы Найджела Фараджа в Брюсселе был известен тем, что посещал российское посольство в Бельгии, а также обвинялся в организации клеветнической кампании против критика Кремля», — утверждает британская The Guardian, ссылаясь на свои источники.

«Два бывших сотрудника, работавшие в группе Фараджа «Европа свободы и прямой демократии» (EFDD) и поговорившие с нашей газетой на условиях анонимности, сказали, что высокопоставленный сотрудник аппарата группы — уроженец Мальты Кевин Эллул Боничи — был известен своими взаимоотношениями с российским посольством», — поясняет журналистка Стефани Кирхгесснер, чью статью цитирует «Инопресса».

«Эллул Боничи входил в небольшую команду, которая, как минимум, до 2015 года работала в администрации секретариата EFDD. EFDD не ответила на вопросы о его нынешнем статусе. Несколько источников сказали, что в тот период Эллул Боничи был близок к Фараджу», — говорится в статье. Фарадж остается главой EFDD. А как пояснили источники британского издания, «в июне 2015 года работающий в EFDD Майкл Макманус, один из старших помощников Фараджа, говорил им, что Эллул Боничи был частым посетителем российского посольства и поддерживал отношения с его сотрудниками».

А один из экс-членов аппарата группы подтвердил: «В июне 2015 года мне сказали, что у этого джентльмена были отношения с российским посольством в Брюсселе и что каждый раз, когда он возвращался из российского посольства, он приезжал с полным багажником пропаганды». «Эти слова подтвердил другой бывший сотрудник, который тоже, как он уверяет, слышал их от Макмануса», — добавляет издание.

«Эти новые утверждения прозвучали в тот момент, когда некоторые британские депутаты начинают вопрошать, не старалась ли Россия повлиять на голосование по «Брекзиту», — отмечает автор. Плюс ко всему в декабре 2014 года Эллул Боничи пришел в Европарламент и без разрешения распространил среди парламентариев экземпляры книги «Красная Даля». «Это весьма критическая биография Дали Грибаускайте, президента Литвы, критикующей Путина», — поясняет автор.

Но трубопроводная интрига — это уже явление другого порядка. Экспорт нефти и газа для России — это не только важная, точнее, основная статья дохода. Куда важнее использование экспорта нефти и газа как средства политического давления. Трубопровод «Северный поток-2» — пример классический. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на днях заявил, что «Северный поток-2» может стать смертельным для Украины.

«Мы считаем, что «Северный поток-2″ — крайне вредный проект, который угрожает безопасности Центральной Европы. Он может быть убийственным для Украины — нашего непосредственного соседа, так как в момент, когда Украина будет исключена из процесса транзита газа, ничто не помешает еще больше дестабилизировать ситуацию в этой стране», — приводит его слова «Газета.ру» со ссылкой на ТАСС.

Еще раньше посол США в Украине Мари Йованович заявляла, что «Северный поток-2» лишит Киев 2,7 млрд долл. транзитных доходов в год, что равно примерно 3% ВВП. А глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев говорил, что Украина намерена получить около 3 млрд от транзита газа в текущем году. Матеуш Моравецкий уверен также, что от новой российской трубы могут пострадать и другие страны. «Это проект, который одновременно укрепляет связи Германии с Россией, — напомнил польский премьер. — Это приводит к тому, что Польша вновь оказывается под угрозой диктата цены со стороны «Газпрома» и России».

Одними разговорами в мире не ограничиваются. США официально пригрозили санкциями европейским партнерам «Северного потока-2». В нефтегазовых кругах уже занервничали и пытаются новые барьеры обойти. Во всяком случае, в ходе своего визита в Москву министр экономики Франции Брюно Ле Мэр сообщил в эксклюзивном интервью обозревателю Business FM, что Франция готова пересмотреть схему финансирования проекта «Северный поток-2», а Total как ключевой инвестор в российскую экономику будет содействовать выводу российского газа с месторождения Ямал-СПГ на европейский рынок. Интерес понятен.

Франция является крупнейшим акционером Еngie, а Еngie, в свою очередь, участвует в проекте NordStream-2. Другое дело — степень политических рисков, в том числе и в связи с Украиной.

Наконец, в Европе уже один раз обожглись на российском газе — в середине «нулевых», и теперь создают альтернативы. Глава правительства Польши напомнил о терминале сжиженного природного газа в польском порту Свиноуйсьце и обратил внимание на важность переговоров о строительстве газопровода Baltic Pipe, который должен пройти через Данию и соединить территорию Польши с Норвегией.

До последнего времени в РФ надеялись на поддержку со стороны Германии. Но теперь и этот бастион если и не рухнул, то пошатнулся. Москву не на шутку напугало заявление официального представителя правительства Германии Штеффена Зайберта о том, что Берлину важно, чтобы реализация «Северного потока-2» не привела к ущербу для интересов стран, которых этот проект напрямую затрагивает.

При этом Зайберт назвал здесь Словакию и Украину, которая рискует уже в 2020 году лишиться своей газовой ренты, что на протяжении десятилетий обеспечивала Киеву большие валютные доходы. В Москве обратили внимание: Зайберт отметил, что Германия рассматривает этот тезис в качестве своей политической задачи, хотя сам газопровод «Северный поток-2» немцы считают чисто экономическим предприятием.

Комментируя это заявление, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин предположил: в этом дуализме мнений Штайберт выразил противоречие, которое сегодня существует в рамках германской политики по «Северному потоку-2».

Всем в Германии очевидно, что снижение зависимости от украинского транзита путем строительства альтернативного газотранспортного пути отвечает интересам национальной немецкой экономики, но, в то же время, в Берлине большое внимание уделяют и ценностным мотивам. Для РФ это плохая новость. Здесь делали ставку на немецкий «прагматизм», на деньги «Газпрома» и не сомневались: в Германии с РФ будут вести дела исключительно на основе все того же «прагматизма», слишком уж напоминающего пакт Риббентропа-Молотова. Но теперь уже в Германии общественное мнение явно «сдвигается».

Политические баталии вокруг газопровода «Северный поток-2» близятся к завершению. Он, по всей видимости, увеличит зависимость Западной Европы от российского газа — в то время как страны Восточной Европы постепенно от этой зависимости избавляются, пишет в статье на сайте Die Welt постоянный автор издания Герхард Гнаук.

«Сторонники «Северного потока» указывают на то, что для стабильного газового обеспечения Европы нужно строительство новых газопроводов. Диверсификацией источников энергоресурсов называют это те, кто поддерживает проект. Газопроводы должны при этом вести только в Россию, — говорится в статье. — «Диверсификация» — основополагающая ложь компании Nord Stream».

По мнению автора, существует два аргумента против того, чтобы Европа получала еще больше газа из России. «Во-первых, это в интересах Европы. Во-вторых, в интересах российского народа».

Что касается второго пункта, отмечает журналист, «то половина российского бюджета формируется за счет доходов от нефтегазового экспорта». Еще в 2009 году тогдашний президент, сегодняшний премьер-министр Дмитрий Медведев назвал нефть и газ российским «наркотиком».

«Nord Stream — это наркодилер. Только если будут идти деньги от экспорта энергоресурсов, сегодняшние московские правители смогут делать то, что любят больше всего: набивать свои карманы, тормозить реформы, расширять аппарат спецслужб, армии и полиции. Неужели все это в интересах России?» — задается вопросом Гнаук.

Что касается европейских интересов, то энергия «легко может использоваться в агрессивных целях», пишет журналист. Москва, советская или постсоветская, — чемпион в подобном ее использовании.

Германия «находится в зависимости от России не только в том, что касается поставок, но и увеличивает свою зависимость от российских концернов и олигархов в деле хранения «голубого топлива». Почти половина газовых резервов Германии частично или полностью находится в руках представителей России», говорится в статье.

Зигмар Габриэль, в прошлом министр экономики, сегодня исполняющий обязанности министра иностранных дел, — частый гость в Москве. «Примечательно, как часто он встречался с Алексеем Миллером, главой реализующего проект по строительству газопровода концерна «Газпром».

Автор выражает сомнения в том, что министр может свободно представлять интересы своего государства, когда «напротив за столом сидит его бывший шеф». Речь идет об ужине с Путиным, на котором присутствовал экс-канцлер Герхард Шредер.

Как продолжает автор публикации, на сегодняшний день «Украина полностью отстранена от прямых поставок газа из России. Польша и страна Балтии продвигаются в этом направлении. Так почему страны Западной Европы остаются в зависимости, от которой активно освобождаются из восточные соседи?»

По мнению журналиста, «интересы кучки концернов не должны определять нашу энергетическую политику. Германии и Европе можно было бы посоветовать либо давать добро на реализацию проекта «Северный поток-2″ только в рамках законодательства ЕС, либо вообще не допускать его строительства».

А это значит, что победа России в «газовой войне» еще далеко не гарантирована.