Политика, Эхо

МГ ОБСЕ и карабахский вопрос: новый подход на основе старой базы

mubariz-ahmadogluБ.САФАРОВ

«Можно констатировать установление странами-сопредседателями в нагорно-карабахском урегулировании нового подхода на основе старой базы». Об этом в рамках традиционного ежемесячного «Карабахского часа» заявил глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

Он напомнил, что главы делегаций стран-сопредседателей МГ ОБСЕ на министериале в Вене распространили заявление об урегулировании карабахского конфликта.

«Такое заявление распространяется каждый год на министериале ОБСЕ. Председательство Австрии в ОБСЕ прошло очень тускло с призмы конфликтов на пространстве СНГ, и в частности карабахского конфликта. Это связано с процессами внутри страны. Однако пассивное председательство Австрии не препятствовало совместному заявлению глав делегаций стран-сопредседателей. В заявлении упоминается, что встреча президентов 16 октября 2017 года в Женеве представлена как возобновление диалога,» — сказал политолог.

«Заявление, которое неоднократно озвучил президент Азербайджана Ильхам Алиев, было подтверждено со стороны глав делегаций стран-сопредседателей. Армения выдвигала соблюдение договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге в качестве условия для проведения диалога. Ильхам Алиев в ультимативной форме заявлял, что никакое условие не будет принято, и диалог будет начат. Встреча президентов в Женеве с этой призмы является новым качественным этапом в карабахском урегулировании», — добавил он.

При этом М.Ахмедоглу отметил, что термин «политическое урегулирование» официально введен в карабахское урегулирование.

«Политическое урегулирование» отличается от «мирного урегулирования». Могут быть предприняты определенные политические шаги в отношении уклоняющихся от урегулирования сторон. Также упомянуто то, что дальнейшие задержки только усложнят ситуацию и могут поставить под сомнение приверженность сторон достижению прочного соглашения. Это двусмысленный тезис. Азербайджан дал согласие на расширение миссии Каспршика, однако до сих пор является спорным вопрос территории, на которой будет локализована деятельность этой миссии. Они могут истолковать это как затягивание Азербайджаном урегулирования. Если учесть, что в заявлении отражено, что на встрече президентов в Париже также был обсужден вопрос уточнения списка пропавших без вести, то виновником является Армения», — пояснил глава ЦПИТ.

По его словам, в качестве отправной точки берется вопрос уточнения списка пропавших без вести по линии Международного Комитета Красного Креста, согласованного в октябре 2014 года во время встречи президентов в Париже.

«Президент Армении С.Саргсян не выступил против этого в Париже. Однако сразу после возвращения провел в окупированном Нагорном Карабахе самые масштабные и многочисленные учения армянских войск и сам лично участвовал в этих маневрах. Он приказал принадлежащим республике Армения вертолетам вторгнуться в Агдам. В результате, один из вертолетов был сбит», — напомнил эксперт.

«Уточнение списка пропавших без вести диктует два фактора, не устраивающих Армению. Во-первых, для определения территорий боевых действий, мест захоронений в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях азербайджанцы, которые были жителями этих территорий, должны посетить эти места. Это общение может увеличить доброжелательность местных армян к Азербайджану и вызовет у молодого армянского поколения подозрения в пропаганде С.Саргсяна. Во-вторых, по ДНК-анализу станет ясно, что большинство останков, изъятых из могил, принадлежат азербайджанцам. Таким образом фундамент пропаганды Армении по нагорно-карабахскому конфликту получит серьезный удар. Мир узнает правду,» — отметил Ахмедоглу.

«Помимо этого, шаблон Армении «Должны быть выполнены договоренности, достигнутые на встрече президентов в Вене и Санкт-Петербурге» в заявлении заменен тезисом «Должны быть выполнены договоренности, достигнутые на встрече президентов в Париже, Вене, Санкт-Петербурге и Женеве».

«Также приветствуется возобновление диалога между армянами и азербайджанцами. Этот диалог нарушен после депортации азербайджанцев Нагорного Карабаха со стороны армян. Сейчас самым большим препятствием для возобновления диалога является личное указание С.Саргсяна. Именно по этому указанию С.Саргсяна политизирован диалог азербайджанцев Нагорного Карабаха с армянами Нагорного Карабаха,» — сказал эксперт.

«Главная ответственность за прекращение карабахского конфликта возлагается на президентов Армении и Азербайджана. Другими словами, желание армян увидеть Нагорный Карабах в качестве стороны вновь получило серьезный удар. Термин «прекращение конфликта» также применяется в первый раз. Если обобщить все это, можно констатировать, что сопредседатели на основе старой базы создали новый подход. Можно предположить, что напряженная ситуация между США и РФ направлена скорее на решение нагорно-карабахского урегулирование, а не на торможение. Политическая воля стран-сопредседателей в направлении урегулирования нагорнокарабахского конфликта политическим путем налицо», — считает М.Ахмедоглу.

«Для Армении сложилась очень сложная ситуация. Если азербайджанская армия окажет поддержку политической воле стран-сопредседателей, то конфликт может быть урегулирован еще быстрее. Позиция России в нагорно-карабахском урегулировании является основным критерием, формирующим в Азербайджане отношение к этому государству. Мало кто знает, что нагорно-карабахский конфликт был начат со стороны США против СССР (России). По мнению большинства, нагорно-карабахский конфликт начала Россия, и именно она не позволяет решить конфликт; тем самым РФ держит под контролем Армению и Азербайджан. Происходящее в современной политике России укрепляет позицию людей с антироссийским мышлением,» — отметил Ахмедоглу.

По его словам, МИД РФ неоднократно делал заявления, в корне противоречащие друг другу.

«Президент С.Саргсян неоднократно отказывался от предложений В.Путина, что оставалось без должной реакции; несмотря на то, что В.Путин несколько раз выдвигал инициативу, потом не доводил до конца. Самый наглядный пример — встреча президентов в 2016 году в Санкт-Петербурге,» — сказал Ахмедоглу.

«Группа российских политиков, журналистов неоднократно посещали Нагорный Карабах. Это можно считать проделками армян России. Военную помощь, оказываемую Нагорному Карабаху армянами — гражданами России, можно связывать с армянским национализмом,» — считает он.

Тем временем высока вероятность создания в Армении террористических организаций по типу «Исламское государство» (ИГ),» — продолжил Ахмедоглу.

«Существует чрезмерно много подозрительных аспектов о нахождении 22 тысяч сирийцев в Армении. Не подтверждено, что все приезжие являются армянами. Среди них могут быть также представители других наций и религий. Также не доказано, что все прибывшие являются сирийцами. Возможно, среди них есть и граждане других государств,» — отметил политолог.

«США и ЕС потратили приблизительно 50 миллионов долларов в направлении пребывания сирийских армян в Армении. Приезд сирийских армян в Армению не происходит в рамках государственной программы «Вернись домой». Поэтому Армения, можно сказать, не выделяет средств для прибывающих из Сирии. Таким образом, в Армении собралась большая группа людей с боевыми навыками, участие которых в террористических группировках не исключено, и эта группа без каких-либо основательных причин финансируется со стороны США и ЕС,» — сказал он.

Как считает Ахмедоглу, США и ЕС своим отношением к беженцам в Турции наглядно показывают отношение к беженцам Сирии.

«В мировой прессе опубликовано достаточно материалов об отсутствии серьезной борьбы США против террористических акций на территории Сирии. В российской прессе даже была распространена информация об оказании помощи США ИГ,» — отметил он.

«В ходе последней президентской избирательной кампании стало известно о создании ИГ со стороны США. Чувствуется заинтересованность США в существовании таких организаций, как ИГ. США разрабатывают новые методы и варианты для борьбы против Ирана и России. Прибывшие из Ближнего Востока в Армению могут сыграть основную базовую роль в этой цели США,» — сказал Ахмедоглу.

«Сформированное в Армении ИГ может с легкостью перейти на территорию Ирана и начать там деятельность. Может нанести удар по военной базе России в Армении,» — отметил он.