За рубежом, Эхо

«Опасные гости» на улицах Еревана

НУРАНИ

«На сегодня все представляет угрозу, человек выходит из дому и не знает, вернется ли он или нет», — такую философскую фразу изрек на днях Эмин Маргарян, глава ереванского ООО «Дил Транс». А комментировал он пугающий инцидент. Армянский сегмент соцсети Facebook буквально взорвала фотография из городского автобуса в Дилижане: на снимке видно, как из некоего напоминающего факел приспособления в кабине водителя автобуса вырывается пламя, при этом, как отметил юзер, автобус, работающий на газовом двигателе, находился в движении, в салоне было предостаточно пассажиров, включая детей, а пламя не гасили даже на остановках, когда пассажиры, выходя из автобуса или садясь в него, задевали пламя одеждой.

Журналисты Panoramа.am обратились за разъяснениями в минтранс. Там отмахнулись: «Мы обслуживаем маршрут Ереван-Дилижан, на котором работают только новые микроавтобусы марки «Газель». А на снимке, скорее всего, запечатлен автобус с одного из внутригородских маршрутов, а это уже не входит в наши функции». В итоге выяснилось, что огнеопасный автобус принадлежит ООО «Дил Транс».

А его глава Эмин Маргарян, не мудрствуя лукаво, заявил в интервью Panorama.am, что водитель зажег огонь, когда автобус стоял, чтобы замерзшие двери отогрелись и открывались-закрывались. «Утром было очень холодно. Приблизительно от — 10 до — 12 градусов, автобус стоял, двери замерзли, водитель и отогрел, чтобы они открывались и закрывались, а то они не закрывались. Он это сделал, чтобы люди не мерзли, такое бывает во всех городах и во всех видах транспорта. Некоторые хотели устроить мне провокацию, и у них это получилось», — уверял Э. Маргарян, доказывая, что снимок «запостили» его недоброжелатели. А затем и выдал философскую фразу: «На сегодня все представляет угрозу, человек выходит из дому и не знает, вернется ли он или нет».

Но автобусы в Армении взрываются и горят не только из-за, пардон, головотяпства водителей. Вечером 25 апреля 2016 года, на следующий день после помпезных мероприятий в честь «геноцида армян», на одной из улиц столицы Армении взорвался автобус. Два пассажира погибли на месте, несколько человек получили ранения. Вскоре стало понятно, что в пассажирском автобусе в Ереване сработало взрывное устройство.

На месте происшествия нашли карту от мобильного телефона, она, как выяснилось, принадлежала одному из погибших, ранее дважды судимому. А у него дома при обыске уже обнаружили и тротил, и детонаторы, и многое другое. Правда, терактом взрыв не признали. Дескать, у «взрывника» был конфликт с родственниками, бомба предназначалась им, но сработала в автобусе.

В это объяснение, по совести говоря, и тогда верилось не очень. А когда летом того же года грянул захват полка ППС в Ереване террористами из группы «Сасна Црер», подозрения еще больше усилились.

А теперь в Армении вновь «запахло порохом». Местные спецслужбы вполне официально распространили сенсационную новость: в стране готовился теракт! «В результате проведенных службой национальной безопасности при правительстве Армении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий было установлено, что гражданин США, армянин по национальности Р.К. в сентябре 2017 года зарегистрировал в соцсети «Фейсбук» персональную страницу пользователя Martin Avagyan с ложными данными, посредством данной страницы он публиковал материалы о формировании группировки под названием «Бойцы за справедливость», о тактике действий группировки, дисциплине ее членов, правилах безопасности и конфиденциальности, — сообщает пресс-служба СНБ РА. — В тот же период времени посредством отмеченной персональной страницы распространялись также прямые призывы к насилию в отношении правоохранительных органов и других должностных лиц Республики Армения, осуществлению взрывов, поджогов и таким способом формированию атмосферы всеобщего страха».

По версии СНБ Армении, «Р.К. с целью дестабилизации ситуации в Армении, запугивания населения, формирования атмосферы страха, оказания незаконного давления на органы государственной власти, вербуя людей для убийства или нанесения тяжелых телесных травм правоохранительным органам РА, а также другим должностным лицам, осуществления поджогов, взрывов и других общественно-опасных действий, направленных на создание реальных угроз для отмеченных последствий, пытался сформировать преступное сообщество, сделав ее участниками граждан Армении, проживающих как на территории Армении, так и за ее пределами.

Помимо этого, посредством добытых доказательств было обосновано, что тот же человек посредством советов, инструкций, а также предоставления средств подготовил с помощью сообщников осуществление терактов на территории Армении». Теперь обвиняемый заочно арестован и объявлен в розыск. И так как «обвиняемый является гражданином США, проживает в США, выяснилось его место проживания, Генпрокуратура Армении передала отмеченные данные правомочным органам США с целью пресечения готовящихся преступлений».

По жестокой иронии судьбы, о раскрытии террористического заговора в Армении стало известно вскоре после того, как здесь торжественно отмечали юбилей Монте Мелконяна, профессионального террориста, который — какое совпадение! — прибыл в Армению из США.

Там, напоминают эксперты, в семидестые-восьмидесятые годы существовала отлаженная система отправки молодых местных армян в Ливан, чтобы те набрались «боевого опыта». Затем этот «боевой опыт» был применен против Азербайджана, где армянские террористы устраивали взрывы в рейсовых автобусах, в метро и на пассажирских поездах.

А потом стало понятно: террористы готовы использовать свои профессиональные навыки и в Армении. Как напоминает ереванский «Спутник», двадцать лет назад в Верховном суде Армении завершился один из громких процессов в новейшей истории страны — «Дело 31». Процесс продолжался год и 9 месяцев. На скамье подсудимых оказались лидеры партии «Дашнакцутюн», а также участники карабахской войны, в частности, Ваан Ованнисян и Манвел Егиазарян. Их обвиняли в попытке госпереворота, но в итоге осудили за незаконное хранение оружия и за призывы к силовому свержению власти.

Перед этим Армению уже потряс громкий процесс — «Дело «Дро». Именем генерала Дро — Драстамата Канаяна — называлась подпольная вооруженная структура партии «Дашнакцутюн». Именно подготовка к захвату власти в Армении силовым путем и послужила причиной к запрету деятельности дашнаков в 1995 году. Но те и в прямом, и в переносном смысле не стали складывать оружие. Свои действия подсудимые по «Делу 31» объясняли созданием новой общественно-политической организации в условиях запрета деятельности «Дашнакцутюн», основу которой должны были составить участники боевых действий в Карабахе.

И вот теперь, комментируя сенсационные заявления СНБ, ереванский «Первый информационный» напоминает, что «таких дел в Армении становится уже четыре: группировка из Норк-Мараша, захват полка ППС, дело «Иглы», а теперь и готовящиеся со стороны Р. К. теракты».

А «Голос Армении», в свою очередь, напоминает: «Судебные разбирательства по делу вооруженной группы, захватившей 17 июля 2016 г. территорию полка ППС, по делу группы Артура Варданяна (дело «Норк-Мараш»), а также приговор «экс-министру обороны Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Самвелу Бабаяну по делу «Иглы» породили многочисленные вопросы, и главный из них: «Есть ли связь между этими делами?» На данном этапе интерес к процессам отчасти обусловлен поведением трех лидеров предвыборного блока ОРО. Господа прервали все контакты друг с другом, они не встречаются, не разговаривают, ни один из них не проронил ни слова о судебном решении по делу Бабаяна».

Речь идет, напомним, о предвыборном блоке Сейрана Оганяна, Раффи Ованнисяна и Вардана Осканяна, с которым активно сотрудничал Самвел Бабаян. К тому же «газеты цитируют отрывки из телефонного разговора экс-замминистра обороны Ваана Ширханяна и главаря вооруженной группы Артура Варданяна. Запись была представлена в ходе судебного разбирательства и наделала много шума в СМИ. Ширханян и Варданян обсуждали планы по смене власти, при этом Ширханян говорил о том, что Сейран Оганян (в то время еще министр обороны) ненавидит президента, и если его снимут с должности, то через месяц он сформирует собственную партию».

«После оглашения записи телефонного разговора многие вспомнили о том, что в дни захвата территории полка ППС вооруженной группой под руководством Павлика Манукяна и Варужана Аветисяна не были задействованы армейские спецподразделения, вся операция по нейтрализации группы была возложена на органы нацбезопасности и полиции. Следует ли из этого, что уже тогда власть не доверяла Оганяну?» — вопрошает газета.

А затем переходит к главному: «Разумеется, проще все свалить на то, что Ширханян решил использовать Варданяна, как говорится, «втемную», а потому врал про свои контакты с Оганяном и про то, что министр так ему доверяет, что не скрывает даже своего недовольства властью. Только вот недовольство — это одно, а причастность к попытке госпереворота с физическим устранением президента, согласитесь, — совсем другое, а подобная попытка, скорее всего, и объединяет все 3 дела…». Теперь таких дел уже четыре. И Армения продолжает скатываться к гражданской войне по террористическому сценарию.