За рубежом, Эхо

Саудовская Аравия меняет имидж

А.ШАКУР

Эксперты и политики обсуждают очередную новость с тегом «Саудовская Аравия». По информации РИА «Новости», Меджлис аш-Шура (Консультативный совет) Саудовской Аравии предложил поправки в закон, отменяющие запрет женщинам работать судьями, о чем сообщил саудовский новостной портал «Аджиль» со ссылкой на осведомленные источники.

Источники издания пояснили, что предложение касается внесения поправок в 31-ю статью закона о судебной системе для отмены «дискриминации по полу» при назначении на должности, что открывает возможности для выпускниц факультетов права, шариата и документооборота стать судьями в судах общей юрисдикции в ближайшее время.

Это не первая «революционная» новость из королевства. Еще в октябре король Саудовской Аравии выпустил указ, который разрешает женщинам водить автомобиль, с 2018 года женщины королевства также получат возможность посещать спортивные мероприятия на стадионах страны.

Конечно, у многих эти новости вызывают ироничные усмешки. Но для Саудовской Аравии все это — революционные перемены и прямо-таки неслыханная дерзость.

Более того, «сдвиги» происходят не только в области прав женщин. Саудовская Аравия снимает 35-летний запрет на работу кинотеатров в рамках набирающих силу социальных реформ, пишет газета The Financial Times. Ранее власти страны приняли решение начать выдачу лицензий на управление кинотеатрами, в том числе коммерческим операторам.

Первые кинотеатры, как ожидается, будут открыты в марте 2018 года, заявил министр информации и культуры Саудовской Аравии Аввад Алаввад.

«Это переломный момент в развитии экономики культурного сектора, — отмечается в сообщении, опубликованном Алаввадом. — Открытие кинотеатров будет служить катализатором роста экономики и ее диверсификации».

Кинотеатры в Саудовской Аравии были под запретом с начала 1980 гг., когда в стране наблюдалось ужесточение исламских запретов. Но теперь в заявлении Алаввада говорится, что снятие запрета на кинотеатры является частью программы социальных и экономических реформ, реализуемой принцем Мухаммедом ибн Салманом.

Швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung иронизирует: «Чего только не разрешили в Саудовской Аравии! Чтобы пересчитать на пальцах все шаги правительства в сторону либерализации, предпринятые только в прошлом году, понадобятся обе руки». Так, женщинам разрешили управлять автомобилем, также они могут теперь посещать с мужчинами поп-концерты, спортивные и прочие мероприятия, в том числе проводимые на стадионах, заниматься йогой. Теперь им разрешили ходить в кино. Уже в марте можно будет посмотреть первые фильмы в кинотеатрах, передает издание.

«Одно за другим происходят изменения в Саудовской Аравии. Но можно ли их также считать реформами?» — задается вопросом газета.

По словам министра культуры и информации Саудовской Аравии Авада бен Салех аль-Авада, предложения кинотеатров будут подвергаться цензуре. «Прыжок в век большой свободы снабжен хорошими амортизаторами, устои общественного порядка не пострадают», — пишет автор, отмечая, что кино- и телеиндустрия проходят в Саудовской Аравии строгую цензуру, главное правило которой — недопустимость критики королевской семьи.

«Мухаммед, властный наследный принц Саудовской Аравии, меняет свою страну не потому, что в нем генетически заложена страсть к реформам, а потому, что он должен это делать. Мир отступает от нефти, Саудовская Аравия теряет деньги. Миллиарды тратят жители Саудовской Аравии в Бахрейне, ОАЭ и Омане, отправляясь туда на выходные, чтобы в местных кинотеатрах посмотреть новые голливудские блокбастеры. В будущем они смогут делать это и в родной стране», — отмечает Ульрих Шмид. Оправдается ли такой расчет, пока остается открытым вопросом, так как реформа Эр-Рияда приходится как раз на то время, когда молодое поколение больше склоняется к стриминговым видеосервисам вроде Netflix, чем к традиционному кинематографу.

«Кажется, что принц Мухаммед хочет сделать Саудовскую Аравию центром региональной киноиндустрии», — отмечает журналист. Удастся ли это, пока под вопросом. Так, египетский кинокритик Иосиф Фахим считает, что открытие кинотеатров в Саудовской Аравии подтолкнет производителей фильмов в регионе к работе в первую очередь на саудовский рынок, и они будут производить фильмы, которые проходили бы цензуру, передает издание.

Впрочем, появляются в Саудовской Аравии не только кинотеатры. Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд распорядился выделить 72 млрд риалов (19,2 млрд долларов) для стимулирования роста и развития частного сектора в стране в следующем году, сообщило Саудовское агентство печати (САП). По информации агентства, в рамках выделенного бюджета на сферу жилищного кредитования планируется ассигновать 21,3 млрд риалов (5,68 млрд долларов), на развитие экономических проектов — 10 млрд риалов (2,66 млрд долларов), на поддержку компаний, испытывающих финансовые трудности, — 1,5 млрд риалов (400 млн долларов). Кроме того, будет создан специальный государственный фонд для инвестиций в малый бизнес с капиталом 2,8 млрд риалов (746 млн долларов).

Здесь, пожалуй, надо напомнить: еще в 2016 году Саудовская Аравия разработала план экономических реформ «Видение 2030», автором которого является наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. План предполагает приватизацию доли в крупнейшей нефтяной компании мира Saudi Aramco, диверсификацию экономики страны, сокращение зависимости от нефтяных доходов, а также инвестиции в проекты в энергетике, инфраструктуре и технологиях по всему миру.

И теперь САП отмечает, что решение о стимулировании частного сектора принято в рамках осуществления программы «Видение 2030» и направлено на повышение конкурентоспособности национальных компаний, улучшение коммерческой и инвестиционной среды и усиление роли частного сектора в национальной экономике в целом. Также Саудовская Аравия учреждает новый банк, который будет заниматься проектами в области экспорта в королевстве. Об этом заявил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех.

По его словам, «экспортный банк будет поддерживать проекты в области промышленности и металлургии». Аль-Фалех также добавил, что уставной капитал банка составит 30 млрд риалов (около $8 млрд), сообщает ТАСС.

Наконец, власти Саудовской Аравии в четверг представили план поддержки частного сектора экономики, включая выделение средств на строительство жилых домов и предоставление налоговых послаблений малым предприятиям. Помимо этого, правительство направит средства на развитие широкополосных и оптоволоконных сетей связи, приводит агентство Bloomberg слова министра торговли и инвестиций страны Маджида аль-Касаби.

Общий объем программы составит 72 млрд риялов ($19,2 млрд), около 24 млрд риялов планируется потратить в следующем году. Она является частью четырехлетнего плана стимулирования экономики объемом 200 млрд риялов, который считается ключевым элементом стратегии развития Саудовской Аравии Vision 2030, указывает «Интерфакс».

Между тем, среди экономистов существуют сомнения относительно того, насколько эффективными окажутся предложенные меры. «У этих мер нет четкого механизма, и они главным образом состоят из кредитов и налоговых послаблений, — говорит старший экономист Abu Dhabi Commercial Bank Моника Малик. — С учетом слабости экономики, мы ожидаем, что спрос на кредиты в частном секторе останется низким. Самый главный вопрос — сколько именно составят правительственные расходы».

Помимо мер прямого стимулирования власти намерены реформировать законодательство для привлечения инвесторов. Например, в стране действуют сложные и запутанные законы в сфере банкротства, которые требуют упрощения и приведения в соответствие с международными нормами. По словам аль-Касаби, новый комплексный закон о банкротствах может вступить в силу в течение ближайших трех месяцев — черновой вариант соответствующего законопроекта уже был принят в среду.

«Неопределенность — враг инвестиций. Нам необходимо вернуть доверие инвесторов к Саудовской Аравии и ориентироваться на страны, которые имеют такие законы», — сказал министр. Словом, «нефтяное королевство» вступает в эпоху перемен.

Понятно и другое. В течение десятилетий Саудовская Аравия была воплощением «нефтяной роскоши». Но теперь здесь диверсифицируют экономику и развивают частный, он же ненефтяной, сектор.

Проще всего объяснить происходящее падением цен на нефть. Но вряд ли в Саудовской Аравии действительно обеспокоены потерей денег. Финансовая «подушка безопасности» королевства слишком уж внушительная. Скорее происходит другое: местные власти изрядно напугали процессы, которые называли и «арабской весной», и «жасминовой революцией».

Можно долго спорить, следует ли к ним относиться как к событиям со знаком «плюс» или «минус». Но в том, что мнение улицы игнорировать слишком опасно, в Эр-Рияде уже не сомневаются. Как и в том, что в стране, где вся власть и деньги от нефти находятся в распоряжении клана Аль-Сауд, накопилось изрядное количество недовольства. И теперь реформы, по планам властей королевства, должны помочь «выпустить пар» и предоставить кусок «ненефтяного» пирога тем, кому не достался «нефтяной».

Другой вопрос, выдержит ли столь стремительное реформирование архаичная система власти Саудовской Аравии.