За рубежом, Эхо

Баку-Тбилиси-Карс оказался важнее «геноцида армян»

НУРАНИ

Местное самоуправление с широкими полномочиями — это в современном мире важная составляющая социального управления.

Местные власти, все эти муниципалитеты, коммуны, мэрии и управы, учреждают и собирают свои налоги, финансируют строительство школ и поликлиник, решают, где разбить парк, какие установить на улицах фонари и какую плату взимать с владельцев частных домиков за вывоз мусора. Но вот вопросы внешней, политики местные власти не решают. В армянских кругах это, вроде бы должны знать неплохо.

Напомним: армянскому лобби ценой невероятных усилий удалось протащить через местные власти штата Калифорния закон, на основе которого удалось провести в жизнь масштабную аферу. Закон создавал возможность получить выплаты по страховым полисам, будто бы проданным американскими страховщиками анатолийским армянам накануне первой мировой войны. Их владельцев объявили «жертвами геноцида» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), срок по выплатам продлили, причем «мировое соглашение» со страховщиками составили таким образом, что часть выплат доставалась самим наследникам, часть — адвокатам. а часть — организациям, которые «защищали их права». То есть армянским лоббистам.

Словом, из американской страховой системы обещали «вытрясти денежки» в таких масштабах, что Арману Казаряну по кличке «Пзо», организовавшему вскоре, по оценкам американской же юстиции, крупнейшее в истории США мошенничество в сфере медицинского страхования, оставалось только нервно курить в сторонке. Но…вскоре решение калифорнийского суда было опротестовано.

Причем в подписанной генпрокурором США апелляции указывалось, что закон Калифорнии ошибочно позволяет судам «выносить решения на основании спорных политических вопросов, которые происходили в Османской империи почти сто лет назад». В переводе: калифорнийские законодатели банально вышли за рамки своих полномочий.

Но калифорнийский провал не останавливает армянских лоббистов, которые периодически громко объявляют о том, что очередные местные власти признали «геноцид армян».

Но недавно протащить такое признание попытались через районные власти грузинского Ахалкалаки. Депутаты районного собрания Ахалкалаки от оппозиционного «Альянса патриотов» из числа этнических армян обратились к своим коллегам с призывом признать «геноцид армян».

Список требований был солидным: почтить минутой молчания память жертв геноцида всех народов, против которых было совершено зверство, признать и осудить «геноцид армян» в Османской империи, попросить парламент Грузии последовать примеру многих развитых стран, признать и осудить «геноцид армян», совершенный в Османской империи, попросить депутата, избранного от Ахалкалаки по мажоритарной системе, во время пленарного заседания парламента внести на обсуждение вопрос о преступлении, совершенном против армянского народа, и, наконец, осветить все это в СМИ.

Но затея не удалась. Дурно пахнущую «инициативу» обсудили, но…проголосовали против. По мнению местных властей, этот вопрос следует поднимать после многоуровневых публичных обсуждений и согласованных в результате консультаций.

Только вот в чем дело. Подавляющее большинство такого рода «ЧП районного масштаба» случаются, когда местные армянские лоббисты пытаются доказать, что они не зря едят свой хлеб (ну или «хац») и продемонстрировать конкретные результаты своей работы тем, с кого на их содержание регулярно взимают «национальную дань». Потом, правда, послам приходится отдуваться в МИД Турции и доказывать, что официальная позиция их страны ни в коей мере не совпадает с мнением депутатов муниципального собрания какого-нибудь захолустного местечка.

Но в случае с Ахалкалаки отношения на государственном уровне накаляли вполне осознанно. Грузия и Азербайджан успешно сотрудничают в самых разных областях, от транспорта и коммуникаций до военной сферы, и это, по понятным причинам, не нравится Армении. Через Грузию в обход России идет из Азербайджана экспорт нефти и газа, а теперь и железная дорога, к которой проявляют интерес страны Центральной Азии, Афганистан и даже НАТО.

И это заставляет нервничать уже не только Армению, но и Россию, чьим форпостом и «инструментом» Армения является. И вот ведь какое милое совпадение: Ахалкалаки — это район компактного проживания этнических армян в Грузии. А еще железнодорожная станция на магистрали Баку-Тбилиси-Карс. Словом, самое «удобное» место для провокаций.

И теперь, когда армянская инициатива в Ахалкалаки провалилась, в беседе с корреспондентом Aysor.am ереванский эксперт по Грузии Джонни Меликян банально проговаривается: дескать, причина невключения в повестку заседания Районного совета Ахалкалаки вопроса об осуждении и признании «геноцида армян» — в серьезных отношениях Грузии с Азербайджаном и Турцией.

По его словам, пока Грузия находится в экономической зависимости от этих двух стран, армяно-грузинские отношения будут оставаться на этом уровне. Плюс ко всему, сей эксперт не ожидает реальных изменений в этом вопросе в ближайшие годы: «Если даже возникнет такая ситуация, то только в случае изменения статуса-кво в регионе, то есть если позиции Турции и Азербайджана ослабнут, сократятся нефтедоллары», — отметил он. Затем посетовал: «Грузия в этом вопросе очень сдержана. В ходе официальных визитов грузинские должностные лица обязательно посещают мемориальный комплекс «Цицернакаберд». Говорят, мы разделяем вашу боль, но вынуждены руководствоваться интересами страны».

А вот тут необходимо пояснение. Посещение «Цицернакаберда» само по себе еще не означает признания «геноцида армян». В том, что в 1915 году армянский народ пережил большую трагедию, сомнений нет. Как и в том, что армяне имеют полное моральное право чтить память погибших в тех событиях, а Армения как государство — включить посещение Цицернакаберда в государственный протокол. Но вот протокольные веночки в этом мемориальном комплексе еще не означают, что страна, чей представитель или посол эти веночки возложил, считает, что в 1915 году власти Османской империи намеренно уничтожали армян.

А копья, напомним, ломаются именно вокруг этого. Если трагедия 1915 года — это «резня», «межнациональные столкновения» и т.д., но государство никого специально не уничтожало по национальному признаку, то никаких претензий современной Турции предъяить уже не получится. А вот если протащить признание этих событий «геноцидом», то, как уверены в Армении и политической верхушке диаспоры, от Анкары можно потребовать и территорий, и материальных «репараций».

Серьезных доказательств за более чем сто лет пикировки и споров так и не было представлено, то, что тиражируется с армянской стороны, представляет собой малоубедительные и грубо сработанные фейки, но поддерживать оптимизм в согражданах надо. Вот и приходится раздувать до астрономических размеров протокольные цветы.

Другое дело, что вся эта мышиная возня Еревана по подрыву отношений Грузии с Турцией и Азербайджаном не остается незамеченной со стороны официального Тбилиси. Во всяком случае, местных наблюдателей не на шутку напугала отмена визита в Ереван премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили. В Тбилиси этот шаг аргументировали предстоящими изменениями в кабмине страны. В грузинских СМИ назывались разные причины — вплоть до ухудшения двухсторонних отношений.

В ответ в Армении принялись уверять: никакой угрозы нет, все в порядке, и вообще отношения в следующем году активизируются. Уже упоминавшийся выше Джонни Меликян заверил: «Визит однозначно не связан с армяно-грузинскими отношениями. Он перенесен на более поздний срок, так как не был утвержден официальный кабинет министров правительства Грузии». Только вот выходит как-то неубедительно. И Еревану уже давно пора задуматься о цене собственных провокаций на грузинском поле…если, конечно, решения принимаются в столице Армении, а не в Кремле.