За рубежом

«Мандариновая дипломатия» Лаврова и Налбандяна

НУРАНИ

В знаменитой повести Марка Твена «Принц и нищий», с которой на постсоветском пространстве дети знакомятся еще в средних классах школы, есть эпизод, где Том, нищий мальчик, оказавшийся в королевском дворце, колет орехи большой государственной печатью Англии. Нечто похожее происходит и сегодня в Армении, где продолжают обсуждать, по местной терминологии, «антиармянские выпады» российских журналистов. Кто-то пишет «открытые письма», кто-то клеймит на все лады российских пропагандистов. Есть и более радикальные предложения.

Так, в Армении уже заявил о себе некий «Фронт во имя государства Армения», который в своем заявлении потребовал, чтобы Армения приостановила лицензию на вещание телевизионных каналов «РТР-Планета», «Первый канал» и «Мир» «за национальную дискриминацию, посягательство на Конституционный строй РА, клевету и систематическую пропаганду иных отвергаемых законом деяний». Также авторы документа считают необходимым «принудить компании, предоставляющие услуги кабельного телевидения, прекратить ретрансляцию всех вышеупомянутых, а также каналов «НТВ», «Звезда», «Рен ТВ» и всех российских телеканалов, имеющих общественно-политическое содержание».

Активист новоявленного «Фронта» Армен Ованнисян в беседе с Первым Информационным не без хвастовства заметил, что подобное требование предъявляется впервые в истории Армении, и что его исполнение возможно только в случае мобилизации общественного мнения и создания атмосферы гражданской нетерпимости к российской пропаганде. «Не исключено, что в ближайшем будущем ВГТРК и другим ответственным органам будут направлены официальные обращения с требованием соответствующих действий. Важно, что мы четко демонстрируем свою позицию общественности, и у нас есть конкретные сторонники», — обещал Ованнисян.

Затем посоветовал: «Приходите на одно из этих ток-шоу, где не важно, они говорят об Армении, об Украине или США, запишем и пригласим психиатров, психологов, специалистов по пропаганде, адекватных граждан и попросим дать оценку. Оценка будет однозначной: это — ненормальное явление, там есть серьезная проблема. И даже если эти программы предназначены для их внутреннего использования, то почему мы должны есть ими приготовленную для внутреннего использования еду и переваривать ее? Тем более, если это не для нас».

После чего подвел итог: по его убеждению, закрытие российских телеканалов в Армении не поднимет особую истерию в России. Напротив, они попытаются пойти на компромисс с нами, найти разумное решение, но для этого Армения должна быть игроком, а не испуганным существом. «Представьте себе, что футболист на поле боится, что мяч внезапно может коснуться его, или что кто-то наступит ему на ногу. И встанет испуганно в углу и будет ждать, когда закончатся эти 90 минут. В этом случае эти 90 минут никогда не закончатся. И если мы входим в игру, мы должны играть достойно. Но для этого мы должны иметь государство Армению, иметь национальную власть», — заключил Ованнисян.

Насчет уровня российских телешоу спорить не будем. Другое дело, что такая экспертиза точно не помешает СМИ Армении — и электронным, и печатным, где зашкаливают и завышенная национальная самооценка, и прямо-таки пещерная ненависть к другим народам.

Показательно, что в те же дни Тигран Акопян, член Национальной комиссии по ТВ и радио Армении, на страницах все того же «Голоса Армении» тоже решил высказаться по поводу разгоревшейся в Армении дискуссии о российских СМИ. Как уверен господин Акопян, «сегодня, олагаю, надо говорить о нас, а не о них, потому что меня не менее удручают эмоциональные ответы армянской общественности на российские «телекартинки». Они очень часто состоят из гремучей смеси, казалось бы, никак не совместимых компонентов: невежества, русофобии, верноподданичества, комплексов, страхов, нравоучений, самобичевания, прямых оскорблений. Мы сами втягиваем себя в совершенно ненужный и вредный дискурс, состоящий из спорадических реакций на телевизор и телевизионных персонажей. И эти реакции заменяют профессиональный анализ».

После чего дал несколько действительно дельных рекомендаций, как надо поступать в такой ситуации. Во-первых, по его мнению, необходимо «просто перестать писать открытые письма (а теперь и снимать телеобращения) из армянского далека в Россию: президенту, премьеру, депутатам, телечиновникам, «фальсификаторам истории», «моральным уродам», «истинным друзьям армянского народа». Подобная форма изложения мнения или выражения возмущения ставит нас в положение бьющих челом холопов (с каким бы изяществом, достоинством или сарказмом эти эпистулы ни писались). Челобитные всегда шли и идут снизу вверх, но никак не наоборот. Казаки-то писали письмо турецкому султану, Зорий Гайкович — самому Путину, но обратной связи не было никогда. И не будет».

Во-вторых, «перестать назидательно и нудно объяснять российской власти и народу, в чем состоит их интерес, кого россиянам надо любить и против кого вместе дружить. Сами разберутся, сами решат, ошибутся — сами будут держать ответ. К тому же непрошеный советчик сродни назойливой мухе, от которой в лучшем случае брезгливо отмахиваются».

В-третьих, убежден господин Акопян, не следует «к месту и не к месту перечислять заслуги армян в российской истории: о вкладе в победу в Отечественной войне, в искусство и науку. Перестать ссылаться на подтверждающие «нашу правоту» фирманы султанов и указы императриц. Сыпать цитатами из превозносящих достоинства армян известных авторов. Во-первых, это сильно раздражает, даже если в подобных утверждениях есть толика правды. Во-вторых, на всякую цитату всегда найдут «антицитату» не менее известных авторов про «изворотливый, трусливый, предающий, неблагодарный народ». Точно так же не стоит «требовать беспрекословной верности и соблюдения комфортных для нас ментальных канонов, «зова крови», «генетической ответственности» и прочей, извините, ерунды от российских граждан с армянскими фамилиями».

Советует он и «перестать кичиться своей древностью, мудростью. Очень-очень древние китайцы являют миру образцы новейших технологий, умение работать, но не ходят по европейским столицам в майках с изображением Великой Китайской стены. И выигрывают. Совсем молодые эстонцы являются мировыми лидерами в области цифровых общественных услуг (так называемое цифровое государство). А очень-очень древние греки доигрались своей древностью и цивилизационностью до страны-банкрота. Если мое предложение кажется антинациональным, посмотрите, пожалуйста, потрясающий советский мультфильм «Самый, самый, самый».

И самое главное, «не приписывать себе статус жертвы (кажется, Бродский советовал), а потом требовать неукоснительного соблюдения правил милосердного отношения к этой жертве. Жалеть, может, и будут, даже на нужды что-нибудь подкинут из сострадания, но уважать и считаться точно не станут, так что нещадно вычеркивайте из своих текстов устоявшиеся идиомы из серии «многострадальный армянский народ».

Здесь, конечно, нелишне поинтересоваться, каковы шансы, что рекомендации господина Акопяна будут услышаны и хотя бы приняты к сведению. На мифы об армянской исключительности, древности и многострадальности, как и о том, что весь мир несет перед Арменией особые обязательства, здесь «завязано» слишком много, от идеологизированного искусства до дипломатии. Только вот важно другое. Письмо Акопяна, при всех его несомненных достоинствах, появилось как раз в то время, когда, судя по многим признакам, кампанию по метанию ядовитых стрел в адрес российских каналов в Армении решено прекратить. Тем более, что сами эти каналы уже льют патоку в адрес Еревана прямо-таки в масштабах нефтепровода «Дружба».

Только вот даже не это самое главное. Просто попробуем ответить на вопрос: почему в Армении нескольким высказываниям в российских СМИ уделили такое беспрецедентное внимание?

Ответ слишком ясен, пусть даже в Ереване его не озвучивают. Армения находится в слишком сильной зависимости от России — настолько, что здесь прекрасно осознают: любое, даже малейшее недовольство РФ будет иметь для Еревана катастрофические последствия. И самое страшное, ключевые решения могут приниматься без участия Армении. Так что остается Еревану отслеживать оттенки заявлений в российских истеричных ток-шоу, а потом замирать от ужаса: это «язык поскользнулся» или Армения больше не форпост, и ей предложено выбираться самой? Без единого реального шанса выбраться?

И вот на этом фоне на полях 24-го заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) в Вене глава российского МИД Сергей Лавров начал встречу со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном с шутки. Как написала в Facebook официальный представитель ведомства Мария Захарова, глава МИД РФ заметил: «Мандарины абхазские».

Перед дипломатами действительно стоит корзинка с цитрусовыми. Только вот шутка получилась с намеком: Армения уже давно существует в «статусе Абхазии». Россия вроде бы признает ее независимым государством, но дальше номинального признания суверенитет Армении не простирается. Такая вот «мандариновая дипломатия» в продолжение российских ток-шоу.