Культура и Общество, Эхо

Азербайджанский Парламент 1918 года — первый на мусульманском Востоке

az-parlament-1918

О.БУЛАНОВА

В декабре 2018 г., исполнится сто лет, как в Азербайджане впервые на мусульманском Востоке было успешно создано парламентское правление. Раньше такого даже представить себе было невозможно! В начале ХХ в. мусульманский Восток всем западным миром рассматривался как нечто отсталое, где не то что парламентскую республику организовать, а гораздо более простое новшество внедрить невозможно.

Однако мусульманский мир уже нес в себе зачатки кардинальных преобразований. Среди основных направлений, влияющих на характер общественно-политического развития в мусульманских странах того времени, можно было выделить два направления пути развития: исламское и светско-демократическое — по европейскому типу.

В случае с первым, который опирался на традиционные представления мусульман о политической власти и формы общественного устройства, где в качестве руководящей силы выступало духовенство, демократическая форма мироустройства в ее различных вариациях была представлена социалистами, националистами, либералами и т.д. Это не могло не отразиться на судьбах мусульман, проживающих на территории Российской империи.

Азербайджан, на тот момент входивший в состав Российской империи и населенный, как и сегодня, преимущественно мусульманами, тоже не остался в стороне от этих процессов. Это был крайне непростой период, одним из значимых результатов которого стали создание и открытие парламента, что заложило начало традиций европейского парламентаризма в истории азербайджанского народа.

За несколько месяцев до принятия «Декларации независимости» интересы азербайджанцев представлялись в Закавказском сейме. Азербайджанские политические партии получили в этом органе сорок четыре места — в соответствии с количеством мест, полученных при голосовании для избрания во Всероссийское Учредительное Собрание от Закавказья.

Двадцать седьмого мая 1918 г. на чрезвычайном заседании депутатов-азербайджанцев было провозглашено следующее: «Собрание всех бывших членов Закавказского сейма — азербайджанцев — единогласно решило взять на себя бремя правления Азербайджаном, провозгласив себя Временным Национальным Советом Азербайджана».

Председателем Национального Совета был избран Мамед Эмин Расулзаде. Образование Национального Совета Азербайджана можно считать первым шагом, сделанным в сторону становления парламентской республики.

На следующий день в Тифлисе было принято решение о провозглашении независимости Азербайджана. При двадцати четырех голосах «за» и двух воздержавшихся на заседании Национального Совета была принята «Декларация независимости».

В Шестом пункте данного документа мы читаем: «До созыва Учредительного Собрания во главе управления всем Азербайджаном стоит Национальный Совет, избранный народным голосованием, и Временное правительство, ответственное перед Национальным Собранием». Это дает нам представление о том, каким образом национальные силы стремились организовать парламент в будущем.

Главой временного правительства был назначен видный государственный деятель Азербайджана Фатали хан Хойский, ставший первым премьер-министром в истории Азербайджана.

Переезд деятелей Национального Совета в Гянджу с целью продолжить борьбу за независимость уже на территории Азербайджана омрачается началом политического кризиса, разразившегося в июне 1918 г. Члены Национального Совета 17 июня 1918 г. принимают решение о самороспуске.

Формирование нового правительства возлагается на Ф.Хойского. Одной из задач, поставленных перед ним, являлось «принять незамедлительные меры с целью созыва Учредительного Собрания Азербайджана в течение ближайших шести месяцев».

Причиной принятия такого решения послужила напряженность между сторонниками демократического развития и независимости Азербайджана и так называемыми «илхагистами». Последние были представителями клерикальных и частично помещичьих кругов Азербайджана, которые были сторонниками слияния Азербайджана и Турции в одно государство.

Скорее всего, это диктовалось нежеланием потерять свое политическое и религиозное влияние над населением, а демократические и религиозные реформы, которые хотели провести в жизнь деятели Национального Совета, назывались илхагистами «слишком радикальными».

Немаловажную роль здесь играло их влияние на Нури-пашу, прибывшего на помощь местному населению, и пропаганда, нашедшая отклик среди самых малообразованных слоев населения. Практически добровольный роспуск Национального Совета был результатом преобладания в умах национальной интеллигенции национальных интересов над личностными.

Это позволило загладить противоречия между клерикалами и демократами и сконцентрироваться на выполнении главной на тот момент задачи: освобождение Баку от большевиков силами Кавказской Исламской Армии под предводительством Нури-паши.

Вскоре после освобождения Баку 15 сентября 1918 г. и переезда туда правительства 17 сентября пришлось столкнуться с новыми реалиями: в результате поражения на полях Первой мировой 30 октября 1918 г. Османская империя подписывает Мудросское перемирие, одним из пунктов которого было выведение своих войск с Кавказа, который объявлялся сферой влияния Великобритании.

Османы были единственными союзниками национальных сил в борьбе за независимость Азербайджана, которых правительство лишилось. На этом фоне весьма примечателен тот факт, что уже при первых контактах с британским командованием генерал Томсон назвал азербайджанское правительство «интригой турецкого командования».

Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, было принято решение о создании временного парламента. Собравшийся после пятимесячного перерыва 16 ноября 1918 г. Национальный Совет в связи с чрезвычайными обстоятельствами и невозможностью в данной ситуации созвать Учредительное Собрание, решил преобразовать себя в Парламент. Комиссией по выработке законов был подготовлен закон об образовании Азербайджанского Парламента, который и был принят Национальным Советом 19 ноября 1918 г. Этот шаг был предпринят для создания коалиционного правительства, что было одним из основных требований британского командования в Баку.

В частности, в законе об Азербайджанском парламенте говорилось следующее: «Учитывая многонациональный состав населения… строго пропорционально удельному весу в национальном составе населения Азербайджана были предусмотрены специальные квоты в парламенте. Из расчета один депутат на каждые 25 тысяч населения 120 депутатских мест в парламенте были распределены следующим образом: мусульманское население — 80, армяне — 21, русские — 10 и немцы, евреи, грузины и поляки — по одному месту».

Выборы в однопалатный парламент предполагалось провести следующим образом: «Основной костяк парламента составили 44 члена бывшего Национального Совета, еще 36 депутатов-мусульман избирались от городов и уездов из числа бывших национальных комитетов. В тех уездах, где не было городского самоуправления и национальных комитетов, депутаты могли избираться съездом представителей сельских обществ». Выборы в парламент проводились тайно.

Седьмого декабря 1918 г. в АДР открылся первый на мусульманском Востоке Парламент. Председателем его был избран Алимардан бек Топчибашев, его заместителем — Гасан бек Агаев. В Парламенте было представлено 11 фракций и групп.

Деятельность Парламента регулировалась «Наказом Азербайджанскому Парламенту». Согласно Наказу заседания Парламента проводились на азербайджанском языке. Представителям других национальностей разрешалось выступать на русском языке. Состав Парламента претерпевал изменения, но общее число депутатов не превышало ста человек.

Уже новое правительство под председательством Ф.Хойского сформировалось 26 декабря 1918 г., а 28 декабря с декларацией выступил генерал Томсон. В декларации говорилось: «Ввиду образования коалиционного азербайджанского правительства под председательством Ф.Хойского объявляю, что союзное командование будет оказывать полную поддержку этому правительству как единственной местной законной власти в пределах Азербайджана».

Тем самым правительство добилось признания со стороны Британского командования. Во многом это признание было продиктовано наличием у британцев определенных политических и экономических интересов, где основное место занимал интерес к бакинской нефти.

Деятельность Парламента была обращена к решению социально-экономических и финансовых вопросов, обеспечению политической и территориальной неприкосновенности республики. За время деятельности Парламента (17 месяцев) на его рассмотрение поступило свыше 270 законопроектов, из них 228 были утверждены. За это время было проведено 145 заседаний; из-за отсутствия кворума не состоялось лишь 15.

Парламентом был принят ряд прогрессивных законов, способствующих развитию демократических ценностей в стране. Например, были приняты законы о гражданстве (уравнивающие в правах всех граждан Азербайджана, независимо от национальности, пола и религии), о всеобщей воинской повинности, о печати, об учреждении Национального государственного банка, об открытии Бакинского государственного университета (первого университета европейского типа на мусульманском Востоке).

Был принят также избирательный закон, дававший возможность голосовать не только мужчинам, но и женщинам. Кроме этого, Парламент официально отстранил религиозные круги от политической деятельности, строго ограничив их влияние только духовной сферой.

За четыре месяца до печально известного 28 апреля 1920 г. члены партии «Мусават» и группа беспартийных (всего 12 человек) собрались в кабинете Ф.Хойского. Присутствовали и министры-мусаватисты во главе с премьером Н.Усуббековым.

На этом совещании была предложена программа, один из пунктов которой гласил: «Распустить Парламент и предоставить правительству самые широкие полномочия во внешней политике и обороне страны». Далее предлагалось «назначить выборы в Учредительное Собрание через шесть месяцев».

Это было вызвано крайне неустойчивым положением правительства, частыми политическими кризисами из-за межпартийных раздоров, что мешало заниматься нормальной государственной работой и обороной страны.

К сожалению, этим изменениям не суждено было сбыться: тяжелая международная обстановка вкупе с вышеперечисленными причинами привела к вторжению советской Красной Армии в Азербайджан и оккупации страны, начавшейся 28 апреля 1920 г. В итоге власть перешла в руки большевиков. Последнее заседание Парламента прошло 27 апреля, где и было принято решение о передаче власти — во избежание лишнего кровопролития.

Обращаясь ныне к опыту первого Азербайджанского Парламента, нельзя забывать, что его политика и деятельность зарождались в суровых, крайне неспокойных условиях, отсюда и драматизм многих событий, просчеты и упущения. Определенную напряженность в работу вносило и отсутствие парламентского опыта. Но не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает…

Первому же истории мусульманского Востока Парламенту европейского типа удалось сделать очень много! Так что, несмотря на все просчеты и ошибки, а также на столь короткий период его существования Парламент оставил значительнейший след и положил начало традициям европейского парламентаризма в Азербайджане.

По материалам Фарида Мургузова