За рубежом

НАТО меняет «балтийский расклад»

НУРАНИ

СМИ Швеции обсуждают неожиданный инцидент. На улице Фолкунгагатан в южной части Стокгольма одному из прохожих стало плохо. И, как сообщает газета Aftonbladet, здесь неожиданно появился… реанимационный автомобиль с российскими номерами. В своей публикации издание сослалось на снимок очевидца — о появлении скорой сообщил в своем Twitter Монс Юханссон. На размещенном им снимке можно увидеть людей в одежде медиков с надписью «Петербургская неотложка», которые оказывают помощь лежащему на тротуаре человеку. На заднем плане также видна машина с надписью на русском «Реанимация» и российским регистрационным номером «Т427ЕЕ 178».

«Я подумал, «неужели русская неотложка проехала все это расстояние сюда? И почему она оказалась в южной части города, когда здесь что-то происходит?» — отметил Монс. По его словам, он разместил снимок, чтобы понять, «знает ли кто-то что-нибудь», но пока не добился результата. В комментариях под его записью высказывались различные версии произошедшего, включая съемки фильма и принадлежность реанимобиля российскому посольству в Стокгольме. В полиции также не смогли объяснить происхождение российской скорой. «Кажется, что никто ничего не знает, — отметил представитель местной полиции Виктор Адольфсон. Он отметил, что «это немного странно».

Разгадка, однако, вскоре появилась. Оказалось, что прохожий, почувствовавший себя плохо на одной из улиц Стокгольма, действительно был спасен российскими врачами из частной скорой помощи «Петербургская неотложка». Об этом рассказала представитель владеющей частной скорой компании Ольга Опимах, уточняет ТАСС. Бригада «Петербургской неотложки» приехала в Стокгольм для оказания услуги по перевозке пациента из шведской столицы в Петербург. Проезжая по городу, врачи заметили прохожего, лежавшего на дороге. «Увидели, что человеку стало плохо. Наша бригада не могла проехать мимо. Они остановились, оказали первую помощь, передали пострадавшего в руки скорой помощи города Стокгольма. (…) Они наши герои», — сообщила Опимах.

Возможно, все это осталось бы просто «необычным происшествием», если бы не политический фон происшествия — рост опасений в связи с агрессивностью РФ.

Напомним: накануне в Брюсселе прошло заседание совета министров иностранных дел стран НАТО. Еще до встречи было объявлено, что руководители внешнеполитических ведомств стран Североатлантического альянса на последней в этом году встрече в Брюсселе обсудят сдерживание России, ситуацию вокруг КНДР и в Афганистане, а также проблемы противодействия гибридным и кибернетическим угрозам.

Министры провели отдельную встречу, посвященную «политике открытых дверей» НАТО, на которой обсудили меры поддержки государств, выразивших стремление вступить в альянс. Еще одна сессия была посвящена развитию отношений с ЕС и не входящими в НАТО европейскими партнерами — Финляндией и Швецией, где речь, в частности, шла о гражданских аспектах безопасности, включая антитеррор и киберугрозы.

Переговоры, судя по появившимся сведениям, прошли успешно. Главы МИД стран НАТО решили, что согласованная альянсом политика обороны и диалога в отношении России является эффективной, альянс намерен и дальше совмещать сдерживание и оборону с переговорами, заявил генсек организации Йенс Столтенберг.

«Мы договорились, что наш подход в отношении России, согласованный на саммите в Варшаве в 2016-м — оборона и диалог — является эффективным. Мы усиливаем коллективную оборону, оставаясь открытыми к диалогу. Мы сохранили в силе экономические санкции и используем военные линии коммуникации», — сказал Столтенберг, комментируя итоги обсуждения отношений с РФ главами МИД стран-членов альянса.

По его словам, министры «договорились по мере подготовки к саммиту в июле следующего года продолжить укреплять сдерживание и оборону, продолжать вести добросовестный диалог и поддерживать партнеров в Восточной Европе». Кроме того, главы МИД ЕС и НАТО определили три приоритетных сферы сотрудничества: развитие военно-транспортной инфраструктуры в Европе, усиление обмена информацией по антитеррору и повышение роли женщин в этих организациях и военных операциях, заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг по итогам первой рабочей сессии встречи глав МИД НАТО с участием верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини и министров иностранных дел Финляндии и Швеции.

«Быстрое перемещение сил и средств критически важно для НАТО, поэтому мы должны вместе развивать транспортную инфраструктуру, порты и аэропорты. Необходимо эффективное сотрудничество между ЕС и НАТО в сфере военной мобильности, в том числе при трансграничном перемещении сил и средств», — отметил Столтенберг.

«Мы также договорились значительно усилить обмен информацией в сфере борьбы с терроризмом», — продолжил он.

«Наконец, мы договорились вместе повышать роль женщин в наших организациях и военных операциях», — заключил генсек. В свою очередь Могерини добавила, что страны ЕС и НАТО определили 34 новых проекта для реализации по этим направлениям.

Говоря о новых вооружениях и военных возможностях ЕС и НАТО, Столтенберг заявил, что они должны быть в равной степени доступны обеим организациям.

«Новые вооружения и военные возможности, которые будут создавать ЕС и НАТО, должны быть взаимодополняющими, совместимыми, они должны быть в равной степени доступны обеим организациям. Все министры согласились с этим», — подчеркнул Столтенберг.

Генсек альянса подчеркнул, что, развивая сотрудничество в сфере совместного использования вооружений и техники, ЕС и НАТО должны стремиться «избегать принципов конкуренции».

Только вот в чем дело. Швеция и Финляндия, две последние «внеблоковые страны» на Балтике, входят в ЕС, но не являются членами НАТО. И здесь тоже растут опасения в связи с российской угрозой. В Стокгольме с тревогой говорят о возможности захвата, к примеру, острова Готланд, усиливают собственную оборону. А многие политики уже призывают к сближению с НАТО. Швеция до последнего времени хранила нейтралитет, но теперь здесь понимают: рядом с такой непредсказуемой страной, как Россия, нейтралитета может и не хватить. Еще больше тревоги в Финляндии, где не забыли, что однажды уже подверглись российской агрессии.

Так или иначе, вопрос Швеции и Финляндии весьма пристально рассматривался в ходе недавней встречи министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе.

При этом в Стокгольме и Хельсинки до заявлений о готовности вступить в НАТО еще не «дозрели». Но не заметить, как развивается ситуация, уже не получается. Более того, именно в Швеции и Финляндии в ближайшее время развернется и весьма острая «борьба за влияние» между Россией и НАТО на фоне возросшей напряженности. Известный московский «ястреб», президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов прямо заявляет, что на данном этапе ни о каких позитивных сдвигах в отношениях России и НАТО говорить не приходится.

«Когда мы говорим о НАТО, то надо иметь в виду, что альянс сегодня подчинен Вашингтону. И пока не будет улучшения отношений между США и Россией, вряд ли можно говорить и об улучшении отношений с НАТО. А сейчас ни Европа, ни США не готовы идти на улучшение отношений с Россией. Мы знаем, кто такой Столтенберг, что такое Военный комитет НАТО, Главное командование войск НАТО в Европе — главные там американцы. И даже если будут какие-то консультации, то вряд ли к каким-то прорывам в плане улучшения отношений это приведет. Скорее всего, этого не будет», — сказал Леонид Ивашов в эфире радио Sputnik.

После чего весьма прозрачно дает понять, что России сегодня важно развивать сотрудничество с нейтральными странами, которые пока не приняли решения о вступлении в альянс. «В Финляндии, Швеции сейчас идут очень сложные процессы. Американцы там присутствуют и продавливают общественное мнение, в том числе, пугая Россией, чтобы жители этих стран высказались за вступление в НАТО. И сейчас наша задача — работать с этими странами, расширять мир и доверие. Надо убеждать их, что нейтральный статус сегодня — самый выгодный для них с точки зрения и безопасности и развития экономики», — считает военный эксперт.

А это уже серьезно. Потому как гарантиями коллективной обороны, в отличие от стран НАТО, ни Швеция, ни Финляндия не располагают. А вот интерес Москвы к ним растет. И это по-настоящему опасно. Выражение «горячая точка» появилось в мировом политическом лексиконе еще в годы «холодной войны». И относилось оно по большей части к странам «третьего мира», где и разворачивалась основная борьба за влияние между Западом и СССР. И самое удивительное, что на рубежах «холодной войны» реальная ситуация вовсе не «полыхала».

И когда в 2009 году неизвестные захватили в Балтийском море сухогруз Arctic Sea, эксперты недоумевали: как это так? Подобные вещи могли происходить в Аденском заливе, на Ближнем Востоке, но никак не на Балтийском море. Сюда, правда, выходили и страны НАТО, и страны Варшавского договора, и нейтральная Швеция, и весьма близкая к СССР Финляндия, здесь проходили военные учения, но внешне обстановка оставалась вполне спокойной.

Теперь же рост напряженности на Балтике заметен невооруженным глазом. И Россия не только продолжает «накачивать оружием» свой анклав — Калининградскую область, но и намерена «повлиять на ситуацию» в Финляндии и Швеции. Другое дело, что у нее здесь не будет той же свободы рук, что и в Украине.