Точка зрения

«Допинг для рейтинга»

НУРАНИ

Эти две новости на лентах информагентств появились с минимальным «разрывом»: Владимир Путин наконец объявил, что он будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2018 года. А еще несколькими часами ранее в центре внимания российской аудитории была совсем другая новость — РФ отстранили от зимних Олимпийских игр в корейском Пхенчхане.

Причина известна: та самая государственная программа применения допинга. Министр спорта России Виталий Мутко, его заместитель Юрий Нагорных от присутствия на Олимпийских играх отстранены пожизненно. Олимпийский комитет России лишен аккредитации. На Играх не будет ни одного чиновника Минспорта РФ.

«Чистым» российским спортсменам, не уличенным в употреблении допинга, выступать разрешили, но только под «нейтральным» олимпийским флагом с пятью кольцами. Какая-либо демонстрация российской символики на олимпийских объектах во время соревнований запрещена. Правда, есть шанс, что российский триколор появится на церемонии закрытия, но это очень слабое утешение. Нет даже ясности, разрешат ли использовать символику своей страны российским болельщикам.

Это не просто обидно и оскорбительно. Это по-настоящему унизительно. Санкции МОК рассчитаны и прописаны таким образом, чтобы «чистые» спортсмены от Олимпиады все-таки не были отлучены, а главный удар пришелся на чиновников от спорта. Но именно чистые спортсмены оказались сегодня в России в самом опасном и «угрожаемом» положении.

Владимир Путин, президент РФ, как бы не призвал к бойкоту Игр и даже пообещал не препятствовать тем, кто решит ехать, но отметил: решать самим спортсменам. Есть сведения, что в ближайшее время состоится собрание российских олимпийцев, и там будет принято решение, как поступить.

Ситуация и в самом деле непростая, особенно для спортсменов. Олимпиада — главный «старт». Она проводится раз в четыре года. Немало тех, кто подошел к Играм на пике формы, для кого это главный, лучший, а быть может, и единственный шанс получить олимпийскую медаль. И что теперь делать? Отказаться? И упустить главный шанс в жизни? Отправиться в Корею в статусе «олимпийского атлета из России»? Выступать, зная, что на финише не будет ни флага, ни гимна твоей страны? И еще попасть под неминуемую атаку со стороны профессиональных патриотов, тех, кто ни с какой стороны не спортсмен, но зато лучше всех знает, как родину любить?

Только вот при этом за кадром остается нечто очень важное. По «горячим следам» решения МОК глава пресс-службы МИД РФ Мария Захарова назвала решение МОК о недопуске российской сборной к Олимпийским играм в Пхенчхане «планом Б» по изоляции России.

По ее версии, «лобовая попытка изоляции России, которая была объявлена как «поход на Россию», рассыпалась, никакой изоляции не получилось, а желание, силы и возможности остались». И вдруг теперь Владимир Путин меняет тональность и признает: да, некие «ошибки с нашей стороны» имели место. Это еще не капитуляция, не «сознанка». Но и отказ от прежней глухой обороны в стиле, пардон, «я не я, и подмененная проба мочи не моя». Характерный «сдвиг позиции».

А думающие аналитики в самой России, включая, например, Андрея Епифанцева, уверены: государственная программа применения допинга — вовсе не вымысел.

Поясним. Допинг в мировом спорте применяется уже достаточно давно. На применении запрещенных препаратов ловили спортсменов многих стран. Аннулировали результаты, лишали медалей, дисквалифицировали, в том числе и пожизненно. Но одно дело — «самодеятельность» на уровне самого спортсмена, который что-то вычитал в Интернете, там же, в Интернете, заказал, принял и «попался».

И совсем другое, если речь идет о разветвленной сети, с участием, вернее, соучастием спецслужб и других госструктур. Как это и происходило в РФ. За бюджетные деньги за границей приобретались дорогие и сильнодействующие препараты, которые еще надо было ввезти в страну. Разрабатывались схемы, как их принимать и не попадаться. Спортсменов подробно инструктировали. За их здоровьем следили (и не могли не замечать тех «сдвигов», которые неизбежно вызывает допинг, особенно у женщин).

С участием, вернее, соучастием ФСБ подменяли тесты, фабриковали фальшивые анализы, так, чтобы они максимально походили на настоящие…Такую операцию без государственного участия просто невозможно организовать.

Но когда все начало вскрываться, когда появился фильм немецкого журналиста Хайо Зеппельта, а затем — расследования уже в рамках МОК, в России заученно повторяли: никакой программы нет, все обвинения — заговор и инсинуации. Пока дело не дошло до массового лишения медалей за Сочи, отстранения от Игр сначала летней параолимпийской, а теперь и зимней олимпийской сборной.

И теперь, когда в РФ начали задавать неприятные вопросы, не следует ли призвать к ответственности министра спорта РФ Мутко, главу Олимпийского комитета России Жукова и т.д., которые все это допустили, Путин и заявил о своем желании идти на выборы 2018 года.

Ожидаемая сенсация. И прямо-таки классический «отвлекающий маневр», умелое «переключение внимания». Тем более, что рейтинги высоки, реальных конкурентов не прослеживается, народная поддержка гарантирована, так что можно не бояться. Только вот…

Здесь, пожалуй, нужно немного отвлечься от темы. Раскладывать на «составляющие» популярность того или иного политика — это примерно то же самое, что судить о вкусе изысканного и сложного в приготовлении блюда исключительно по списку необходимых ингредиентов.

Но вряд ли для кого-то новость или секрет, что не последним по важности «допингом для рейтинга» Путина была убежденность, что именно Владимир Владимирович после политических уступок времен Горбачева и Ельцина вернул России статус сверхдержавы. При Путине, уверяют пропагандисты, ушли в прошлое бедность и неустроенность «девяностых» и наступила пусть относительная, но все же сытость. Наконец, не последнюю роль играли и спортивные успехи.

Причем речь ни в коей мере не шла о школьных стадионах или строительстве плавательных бассейнов — в центре внимания был «спорт высоких достижений», с медалями, «кричалками» в стиле «О-ле, о-ле, о-ле! Россия, вперед!» и звездами «шоу-бизнеса» из «групп поддержки» российской сборной, которые приезжали на Олимпийские игры по квоте олимпийских комитетов других стран СНГ, прежде всего Центральной Азии.

Но была у всего этого и невидимая сторона.

В «лихие девяностые» в эфир вышел очередной выпуск «Ералаша», где толстенького ухоженного мальчика старательно воспитывает вся семья: «К чему ты стремишься? Мы в твоем возрасте досыта не ели!» Дед мечтал уйти на фронт и бить немцев, не менее упитанная мама хотела стать балериной, тщедушный очкарик папа — космонавтом…А сын, как оказалось, мечтает стать…мафиози. После чего шел видеоряд: рынок, где главный герой в образе рэкетира, с телохранителем в темных очках за спиной, собирает дань с торговцев, два появившихся милиционера от одного его взгляда предпочитают убраться подальше…Лепота! Но вдруг гремит взрыв, и в открытое окно влетает главный мафиози района, у которого только что сработала в «мерседесе» бомба — с перемазанным копотью лицом, в дымящемся костюме…И советует: «Мечтай стать космонавтом! Или балериной!»

«Ералаш» — конечно, комедия и гротеск, но нравы «девяностых» и тогдашние представления о хорошей жизни передал он весьма четко.

Пропутинские пропагандисты не устают твердить: именно благодаря Владимиру Владимировичу в России ушли в прошлое «нравы лихих девяностых».

Но вот статус сверхдержавы в Кремле, судя по всему, многие понимали примерно так же, как этот герой «Ералаша» представлял себе сладкую жизнь «мафиози». В Кремле не сомневались: Москва точно так же, как рэкетиры на рынке — торговцев «неславянской национальности», может обирать соседние страны, и прежде всего на юге Евразии. Заводить в своем окружении, пардон, «шестерок», которые будут выполнять «грязную работу».

И самое главное, что все законы, ограничения и обязательства существуют для кого угодно, но не для России, такой сильной, влиятельной, духовной, нравственной и «вставшей с колен». В Кремле были уверены: современные западные политики просто не в состоянии принимать жестких решений. И стоит только намекнуть, постараются смотреть в другую сторону, как «прикормленные менты» на вещевом рынке.

И первоначально все вроде бы получалось. Запад не видел в упор, как при помощи российских военных частей, действующих «от имени» Армении, идет силовой захват территорий Азербайджана, не замечал событий в Приднестровье, и даже агрессия против Грузии в 2008 году сошла России с рук.

В Москве верили, что можно без труда десантировать «вежливых людей» в Крым и потом уверять, что российских солдат в Крыму нет. Потом признаться, что они там были, но точно так же уверять, что вот на Донбассе их точно нет.

И когда президент Украины Петр Порошенко на важных международных форумах демонстрировал даже военные билеты россиян, убитых и попавших в плен на Донбассе, в Москве уверяли: «российских солдат там нет, и вообще, где доказательства?» Сегодня так же требуют «доказательств» уже от МОК.

Спорт, как известно, должен быть вне политики. И формально допинг- расследование МОК никак не связано ни с Крымом, ни с Донбассом. Но в основе и допинг-скандала, и санкций, наложенных на РФ, лежит по сути дела одно и то же — уверенность нынешних обитателей Кремля, что законы написаны для кого угодно, но не для них.

Только вот…в 2014 году «сработала бомба в «мерседесе»». Казалось бы, надежная и налаженная система дала сбой. Аннексию Крыма со стороны РФ мир уже не «проглотил». И оказалось, что никакого «особого мандата» на нарушение международного права у России нет. Что против нее тоже могут вводиться санкции. Что РФ может вылететь из «восьмерки», куда с таким трудом вступила.

И теперь «политические козыри» Путина обнуляются с той же скоростью, что и российские олимпийские медали в Сочи. Вместо титула «вставшей с колен сверхдержавы» Россия внезапно обнаружила себя в статусе мирового изгоя. Санкции и раздутые военные расходы, официальные и не очень, куда сильнее, чем падение цен на нефть, ударили по экономике России. Реальный уровень жизни россиян стремительно падает. Теперь «посыпались» и спортивные достижения.

А тем временем на носу выборы. И Путину нужен «допинг для рейтинга». Поднять экономику? Нереально. Успехи в спорте? «Договорившись» с Блаттером, Москва заполучила Чемпионат мира по футболу, но вот «золото» не светит.

Можно было «набрать рейтинг» на зимней Олимпиаде, и перед ней вроде бы даже начали собирать «Putin team» из известных спортсменов, но после провала в МОК эта инициатива выглядит не очень презентабельно. А значит, остается геополитика. И реляций об освобождении Сирии от ИГ для укрепления пошатнувшихся позиций недостаточно. А значит, Путину, вполне возможно, понадобится новая «маленькая победоносная война».

Только вот сегодня, после «крымнаша», цена вопроса для Москвы может оказаться куда выше, чем это представляют в Кремле. Просто потому, что мир мало похож на вещевой рынок времен «лихих девяностых». Даже если эти самые «лихие девяностые» еще продолжаются у кого-то в головах.