За рубежом, Эхо

Ереван предупредили об экономической цене дружбы с ЕС

НУРАНИ

Подписание страной важного международного соглашения — априори горячая тема дискуссий и комментариев. Другое дело, что вести эти дискуссии можно по-разному. Одни досконально рассматривают плюсы и минусы подписанного соглашения, права и обязанности, из него вытекающие… Другие наслаждаются политическим флером, а когда первая волна впечатлений от «самого факта» проходит, хватаются за голову: «Это что же мы такое подписали?»

Вот и в Армении эйфория, связанная с подписанием 24 ноября соглашения о расширенном партнерстве с ЕС, идет на убыль. И начинается более-менее трезвый анализ: а что же Армения подписала в Брюсселе?

Ереванская «Лрагир» задается вопросом: почему Россия все же позволила Армении этот документ подписать? «Нет сомнения, что при противодействии России не то что соглашение не было бы подписано, но и в случае его подписания весь этот корпус власти проглотил бы язык и спрятался по углам» — не без оснований полагает газета.

Известная своей любовью к конспирологическим теориям «Лрагир» рассуждает о том, что «изменилась ситуация», что Запад едва ли не заставил Россию войти в Сирию (?!! — Н.), но при этом оставляет за кадром главное: соглашение, подписанное в Брюсселе, никоим образом не приближает Армению к Европе и не меняет ее статус российского вассала.

Да и сама Россия не то чтобы снижает степень поддержки своего сателлита, в том числе и в таком деликатном вопросе, как целевые кредиты на приобретение оружия. Армения предварительно договорилась с Россией не разглашать список приобретаемого оружия, заявил в парламенте Армении во вторник первый замминистра обороны Армении Артак Закарян, на обсуждении проекта оборонного кредита от России. Кредитную линию до 100 миллионов долларов Армения сможет использовать в 2018-22 годах. На эти деньги Минобороны Армении сможет финансировать до 90% оборонных контрактов по российским вооружениям, указывают в Ереване.

Российская сторона упоминала, что должна публиковать данные о поставках оружия. Но армянская сторона достигла предварительной договоренности о неразглашении, подчеркнул Закарян. Соглашение должно заработать быстрее, чем предыдущее, в 200 миллионов долларов. Тогда договариваться о покупках начали уже задним числом. На это ушло почти два года. А теперь сначала провели переговоры и только потом запросили кредит, подчеркнул замминистра.

«Так что, предварительные заказы уже есть, на вооружение регионального значения. С российской стороны мы задержек не ожидаем. Потому что отдельной ратификации там не предполагается: кредит автоматически войдет в госбюджет России на 2018 год», — пояснил Закарян.

Иное дело — экономика. Как передает Tert.am, российский политолог, главный редактор информационного агентства REGNUM Модест Колеров накануне в беседе с газетой «Жоховурд» тоже решил прокомментировать подписание соглашения Армения-ЕС и реакцию на него в СМИ.

«Соглашение Армения-ЕС во внутреннем аспекте является проблематичным, оно не будет выполнено, если же начнет выполняться, то это станет концом армянской экономики. Любой противник, враг Армении пожелает, чтобы это соглашение было. Я уверен, что власти Армении относятся к данному соглашению не как к бумаге или азбуке, которую следует реализовать буква в букву, а как к политической декларации, которую не собираются полностью выполнять», — сказал он.

В переводе: подписав соглашение и получив от этого политические дивиденды, в Армении выполнять его не собираются. Более того, и Россия, судя по заявлению Колерова, не собирается компенсировать своему сателлиту потери от дружбы с ЕС.

Конечно, от заявления Колерова проще всего отмахнуться. И еще пафосным тоном произнести, что Европа, с ее развитой экономикой и огромным инвестиционным потенциалом, теперь, после подписания соглашения…

Но шансы Армении с ее зажатым положением, коррупцией и криминальной диктатурой привлечь европейские инвестиции равны нулю. Более того, в реальности капитал из Армении выводится. Абсолютные цифры не очень, но еще недавно 400 миллионов долларов инвестиций в год здесь считали весьма и весьма большой удачей.

А теперь… За первые девять месяцев этого года чистый приток иностранных инвестиций в экономику Армении составил отрицательную величину -866.2 млн. драмов. В аналогичный период прошлого года этот показатель был положительным и составлял 28.8 млрд. драмов, пишет газета «Айкакан жаманак». «Если говорить образно, то за девять месяцев в Армении отмечается не приток иностранного инвестиционного капитала, а отток», — отмечает издание.

Нарастают и социальные проблемы, прежде всего рост цен на потребительские товары. Вначале представители правящей верхушки попытались сделать вид, что ничего не происходит. Бывший заместитель министра труда и социальных вопросов, член парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Джемма Багдасарян не знает о том, что в Армении подорожали товары первой необходимости.

«Вы видели серьезный анализ относительно роста цен?» — заявила Джемма Багдасарян, отвечая в парламенте на вопрос журналистов о подорожаниях.

На замечание, что о росте цен на товары первой необходимости было официально объявлено, депутат РПА отреагировала: «Возможно, некоторые товары подорожали, не могу сказать, что это приятно, но я не читала анализа о том, что в целом зафиксирован рост цен».

Затем все-таки пришлось реагировать. Подорожание ряда продуктов на рынке Армении обоснованное, заявил журналистам председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции РА Артак Шабоян, добавив, что вопросы ценообразования касаются деятельности ГКЗЭК лишь в тех случаях, когда речь идет об имеющих монопольное положение хозяйствующих субъектах.

По его словам, на данный момент речь идет о проверке цен на масло, бензин и яйца, поскольку на этих секторах рынках задействованы крупные компании.

А. Шабоян отметил, что цены на масло периодически повышались с сентября прошлого года, поднявшись от 2480 драмов до 4500 драмов, то есть налицо подорожание на 80%. Однако, как заверил глава ГКЗЭК, рост цен обусловлен тенденциями на мировом рынке и цена на масло резко повысилась во всех странах. По словам Шабояна, основное подорожание на рынке бензина было зафиксировано еще начиная с августа с.г., в сентябре бензин подорожал на 20 драмов, а недавно — еще на 10 драмов, то есть зафиксирован 7-8% рост. Глава ГКЗЭК отметил, что по результатам исследований выяснилось, что данное явление в основном обусловлено повышением цен на закупку.

Цены на яйца за последний месяц также повысились. По словам Шабояна, речь идет о подорожании на 5-6 драмов, не более того, и то, что публикуется в большинстве случаев, абсолютно не соответствует реальности, данная проблема обусловлена сезонным спросом на яйца.

«Обычно в конце каждого года происходит повышение сезонного спроса на яйца, и в это время местные производители либо увеличивают объемы производства, либо импортируют продукцию. Просто импорт со стороны хозяйствующих субъектов в этом году несколько затянулся. Но по имеющейся у нас информации, на данный момент продукция импортируется, посему нет поводов для беспокойства. Данная проблема в скором времени будет урегулирована», — отметил он.

Шабоян сообщил, что, согласно исследованиям ГКЗЭК, не зарегистрировано случаев проявления недобросовестной конкуренции. Вышеотмеченные три сектора рынка постоянно находятся в центре внимания Госкомиссии, заверил он. Возможно, все действительно так и есть, и причины для подорожания вполне объективные. Только вот происходит все в стране с нулевым запасом финансовой прочности. И тут цена вопроса куда выше. Так что «билет в Европу» оказался Армении просто не по карману. Во всех смыслах.