За рубежом

«Крымский скандал» в Чехии

А.ШАКУР

В мире существует множество видов географических карт. Есть карты физические — с обозначением гор, равнин, рек и т.д. Есть карты экономические, «климатические», те, где обозначена плотность населения… И, конечно же, карты политические, те самые, где указаны контуры и границы стран. Именно эти политические карты очень любят вклеивать на первые или последние страницы справочников, «ежедневников» и т.д.

И именно такие вот политические карты чаще всего становятся поводом для громких скандалов. На сей раз полыхнуло в Чехии. Отличился здесь крупнейший чешский перевозчик — «Чешские железные дороги». Он ежегодно публикует дневники, которые направляются поставщикам, профсоюзам и политикам в декабре.

И как теперь сообщают «Крым.Реалии» со ссылкой на чешское издание Tyden, крупнейший в Чехии перевозчик «Чешские железные дороги» предложил местным поставщикам, профсоюзам и политикам дневник с картой ИГИЛ и Крымом в цветах соседней России.

«Новые дневники «Чешской железной дороги» на следующий год вызвали волну недоумения; они полны несоответствий и спорных территорий. Создатели карт не забыли включить, например, так называемое «Исламское государство», которое не признано ни одной страной… Например, Крым, который оккупирован Россией уже более трех лет, закрашен разработчиками в цвета России, которые они также применили к нему», — указывает газета.

По данным издания, карта была создана издательством «Kartografie Praha», и профсоюзы «Чешской железной дороги» одобрили ее. В Праге, конечно же, спохватились. Главный исполнительный директор «Чешской железной дороги» Павел Кртек приостановил распространение дневников, пишет издание.

Строго говоря, «Чешские железные дороги» — не единственные, кто допустил такой географический ляпсус. В минувшие выходные Британская общественная телерадиовещательная организация ВВС — опубликовала анонс городов чемпионата по футболу 2018 года, в котором оккупированный украинский Крым тоже был обозначен как часть России. На это обратил внимание пресс-секретарь Европейской службы внешнеполитической деятельности Адам Казновски на своей странице в Twitter.

«Почему эта карта изображает Крым как часть России? Крым был незаконно аннексирован. Он является частью Украины в соответствии с международным законодательством, и должен быть признан соответствующим образом», — цитировали его украинские информагентства. Посол Великобритании в Украине Джудит Гуф на своей странице в Twitter отметила: «Подозреваю, что это невинная ошибка, которую, я уверена, BBC исправит. Крым — это Украина». Видео в самом деле быстро удалили.

В середине ноября в центре скандала оказалась The New York Times. 11 ноября на ее страницах была опубликована статья «В путинском мосту в Крым будет больше символизма, чем движения по нему», посвященная строительству моста через Керченский пролив. Газета проиллюстрировала ее фрагментом карты, где оккупированный Крым закрашен так же, как и территория остальной России.

При этом, правда, присутствовало указание, что это спорная территория. Официальный представитель Министерства иностранных дел Украины Марьяна Беца пообещала, что ведомство обратится в редакцию The New York Times. «Крым не является «спорной» территорией. Это временно оккупированная территория Украины. Оккупант известен — РФ. Обратимся в NYT. Ошибки должны быть исправлены», — заявила она.

В The New York Times попытались оправдаться. Появление в материалах The New York Times карты с Крымом, обозначенным как спорная территория в составе России, соответствует стандартам издания и не означает признания позиции России по этому вопросу, заявил в ответе РБК представитель газеты Даниэль Родес Ха.

«The New York Times придерживается последовательного подхода к обозначению на карте территории, которая является спорной, оккупированной или по каким-либо причинам дискуссионной. Это всегда является деликатной проблемой. Мы считаем, что наша карта и наша история дали четкое и точное описание ситуации в Крыму.

Что касается карты, то Крым был четко обозначен как спорная территория. Этот подход с точки зрения содержания никоим образом не предполагает принятия российской позиции. Если бы статус и будущее региона не оспаривались, мы бы вообще не писали эту историю. The Times широко освещала Украину и ситуацию в Крыму», — говорится в ответе. Впрочем, насколько убедительно все это звучит — вопрос открытый.

Есть, конечно, версия, что чешские железнодорожники просто допустили оплошность, что карта была скачана из Интернета, и «детали», что и как на ней закрашено, просто ускользнули из внимания. Достаточно вспомнить популярные в журналистской среде рассказы о выдающихся газетных «ляпсусах»: перед тем, как попасть к читателю, газета проходит через множество рук и глаз, но, тем не менее, пропустить что-то вроде «Доблестные сталинские сапоги» вместо «Доблестные сталинские соколы» умудрялись не раз. Наконец, вполне возможно, что железнодорожники «у себя» пользуются картами, где обозначены границы фактического контроля. Просто этот «рабочий документ» по чистой случайности попал в подарочный дневничок.

Только вот все это звучало бы вполне убедительно, если бы не наличие у Чехии такого президента, как Милош Земан. Тот самый, который готов признавать Крым российским, предлагает «выкупить» его у Украины в обмен на газ, отправляется в Россию на парад 9 мая 2015 года и т.д.

И вот это уже куда серьезнее, чем кажется. Несколькими днями ранее журналистка Анна Немцова в The Daily Beast, на которую ссылалась ИноПресса, рассказала о двух демонстрациях, прошедших в Праге в честь «бархатной революции», завершившей правление коммунистов в стране. На улицы города вышли чешские демократы и чешские крайне правые активисты.

«Снова, как в ушедшие годы, Прага оказалась разделенной между ищущими будущее на Востоке и теми, кто уверенно движется в сторону Запада», — отмечала Немцова. Она побеседовала с пражским активистом-демократом и борцом с фальшивыми новостями Романом Макой, сотрудником чешской НКО «Европейские ценности». «Эта группа отслеживает пропагандистские кампании, многие из которых проходят под руководством прокремлевских игроков», — сообщает журналистка.

«Борьба за правду и европейские ценности может быть рискованным делом даже в мирной Праге в наши дни. Мака получает угрозы от чешских пользователей Facebook, обещающих отрубить ему голову, убить его, застрелить или повесить, желающих ему умереть от рака», — передает Немцова.

«Большая часть ненавистников ЕС и Чешской Республики любит Путина и Трампа, — заявил Мака. — Они симпатизируют авторитарным режимам. Путин — лучший лидер, какого они только могут выбрать. Они надеются, что он разрушит ЕС и накажет Запад».

«Наблюдатели группы «Европейские ценности» насчитали не менее 30 веб-сайтов, распространяющих протрамповскую и пропутинскую пропаганду, теории заговора и сфабрикованные материалы на чешском языке», — указывает Немцова. После чего продолжает: «Но российское влияние не сводится к периферическим веб-сайтам. Оно очевидно на самом верху чешского правительства».

Как отмечает Немцова, «тысячи чехов следили за мейнстримными новостями о недавнем путешествии своего президента Милоша Земана по России. Земан назвал политику ЕС «глупой», а антироссийские санкции — «лицемерными»».

Она отмечает и другое: «Критики московского влияния отмечают непропорционально большое количество дипломатов в российском посольстве. В прошлом году только в Праге их было до 140 человек и еще сколько-то в Карловых Варах и Брно».

Кроме того, по ее сведениям, Игорь Лукеш, профессор истории и международных отношений в Бостонском университете, сказал The Daily Beast, что Прага более десяти лет служила платформой для российской разведки и российских спецслужб, СВР и ФСБ. В дополнение к обычному персоналу СВР, работающему под прикрытием в российском посольстве, есть еще множество агентов, работающих в Чешской Республике под неофициальным прикрытием.

Более того, утверждает Лукеш, ФСБ завербовала существенное количество информаторов в большой русской диаспоре в Праге, Карловых Варах и других местах. Но, возможно, самый заметный след российские спецслужбы оставили в электронной сфере: кажется, что целое подразделение дезинформаторов работает в чешских СМИ.

Есть, впрочем, еще один «канал влияния». «Уже несколько лет Россия проводит политику агрессивного вмешательства в жизнь стран, являвшихся членами Восточного блока. Ясно, что Москва хочет расширить свое влияние и ослабить ЕС. Однако почему в этом участвуют страны, бывшие «жертвами» России?» — задавался вопросом Борис Калноки в немецкой газете Die Welt еще в середине ноября. И сам же отвечал: «Ответ на этот вопрос во многом связан с деньгами и коррупцией».

По мнению журналиста, «Чехия, Словакия и Венгрия закрывают глаза на свои страхи из прошлого, пытаясь заработать деньги вместе с Россией и с ее помощью».

И на этом фоне карта, помещенная в подарочном дневнике «Чешских железных дорог», уже не выглядит «небрежностью» или «ляпсусом», где более всего подходят объяснения типа «недоглядели» или «не там кликнули мышкой». Скорее все это похоже на рассчитанную провокацию. Причем адресованную не только и не столько чешской и даже не украинской, сколько не в последнюю очередь российской же аудитории.

Которую при помощи таких вот топорных трюков пытаются убедить: вот еще немножечко — и мир признает «воссоединение Крыма с Россией», санкции будут сняты, в отношениях с РФ начнется новая «перезагрузка»…К чему в реальности может привести такая политика и какой окажется ее «цена» для самих же россиян, напоминать излишне.

Так что карта в подарочном дневнике может завести и Россию, и Чехию совсем не туда, куда хотелось бы.

ЭХО НА FACEBOOK:
Loading...