За рубежом, Эхо

Оккупированная граница в роли «черного коридора»

НУРАНИ

Подавляющее большинство тех, кто хотя бы раз побывал за границей, знают, что обозначает на таможне «зеленый коридор», а что — «красный». «Черного коридора» в официальной системе обозначений и стандартов нет.

Но именно таким термином осведомленные люди чаще всего обозначают оживленные контрабандные маршруты. И как показывают последние новости, именно в такой роли «черного коридора» готовится в очередной раз предстать Армения, под чьей оккупацией находится значительный участок азербайджано-иранской границы.

Нет, внешне все выглядит вполне респектабельно. Здесь на все лады обсуждают итоги визита министра иностранных дел Ирана Мохаммеда Джавада Зарифа в Армению. Он, правда, обошелся без «прорывных» договоренностей. Более того, как раз накануне визита серьезное продвижение получил проект железной дороги Астара-Астара-Решт, соединяющей Иран и Россию по территории Азербайджана, в то время как широко разрекламированный Ереваном проект строительства железной дороги Иран-Армения был «похоронен» окончательно.

Тем не менее, Арман Навасардян, имеющий дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, в своем комментарии для Tert.am заявил: теоретически реалистично, что Армения может стать мостом в отношениях между ЕАЭС, ЕС и Ираном. Этот вопрос включен в повестку, как Армении, так и Ирана. «В 2013 году, когда Армения подписала договор о вступлении в ЕАЭС, первым именно Зариф заявил, что они очень рады, что Армения, как страна-сосед, может стать мостом, связывающим Иран со 170 миллионным евразийским рынком. Насколько это удалось сделать — трудно сказать. Судя по всему, иранская сторона очень заинтересована также соглашением Армения-Евросоюз», — рассуждал Арман Навасардян.

По его убеждению, соглашения Армении с ЕАЭС и ЕС не похожи друг на друга, но предоставляемые ими возможности можно рассматривать на одном уровне. Через Армению Иран, с одной стороны, устанавливает связь с ЕАЭС, с Россией, с другой стороны — с Европой. У Армении действительно очень хорошие отношения с Ираном.

Правда, тут же вынужден был признать: «Отсутствие большой инфраструктуры сегодня может стать либо препятствием, либо фактором, замедляющим процесс. У нас до сих пор нет железной дороги север — юг, туманна ее перспектива, не достроена также автомагистраль, без которой очень сложно все это воплотить в жизнь. Иран несколько раз на очень высоком уровне заявлял, что Армения может стать той дорогой, которая свяжет Персидский залив с Средиземным морем. Это, конечно, очень хорошее заявление, но еще не имеет под собой реалистичной основы». Добавим от себя: на волоске повисло и строительство автодороги «север-юг».

В свою очередь, начальник Национального исследовательского университета обороны МО РА, доктор политических наук, профессор, генерал-лейтенант Гайка Котанджяна на слушаниях по теме «Армения — ЕС: Всеобъемлющее и расширенное партнерство», состоявшихся 1 декабря 2017 года в НС РА представил свой доклад, где прямо заявил: »В июле 2017 г., в преддверии заключения договора между Республикой Армения и Евросоюзом, в Национальном исследовательском университете обороны МО РА была начата разработка геостратегического проекта вовлечения РА в инициативу Китая «Одна зона — один путь».

Целью данной разработки является оценка перспективы задействования нового альтернативного маршрута Китай — Европа по территории Ирана в контексте инициативы Китая «Одна зона — один путь» посредством интегрирования морского транзита Китай — Иран с мультимодальным транспортным коридором «Персидский залив — Черное море»». И с ловкостью базарного купца набивая цену на свой товар, отметил: «Во время экспертных обсуждений нашей совместной разработки, осуществленной в июле-ноябре 2017 г., китайские и иранские специалисты отмечали важность данного проекта, подготовленного главным государственным мозговым центром РА».

Как уверен автор доклада, «разработанный в НИУО проект придаст новый стратегический калибр геополитической роли РА в регионе и поднимет на качественно новый уровень двустороннее и многостороннее сотрудничество Евросоюза с Ираном и Китаем при участии Армении».

А затем заявил: «В то же время считаю необходимым отметить, что дальнейшая задержка старта межгосударственных переговоров с Ираном и Китаем по данному вопросу может в значительной мере снизить возможность осуществления данной программы, нацеленной на преодоление региональной изоляции Армении».

Здесь, конечно, надо бы напомнить господину Котанджяну, что единственный реальный способ преодолеть региональную изоляцию Армении — это нормализовать ее отношения с Азербайджаном и Турцией, но в Ереване такие вещи говорить вслух не принято. И от рассуждений Навасардяна, Котаyджяна и т.п. можно было бы просто отмахнуться, если бы не одно немаловажное обстоятельство. О том, что Армения должна стать для Ирана «воротами» в Россию и Европу одновременно, в Ереване заговорили как раз в то время, когда, по информации газеты «Коммерсантъ», глава Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Майк Помпео сообщил, что направил письмо иранскому генерал-майору Касему Сулеймани и властям Ирана, где выразил обеспокоенность правительства США по поводу действий Ирана в Ираке.

По словам господина Помпео, он направил письмо после того, как один из высокопоставленных иранских военачальников дал понять, что Иран может атаковать американских военных в Ираке. «Мы написали в этом письме, что он (Касем Сулеймани) лично и Иран будут нести ответственность за любые атаки в отношении американских интересов в Ираке», — цитирует главу ЦРУ Reuters.

Как напоминает в этой связи «Ъ», еще в октябре президент США Дональд Трамп принял новую стратегию в отношении Ирана. Трамп, продолжает издание, считает целесообразным изменить условия ядерного соглашения с Ираном и ввести санкции в отношении иранского военно-политического формирования Корпуса стражей исламской революции.

Однако при этом «за кадром» другое. В последнее время по понятным причинам в фокусе внимания — противостояние с ИГ, но в Ираке действует немало радикальных проиранских группировок. Более того, в недавнем прошлом Армению уже «ловили за руку» — именно через эту страну «прокачали» оружие, из которого проиранские боевики убивали американских солдат. И если вспомнить, насколько остро пересеклись сегодня интересы США и России в регионе, то возобновление такого «черного транзита» через территорию Армении не выглядит таким уж невозможным. В особенности на фоне красноречивых «подвижек» в Москве. Выступая на конференции «Средиземноморский диалог» в Риме, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Заявления о том, что Иран надо «посадить в коробку», нереалистичны. Невозможно «посадить в коробку» такую страну, как Иран или как Саудовская Аравия».

По его словам, у данных стран «есть законные интересы в регионе», и пока они «продвигаются ими законно», необходимо принимать это «как данность и способствовать гармонизации интересов различных региональных игроков». А это уже явный признак, что Москва готова поддержать Тегеран в его региональных «разборках». А так как финансовые возможности и политический авторитет у РФ сегодня не то чтобы очень, остаются поставки оружия.

Правда, РФ не очень захочет здесь особенно «светиться» и постарается найти тот самый «черный коридор». Где у Армении наличествует серьезное преимущество — оккупированный участок границы Ирана и Азербайджана, находящийся по сути дела во внеправовом пространстве и представляющий собой идеальную зону, где можно проложить тропу для контрабанды всего чего угодно.

И на этом фонt так ли уж случайно, что в ходе своего недавнего визита в регион Сергей Викторович давал понять, что скорого урегулирования, то есть вывода войск Армении c оккупированных азербайджанских земель, ждать не стоит?