Точка зрения

Будни информационной войны

Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Долгие годы Азербайджан находится в состоянии открытой информационной войны, которая не признает границ и в которой не бывает перерывов. Увы, но продолжительное время нам приходилось просто следить за действиями наших «оппонентов».

А до этого и вовсе мы «наивно не замечали» политических фальсификаций и «исторических приватизаций» наших горе-соседей. Если позволить себе спортивную аналогию, то можно сказать, что мы наблюдали игру в футбол с одними воротами. О наличии или формировании какой-либо информационной стратегии даже и говорить не приходилось.

Сегодня, с усилением международных позиций страны, а также активной внешней политики главы государства, мы наблюдаем уже смещение акцентов в интересах третьих сторон, которые блюдут свои интересы в данном конфликте.

Смещение акцентов в интересах третьих сторон, как раз и приводит отчасти к содержательным изменениям в процессе урегулирования самого конфликта. Собственно говоря, ничего нового: любой конфликт — это в тоже время для третьих сторон возможность реализации их собственных геополитических интересов. Этим и объясняется степень активности их вовлеченности в процесс «урегулирования» конфликта.

Более того, мировая история доказывает, что во многих случаях, интересы третьих сторон как раз и являются причиной возникновения и продолжительного существования самого конфликта. Иными словами, зачастую предмет конфликта создается извне. В этой особенности и заключается суть геополитических стратегий.

Именно в данном контексте мне и хотелось бы коснуться одного недавнего инцидента, который носит знаковый характер. Согласно информации, имеющей место на одном из самых популярных сайтов Армении, Союз армян России (САР) выступил с заявлением в связи с антиармянской кампанией в российских СМИ.

В заявлении говорится: «После подписания соглашения о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между Арменией и Евросоюзом, в ряде российских средств массовой информации со стороны некоторых невежественных или продажных журналистов и горе-политиков была развязана антиармянская кампания, где эти деятели пытались представить это соглашение, как смену курса политики Республики Армения, измену союзническим отношениям с Россией и союзниками по ЕАЭС и вообще как смену вектора армянской политики».

САР также отмечает: «действия этих крайне безответственных журналистов и политиков вызвали всеобщее возмущение, как в Армении, так и в многомиллионной армянской общине в России, как попытка создать проблемы между нашими странами и сформировать негативный образ Армении в глазах российской общественности».

Выражая возмущение живущих в РФ армян, САР заявил, что недоумевает, каким образом эти люди могли получить трибуну на российском телевидении и в других средствах массовой информации, фальсифицируя и искажая политику ближайшего союзника России.

«Мы обращаемся к властным структурам, которые, мы надеемся, имеют определенное влияние на российские средства массовой информации, и руководителям телеканалов и СМИ с требованием отстранить от эфира этих продажных журналистов, горе-политиков и «экспертов» — маргиналов, позиция которых не находит отклика в российском обществе, так как это наносит ущерб, в первую очередь, самим этим средствам массовой информации, через которые тиражируется невежество или сознательная дезинформация, сеющая рознь между нашими братскими народами и странами» (PanARMENIAN).

Согласитесь, очень знакомые мотивы. Мы долгие годы переживаем наличие в международных СМИ предвзятой и искривленной информации по отношению к нашей стране и существующему конфликту. Эти сложные годы борьбы нас научили понимать то, что в информационной войне правду не ищут, ее создают посредством различных информационно-политических технологий.

Эта война научила нас также понимать и то, что победителей не судят, а защищающаяся стратегия воспринимается в качестве стратегии слабой стороны. Современная геополитика полна «историй», доказывающих правдоподобность данной политической гипотезы.

Однако нельзя обольщаться, а тем более, расслабляться. Ведь, информационная война для третей стороны это скорее бизнес. Информационная война — это инструмент политических манипуляций и спекуляций. Собственно говоря, конфликт инициируется как раз для того, чтобы создать «благоприятные» условия для этих самых манипуляций и спекуляций. Выигрывает тот, кто имеет большее количество инструментов для контроля над ситуацией.

Если информация дошла до своего адресата и «спекуляция» свершилась, то не стоит удивляться, если завтра мы будем свидетелями абсолютно иной информации, которая будет указывать уже на то, что Азербайджан четко определил стратегические векторы своей внешней политики, которые, в свою очередь, не соответствуют геополитическим интересам России. А ведь в данном контексте уровень соответствия интересов и определяет степень Российской поддержки одной из сторон существующего конфликта.

В этом и заключаются будни информационной войны. Успех в одной конкретной ситуации не может быть гарантом победы. Каждый успех должен подтверждаться так называемыми информационными поводами.

Пробелы или большие временные паузы могут свести на нет любой успех. Более того, из данной конкретной ситуации можно извлечь урок.

Обратите внимание на то, что Союз армян России практически сразу опровергает информацию и выражает официальный протест, уже не говорю о масштабе политического резонанса данного протеста. Это та самая характеристика поведения в информационной войне, которой нам не хватало на протяжении долгих лет.